Цель:
- закрепление знаний по теме “Геометрические тела и фигуры”.
- конструирование моделей животных на основе 6-ти угольной пирамиды.
Задачи:
- Закрепить представление о геометрических телах фигурах.
- Распознавать геометрические тела и фигуры; и их элементы.
- Систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения.
- Развивать пространственное воображение, конструкторские навыки и творчество.
- Способствовать развитию интереса к техническому творчеству.
- Воспитывать самостоятельность, настойчивость для достижения конечных результатов.
- Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
- Способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов, умения планировать свою деятельность.
- Развитие навыков самостоятельной и групповой работы.
Оборудование: компьютер учителя (ноутбук), мультимедийный проектор, экран.
Материалы и инструменты:
- слайдовая презентация к занятию; циркуль для доски;
- цветная бумага и картон, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, циркули ученические, клей.
План занятия:
- Организационная часть (подготовка к работе).
- Актуализация опорных знаний.
- Закрепление теоретического материала.
- Практическая работа, объяснение и показ основных методов выполнения работы.
- Подведение итогов занятия, обсуждение выполненной работы.
- Уборка рабочих мест.
Ход занятия
Организационный момент.
Все ребята класса делятся на группы по 4 человека.
Каждой команде предлагается посетить Страну “Геомастерилию”. СЛАЙД 2
Дорога в эту Страну начинается в “Лесу Безопасности”, побывая в пещере “Умная Рука”, пройтись через “Полуостров Смекалок”, пробраться через “Загадочное Ущелье”, пройти “Долину Разгадайка”, затем нужно проплыть по “Реке Сноровка”, сойти на “Пристани Спортивной”, подняться на “Наблюдательную Возвышенность”, и достичь “Вершины Мастерства”. И это всё мы с вами должны преодолеть. Ребятам постоянно придётся участвовать в конкурсах, которые направлены на закрепление знаний, умений и навыков по геометрии. Кроме этого ребята, участвуя в конкурсах, должны будут применить свои знания, умения и навыки, полученные раньше.
Итак, наше путешествие начинается в царство Страны “Геомастерилии”. Перед началом путешествия я рассказу о правилах. Все команды на каждом этапе будут получать балы. Сколько баллов и условия каждого этапа я скажу позже. Проходя каждый этап, все результаты будут записываться в сводную таблицу. А сейчас я предлагаю вам выбрать названия команд, используя тему “Геометрические фигуры”. Итак,... квадрат, ромб, круг, треугольник, трапеция. (Приложение №1)
Молодцы.
1 ЭТАП
СЛАЙД 3
Начинается дорога в “Лесу Безопасности”.
Мы с вами должны вспомнить технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Задание. Назвать правила при работе с колющими и режущими инструментами.
(Оценивается каждый правильный ответ).
2 ЭТАП
СЛАЙД 4
Путешествуя по Стране “Геомастерилия” вам нужно побывать в пещере “Умная Рука”.
Задание Графический диктант.
(Оценивается каждый участник команды, правильно выполнивший задание – 1 балл).
1 клетка вправо, 1 клетка вверх,1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 4 клетки вправо, 1 клетка вниз, 9 клеток вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 5 клеток вниз, 1 клетка влево, 5 клеток вниз, 4 клетки влево, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 4 клетки влево, 5 клеток вниз, 4 клетки влево, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вверх.
3 ЭТАП
СЛАЙД 5
Правильно выполнив задание в графическом диктанте, вас ожидает следующее испытание: пройтись через “Полуостров Смекалок”
Танграм — головоломка из семи плоских фигур. Название “танграм” возникло в Европе, вероятнее всего, от слова “тань” (что означает “китаец”) и корня “грамма” (в переводе с греческого “буква”).
Задание: составить фигуру лисы и зайца. (Приложение №2)
(Каждому участнику команды по 1 баллу за правильно собранную фигуру лисы и зайца).
СЛАЙД 6
4 ЭТАП
СЛАЙД 7
На “Полуострове Смекалок” вы очень быстро справились с заданием, а теперь вам нужно пройти через “Загадочное Ущелье”.
(Каждой команде по жеребьевке выпадает номер вопроса; за правильный ответ – 1 балл, если команда ответила неправильно, у другой команды есть шанс получить дополнительный балл).
Задание “Изобрази...:
- геометрическую фигуру, не имеющую углов СЛАЙД 7-1
- замкнутую линию, состоящую из трех равных отрезков СЛАЙД 7-2
- фигуру, состоящую из четырех равных отрезков СЛАЙД 7-3
- четырехугольник, у которого стороны попарно равны и параллельны СЛАЙД 7-4
- четырехугольник, у которого только одна пара сторон лежащих на параллельных прямых. СЛАЙД 7-5
5 ЭТАП
СЛАЙД 8
Дальше идет “Долина “Разгадайка”
(Каждой команде по жеребьевке выпадает номер вопроса; на слайде рисунок закрыт цветными квадратами, при их последовательном открывании команда набирает баллы: 3-2-1 балл, если команда ответила неправильно, у другой команды есть шанс получить дополнительный балл).
Задание. Что это?...
- Рисунок куба. СЛАЙД 8-1
- Рисунок 4 угольной призмы. СЛАЙД 8-2
- Рисунок 4 угольной пирамиды. СЛАЙД 8-3
- Рисунок конуса. СЛАЙД 8-4
- Рисунок цилиндра. СЛАЙД 8-5
Дополнительное задание. СЛАЙД 9
Каждой команде привести примеры разгаданных геометрических тел из окружающего мира.
(За каждый правильно приведенный пример по 1 баллу).
ПРИМЕРЫ: СЛАЙД 9-1; 9-2; 9-3; 9-4; 9-5.
6 ЭТАП
СЛАЙД 10
На вашем пути препятствие, нужно проплыть по “Реке Сноровка”
Задание. Отгадать загадки. (Приложение №3)
(Каждой команде по жеребьевке выпадает номер вопроса с загадкой, за правильный ответ - 1балл, если команда ответила неправильно, у другой команды есть шанс получить дополнительный балл).
7 ЭТАП
СЛАЙД 11
На “Пристани Спортивной” у нас вами будет остановка, и мы проведем физкультминутку.
(Баллы не начисляются).
От зеленого причала оттолкнулся пароход
Встать
Он шагнул назад вперед
шаг назад
А потом шагнул вперед
шаг вперед
И поплыл, поплыл по речке
движения руками
Набирая полный ход
ходьба на месте.
8 ЭТАП
СЛАЙД 12
На “Пристани Спортивной” мы с вами немножко отдохнули, а теперь вам нужно подняться на “Наблюдательную Возвышенность”.
Задание. Вы видите геометрическую фигуру. Её нужно разделить на четыре части равные по форме и размеру. Получившиеся фигуры должны быть такими же, как исходная. (Первая команда, правильно ответившая на вопрос получает 1 балл).
Ответ
Вот и последняя ступень “Вершина Мастерства” (Приложение №3) и чтобы её достичь нужно, сконструировать игрушки. (Как вы думаете, о какой сказке идет речь?) (Колобок).
СЛАЙД 13
Фигурки зайца (Приложение №4), медведя (Приложение № 5), лисы (Приложение № 6) и волка (Приложение №7). Раскрасить цветными карандашами, оформить детали игрушки фломастерами, вырезать, склеить головы игрушек по контуру. Игрушки должны быть объемные в Приложении № 8 показан чертеж 6-ти угольной пирамиды и её развертка. Цвет “тела” игрушек выбрать в соответствии с выбранной игрушкой. (Приложение № 9).
Изготовив зверей из сказки “Колобок” мы достигли “Вершину Мастерства” и теперь можем не только рассказывать, но и показывать эту сказку.
Все молодцы.
Подведение итогов.
Уборка рабочих мест.
Литература
- Ботвинников А.Д. Виноградов В.Н. Черчение. – М.: Просвещение, 1988.
- Колмогоров А.Н. Семенович А.Ф. Геометрия – М.: Просвещение, 1979.
- Интернет-ресурсы.