"Площадь прямоугольного треугольника". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: урок введения нового знания.

Цель урока: 

  • познакомить с алгоритмом нахождения площади прямоугольного треугольника;
  • учить находить площадь прямоугольного треугольника по его катетам;
  • развивать логическое мышление, речь и память учащихся;
  • воспитывать аккуратность в выполнении чертежей и уважение к товарищам.

Планируемый результат:

  • знать формулу нахождение площади прямоугольного треугольника;
  • уметь находить S прямоугольного треугольника по его катетам.

Основные понятия: прямоугольный треугольник, площадь прямоугольного треугольника.

Межпредметные связи: геометрия, окружающий мир.

Оборудование:

  • Учебник Математика 4 класс, часть 1, урок 38. Т.Е. Демидова, С. А, Козлова, А.П.Тонких.
  • Карточки “Математическое лото”.
  • Презентация.
Ход урока Комментарий
1. Организационный момент. Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята.

- Сегодня нам с вами предстоит сделать новое открытие. Но прежде чем это произойдет,  давайте немного повторим пройденный материал.

- Хлопните столько раз, сколько геометрических фигур вы видите.

- Присядьте за парту столько раз, сколько получится в результате вычисления в данной цепочке.

(54 : 18 + 27) : (15 x 2) = 1

Запись даты в тетрадях.

Минутка чистописания.

1042

Слайд 2.

2. Актуализация опорных знаний.

А) Индивидуальная работа (работа по карточкам).

5000 + 6000 10 000 - 3000 11000 + 16000
32000 - 19000 24050 + 900 457300 + 40
165720 - 700 4 870 640 - 870 000  

Б) Работа с таблицами на доске.

Проанализируйте зависимость между переменными х и у, назовите формулы.

x 1 2 3 4 5 6 7 8 9
у 1 4 9 16 25        

(у = х * х)

Заполните таблицу.

Рассмотрите следующую таблицу, сравните её с первой.

х 1 2 3 4 5 6 7 8 9
у 4 7 12 19 28 39      

(Значения х равны, а значения у увеличились на 3)

- Запишите формулу. Заполните таблицу.

(у=х*х+2)

Что такое формулы? Слайд 3.

(Формулы – это верные равенства, устанавливающие взаимосвязь между величинами)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.  Активные методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

В) Математическое лото.

- Повторим математические формулы. Играем в математическое лото.

(7 учеников до урока получили карточки на картоне. Каждая карточка состоит из двух частей – слева свой ответ, справа – вопрос для другого ученика. Первым начинает задавать вопрос тот ученик, у которого справа на карточке написан только вопрос. Другой ученик, у которого на карточке есть ответ на этот вопрос, встаёт и отвечает. Весь класс слушает и хлопает в ладоши в случае правильного ответа. Ответив, ученик читает вопрос с правой стороны своей карточки. Отвечает следующий ученик, карточка которого начинается с этого ответа. Так по цепочке играют до последнего ответа. Последним играет ученик, у которого на карточке слева есть только ответ, но нет следующего вопроса.)

  Формула деления с остатком.
a = b * с + r Формула расстояния.
s = v * t Формула периметра прямоугольника.
Р = (а + b) * 2 Формула времени.
t = s : v Формула периметра квадрата.
P = (a + a) * 2 Формула объёма прямоугольного параллелепипеда.
V = a * b * c Формула площади квадрата.
S = a * a Формула скорости.
v = s : t Формула периметра треугольника.
P = a + b + c Формула площади прямоугольника.
S = a * b  

Разделите формулы на группы.

Какая формула может быть “лишней”? Почему?

Физминутка. Зарядка для глаз.

Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй “восьмёрку” вертикально
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води,
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись
Глаза мы открываем, наконец.

Г) Прочитайте стихотворение. Слайд 4.

Попарно три прямых, пересекаясь,
Мне к трём углам дают три стороны.
По – разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны даны.
Коль остры все углы, - и я остроуголен.
С одним тупым – тупоуголен.
Коль остры два, третий – прям –
Прямоуголен я.

По сторонам бываю я равносторонним,
Когда все стороны равны.
Когда ж все разные даны,
То я зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны две стороны,
Равнобедренным я величаюсь.

  • Какие бывают треугольники по сторонам? (равносторонние, разносторонние, равнобедренные).
  • Какие бывают треугольники по углам? (остроугольные, тупоугольные, прямоугольные).
  • Какая фигура “лишняя”? Почему? (прямоугольник, 4 стороны, 4 угла)
Игра “Математическое лото” проходит в быстром темпе, т.к. материал детям хорошо известен. Такая работа позволяет прекрасно формировать математическую речь. Тем более это важно в конце 4 класса при переходе в среднюю школу.
3. Создание проблемной ситуации.

Рассмотрите фигуры. Слайд 6.

Image6725.gif (1798 bytes)

- Как называются данные фигуры?

(Квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник).

- Для каждой фигуры запишите формулы нахождения площади. Дети самостоятельно записывают в тетрадях формулы. Задание по рядам.

- Смогли ли вы полностью выполнить задание?

Слайд 7.

Sкв = а * а

Sпрям = а * в

Sтр = ?

Сегодня мы с вами выведем формулу площади прямоугольного треугольника. Давайте подумаем, можно ли составить формулу площади прямоугольного треугольника?

Цель: обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
4. Поиск решения проблемы. Работа в парах.

- На партах модель прямоугольника АВСД.

- Измерьте стороны прямоугольника. (5 см и 4см).

- Найдите площадь прямоугольника. (20 см2).

- Проведите диагональ АС.

- Разрежьте прямоугольник по диагонали. Что получилось?

- Что вы можете сказать по поводу этих треугольников? (Они равны).

- Докажите, что треугольники равны. (Метод наложения).

- Какие углы образует треугольник?

- Как вы назовете данные треугольники? (Прямоугольный).

Работа по учебнику. С. 94, !.

- Что нового узнали о прямоугольном треугольнике? (Две стороны, образующие прямой угол называются катетами, а третья – гипотенуза).

Слайд 8.

- Имеют треугольники площадь? (да)

- Как узнать площадь прямоугольного треугольника? (Дети должны сами найти решение: треугольник составляет половину прямоугольника; если площадь прямоугольника а * в, то площадь прямоугольного треугольника равна (а * в) : 2)

- Подумайте, как нужно изменить формулу площади прямоугольника, чтобы получилась формула площади прямоугольного треугольника? (Дети самостоятельно пишут в тетради)

- Проверяем. Трое учеников выходят к доске и пишут свою формулу. Потом все обсуждают, кто написал верно.

- Итак, площадь вашего прямоугольного треугольника зависит от площади прямоугольника.

Sтр = (а * в) : 2

Слайд 9.

5. Первичное закрепление.

Работа по учебнику. С. 95 № 7 ( а )

АВ = 30 мм

ВС = 4 см

S тр. - ?

S тр. = (а x b) : 2

4см=40мм

S тр. = 30мм x 40мм

S тр. = 1200 мм кв.

Технология проблемно-диалогического обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Слайд 10.

- Найдите площадь прямоугольного треугольника.

Слайд 11.

Sтр = (8 5) : 2 = 20 (см2)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа по учебнику. С. 95, № 7.

Задания под буквами б, в – обязательные для выполнения. Задания обозначенные точками по желанию.

Во время работы слабоуспевающим детям помогают консультанты.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала
8. Рефлексия деятельности (итог урока).

- Может ли площадь прямоугольного треугольника, полученного при проведении диагонали в прямоугольнике, быть больше площади данного прямоугольника? 

(Нет).

- В каком отношении находятся площади данных фигур? 

(Площадь прямоугольного треугольника равна половине значения произведения сторон, образующих прямой угол).

- Составляем дерево успеха.

  • Зеленый листок – не допустил ни одной ошибки, доволен собой;
  • Желтый листок – допустил неточность;
  • Красный листок – надо постараться и успех будет!

Домашнее задание. Слайд 12,13,14.

Учебник с.95 свед. № 7 (б.г), № 9 (1 ст).

Метод рефлексии.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Технология разноуровнего обучения.

Технология тьюторства.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 Приложение 1

Приложение 2