Тип урока — урок усвоения новых знаний.
Целеполагание для ученика (что надо знать, что уметь после изучения темы):
- Предметные цели: знать правило о написании О-А в корне -лаг- — -лож-, уметь использовать на письме правило о написании О-А в корне -лаг- — -лож-, уметь различать орфограммы «Безударная гласная в корне слова» и «Гласная в корне с чередованием»; уметь различать корни-омофоны.
- Метапредметные цели (цели, отражающие
развитие ОУУД):
- регулятивные: уметь планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия; уметь высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника и раздаточным материалом;
- познавательные: уметь пользоваться различными источниками информации, анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, переводить информацию из одной формы в другую, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
- коммуникативные: уметь работать в парах в соответствии с нормами общения, высказывать свои суждения, слушать и понимать других; уметь строить связную монологическую речь.
Целеполагание для учителя
- Предметные: формировать умение использовать на письме правило о написании О-А в корне -лаг- — -лож-, умение различать орфограммы «Безударная гласная в корне слова» и «Гласная в корне с чередованием»; совершенствовать умение различать корни-омофоны.
- Метапредметные (цели, отражающие развитие
ОУУД):
- регулятивные УУД: формировать умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия; формировать умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника и раздаточным материалом;
- познавательные: научить пользоваться различными источниками информации, совершенствовать умение анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, развивать навык перевода информации из одной формы в другую, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
- коммуникативные: организовать работу в группах, формировать умение работать в парах в соответствии с нормами общения, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других; помогать развивать связную монологической речь.
Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение оценивать самостоятельно достигнутые результаты.
Оборудование, необходимые материалы: компьютер, проектор, раздаточный материал, карточки для работы в группах.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (Слайд №2)
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию.
2. Постановка учебных задач (Слайды №3 – 4)
Учитель организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва:
- сообщает, что работа на уроке будет проходить в парах;
- просит вспомнить правило проверки безударной гласной в корнях слов;
- предлагает вставить пропущенные буквы в словах на карточке №1 (Приложение 3)
Задание для учащихся
Предл..гать, предл..жить, сл..гать, сл..жение, прил..гать, прил..жить.
3. Совместное исследование проблемы (Слайды № 5-8)
Учитель организует устный коллективный анализ учебной задачи:
- предлагает разобраться, какое правило действует в корне -лаг-//-лож-, для этого предлагает выполнить задание на карточке №2 (Приложение 3):
Задание для учащихся
Выделите в словах корни. Распределите слова в
два столбика. Выделите суффиксы после корня,
подчеркните конечный согласный корня. Выявите
закономерность.
Предлагать, предложить, слагать, сложение,
прилагать, приложить.
Учитель фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
4. Моделирование (Слайд № 9)
Учитель организует учебное взаимодействие
учеников (группы) и следующее обсуждение
составленных моделей.
Предлагает сформулировать правило написания
гласных а-о в корне -лаг-//-лож-.
Предлагает сравнить собственную
формулировку с формулировкой учебника. (§38, п.1)
5. Конструирование нового способа действия (Слайд № 10)
Учитель организует учебное исследование для выделения понятия: предлагает составить алгоритм применения на письме правила написания гласных а-о в корне -лаг- — -лож-.
Ученики составляют алгоритмы и оформляют графическая запись этих алгоритмов в тетради.
Физминутка (Слайд № 11)
Учитель предлагает встать и попробовать
движениями рук, покачиваниями головы
изобразить алгоритм применения на письме
правила написания гласных а-о в корне -лаг-
// -лож-.
Учитель проговаривает вместе с детьми во время
физминутки алгоритм применения правила.
6. Переход к этапу решения частных задач (практическая деятельность учащихся) (Слайды № 12-14)
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
Составление словосочетаний (одно из слов с корнем -лаг- — -лож-).
Учитель осуществляют работу по выполнению отдельных операций: учащиеся осуществляют учебные действия по составленному алгоритму (применяется групповой, индивидуальный методы).
Задание для учащихся
Составьте с существительными из первого столбика и подходящими по смыслу глаголами из второго столбика словосочетания и запишите их. Объясните написание пропущенных букв.
пол..жение
изл..жение
сл..гаемое
предпол..жение
прил..гательное
сл..жение
изменить
высказать
закончить
просклонять
уменьшить
произвести
Ученики осуществляют самоконтроль.
Соблюдение морфологических норм при образовании видовой пары положить — класть и её парадигмы. Составление словосочетаний.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Участвуют в обсуждении содержания материала.
7. Применение общего способа действия для решения частных задач (Слайды № 15-17)
Учитель организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу по совершенствованию
- умения использовать на письме правило о написании О-А в корне -лаг- — -лож-,
- умения различать омонимичные корни.
Составление предложений с данными словосочетаниями. Объяснение написания пропущенных букв.
Задание для учащихся
Составьте два предложения с данными словосочетаниями. Объясните написание пропущенных букв.
отл..жить газету
предл..гать чашку чая
уютно распол..житься
ул..жить куклу
Ученики применяют новый способ, осуществляя
отработку операций, в которых допущены ошибки.
Строят рассуждения. Используют речь для
регуляции своего действия.
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом.
Осуществляют пошаговый контроль по результату.
Работа с омонимичными корнями. (Сравнивают слова в двух столбиках. Определяют, почему они распределены в две группы?)
Задание для учащихся
предложение
положение
изложить
выложить
ложь
ложный
Ученики участвуют в обсуждении содержания материала. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия.
7. Контроль на этапе окончания учебной темы (итог урока) (Приложение 4, Слайды № 18-31,32)
Выполнение теста (Приложение 2)
Диагностическая работа (на выходе):
— организация дифференцированной
коррекционной работы,
— контрольно-оценивающая деятельность.
Учащиеся дают оценку деятельности по её
результатам (самооценивание, оценивание
результатов деятельности товарищей)
Выполняют работу, анализируют, контролируют и
оценивают результат.
Рефлексия своих действий.
Осуществляют пошаговый контроль по результату.
Рефлексия: приём незаконченного предложения.
(Я узнал… Я научился… Я никогда не ошибусь…)
8. Осмысление домашнего задания
Слайды № 33-36
Ученики могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
- Выполнить упражнения 591 (1): составить и записать словосочетания с данными словами, объяснить написание гласных в корнях с чередованием.
- Составить и записать небольшой текст (5-6 предложений) или отдельные предложения по картине Б.М.Кустодиева «Ярмарка» (http://smallbay.ru/kustodiev.html), используя слова с корнем -лаг- — -лож-. Объяснить написание гласных в корнях с чередованием.
Литература
- Львова С.И. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы. — М: Мнемозина, 2008 г.
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. Комплект из 3-х частей. — М: Мнемозина, 2008 г.
- Бажанова И.А., Львова С.И. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. В 2-х частях. — М: Мнемозина, 2013 г.
- Прохватилина Л.В. Проверь себя. Рабочая тетрадь. 5 класс. — М: Мнемозина, 2013 г.
- Васильевых И.П. Уроки русского языка. Уроки русского языка. 5 класс. Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова "Рус.яз. 5 кл" — М: Мнемозина, 2013 г.
- Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. — М: Просвещение, 2012.
- К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 5 класс: Пособие для учащихся / Л.А.Ахременкова. — М.: Просвещение, 1999.
Технологическая карта урока (Приложение 1)