Cлова-омонимы

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Познакомить учащихся с омонимами; показать их использование в речи.

Задачи урока:

  • Вести наблюдение за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин “омонимы”; наблюдать за использованием омонимов
  • Развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать и анализировать;
    Воспитывать чувство уважения к русскому языку.
  • Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах,

Оборудование:

  • "Русский язык": 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (Часть 2). Под редакцией С. В. Иванова
  • Словарь русского языка С.И.Ожегова
  • Мультимедийное оборудование
  • Карточки для учащихся
  • Картинки “Весёлые человечки” для физминутки

Ход урока

1. Организационный момент

- Добрый день, ребята. Поприветствуйте гостей. Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной.

Мы будем наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, познакомимся с названием этих слов, будем наблюдать за использованием омонимов в русском языке, над ролью омонимов в нашей речи.

Презентация.

2. Каллиграфическая минутка (Слайд 2)

Учитель: Урок начнем с минутки красивого письма. Разогрели руки (дети  трут одну руку о другую).
Слепили снежок (массаж пальчиков). Играем в снежки (разминка кистей рук). Нарисовали узоры на стекле (разминка кистей рук).

Посмотрите внимательно, как правильно пишется буква К, к. Проследите за карандашом. Соблюдайте наклон, обратите внимание на одинаковую высоту заглавных букв и одинаковое расстояние между буквами. Пропишите в тетрадях всю строчку этих букв.

3. Словарная работа (Слайд 3, 4)

Учитель: “Посмотри, запомни, запиши!”,- так мне хочется сказать об этих словах. О каких словах я говорю? Ученики: о словарных словах.

1) Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом (с непроверяемой безударной гласной е). Составьте предложение со словом ДЕРЕВНЯ или вспомните стихотворение с этим словом.

4. Повторение. Актуализация знаний.

Учитель: Мы проходим с вами раздел русского языка - лексика. С какими словами мы познакомились?

Ученики: с антонимами, синонимами.

Учитель: Угадайте слова.

Я синоним к слову ЖАРКО
Лето без меня не сладко
(ТЕПЛО. ЗНОЙНО)

Синонимы у ДЕТВОРЫ
Назовете быстро вы
(ДЕТИ, РЕБЯТА, МАЛЫШИ)

Я антоним к слову ЛЕТО
В шубу снежную одета,
Хоть мороз люблю сама,
Потому что я (ЗИМА)

Я антоним к слову ЗНОИ,
Я в реке в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня (ПРОХЛАДА)

5. Изучение нового материала.

1) - Зачем нужны синонимы, антонимы в русском языке? (Чтобы речь была красивой, не было повторов, более выразительной)

- У синонимов и антонимов есть ещё один “братец”

Учитель: Что за братец спрятался в 3 строке? Вам интересно? И мне!

Нас много в играх набирают,
И на нос одевают (ОЧКИ)

Учитель: Какие бывают очки?

Ученики: Очки - предмет для слабовидящих, очки - баллы в игре, соревновании.

Обратите внимание: Между значениями этих слов нет ничего общего!

2) ТАБЛИЦА (СЛАЙД 5) ( / С '

Написание, звучание разное, значение... близкое? (Это синонимы)

Написание, звучание разное, значение...противоположное? (Это антонимы)/

Написание, звучание совпадает, значение - разное. Это слова - ОМОНИМЫ.

1 ученик

Мы слова из русской речи,      
Из родного языка.
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.

2 ученик

Но важна не только внешность,    
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Скажем лицам вопреки,
Мы по смыслу - далеки.

3) Практическая работа с учебником

- Что это за слова, нам поможет узнать учебник - откройте с. 66.

1) Рубрика “Давай подумаем”

Посмотрите на картинки и на СЛАЙД 6,7

Можно ли сказать, что эти 2 предмета мы называем одним и тем же словом (Да).

- Докажите, что эти слова разные по значению (Слова обозначают причёску, инструмент. У этих слов различная сочетаемость: девичья коса, острая коса) - Ниже дана рубрика “Подсказка”. Какой вывод можно сделать? (Каждое слово имеет своё значение)

- Так что же это за слова “омонимы”? Рубрика “Тайны языка”

Работа со словарём С.И.Ожегова. Наблюдение над значением слов-омонимов.

2) Упражнение 1 (коллективная форма работы) (СЛАЙД 8, 9)

Определение значения слов ключ, свет по толковому словарику (с. 147, 151). Составление и запись предложений с этими словами.

Учитель: Какую цель ставите себе на данном этапе работы?

Ученики: Научиться распознавать Омонимы, не путать их с многозначными словами и т.д.

Учитель: Будьте внимательны, многозначные слова имеют смысловую связь!

Учитель: Читаем задание.

Ученики: Я потерял ключ от квартиры. Мы разгадали ключ к шифру и прочитали слово. В нотной тетради я нарисовал скрипичный ключ. Вкусна вода из лесного ключа.

Много есть разных ключей - первые три значения слова - это значения многозначного слова (у них есть общий элемент значения “открывать”), а ключ - “источник” - омоним.

Учитель: Шел я с сумкой за плечом,

Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну
Над водою спину гну,
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?

- У слова “свет” первые два значения - это значения многозначного слова - то, что мы видим глазом или что связано с энергией, свет в значении “земля, мир” - это омоним.

(СЛАЙД 9)Ученики: Солнечный свет пробился сквозь тучи. Зимой в три часа мы в квартире включаем свет. Я мечтаю о путешествии вокруг света.

Учитель: запишем два предложения со словами - омонимами.

4) А вот познавательная рубрика “Из истории языка” введёт нас в мир истории происхождения слова.     СЛАЙД 10

Слово “омоним” произошло от двух древнегреческих слов: “омос” -“одинаковый” и “онима”-“имя”

6. ФИЗМИНУТКА

Вдаль посмотрим и под ноги
Влево, вправо побыстрей
Удивимся: Что такое?
И закроем их скорей
“ВЕСЁЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ”(показ фигурок, дети выполняют движения)

7. Первичная проверка понимания нового материала.

- Упр. 2. Что нужно сделать, чтобы смысл предложения стал ясен? (В словах поставить ударение)

- Прочитайте первое предложение сначала так, чтобы речь шла о месте, где живут люди. Затем так. Чтобы речь шла о предмете, который запирает дверь.

Наконец мы нашли старый замок.

Прочитайте второе предложение так, чтобы сначала речь шла о муках. Затем о том, из чего пекут хлеб.

Это была настоящая мука.

Прочитайте третье предложение так, чтобы сначала речь шла о карте, затем о материи.

В магазине продавался старинный атлас.

Давайте сделаем вывод: какие встречаются слова в русском языке?

(Слова, которые пишутся одинаково, но при произношении (по месту ударения) они не совпадают)

- Упр. 3. -Сейчас мы с вами выполним одно интересное задание. Кто из вас любит шутки, забавные истории?

Авторы учебника приготовили для вас шутку-прибаутку. (Упр. 3) -Что вы заметили необычного? (Человек ел хлеб сухой. А были кости.) Кто сразу ответит. На чём основана шутка? (На использовании омонимов)

- Как называется суп из рыбы? (Уха)

Хлеб сухой - хлеб с ухой.

- Как звучат эти слова? (Одинаково)

- А как пишутся? (По-разному)

Слова, не связанные по смыслу

Одинаково звучат и пишутся

Одинаково звучат, пишутся по-разному

Одинаково пишутся, звучат по - разному.

(уж)

Код-кот

Гвоздики-гвоздики

8. Самостоятельная работа. Задание в парах. (Упр. 4)

Учитель: Еще раз повторим об ОМОНИМАХ. (Слайд 8)Прочитаем задание упражнения 4.

- Омонимы можно разделить на 3 группы. Они приведены в таблице. (СЛАЙД)

Вы должны найти в тексте омонимы и распределить их в три колонки. Название каждой группы вам подскажет таблица.

Выполняем на листочках самостоятельно.

1. Уж наступил вечер. Уж питается лягушками. (В 1-ю колонку)

2. 3ацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики. (В 3-ю колонку)

3. Сложный код. Пушистый кот. (Во 2-ю колонку) ПРОВЕРКА. - Проверьте свою работу. (Слайд 11)

9. Oбобщеиие и систематизация знаний.

- С какими новыми словами мы познакомились? (С омонимами.)

- Какие слова называются омонимами? (Одинаковые по звучанию и написанию)

- С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки,

Игра слов. У каждого из вас на столе лежит текст стихотворений - шуток. Найдите в стихотворении омонимы. Подчеркните их, объясните значения Карточка.

1.

Собирала Маргаритка маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка маргаритки во дворе.

2.

Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля
Ту серёжку нашёл Серёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя серёжка.

3.

На   виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.

9. Проверка рефлексивной деятельности учащихся в процессе обучения.

- Что нового узнали на уроке? Что вам запомнилось?

- Наш урок подошёл к концу. Каждый из вас по-разному его воспринял. На парте у вас графическое изображение настроения человека.
- Какое у вас настроение после урока русского языка? Обведите его карандашом.

Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Нам нужно уметь пользоваться этим богатством в устной и письменной речи.    

10. Домашнее задание: с. 68, упр. 5 или упр. 6.