Тип урока: урок введения нового знания.
Цель урока:
- познакомить с алгоритмом нахождения площади прямоугольного треугольника;
- учить находить площадь прямоугольного треугольника по его катетам;
- развивать логическое мышление, речь и память учащихся;
- воспитывать аккуратность в выполнении чертежей и уважение к товарищам.
Планируемый результат:
- знать формулу нахождение площади прямоугольного треугольника;
- уметь находить S прямоугольного треугольника по его катетам.
Основные понятия: прямоугольный треугольник, площадь прямоугольного треугольника.
Межпредметные связи: геометрия, окружающий мир.
Оборудование:
- Учебник Математика 4 класс, часть 1, урок 38. Т.Е. Демидова, С. А, Козлова, А.П.Тонких.
- Карточки “Математическое лото”.
- Презентация.
Ход урока | Комментарий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. Слайд 1. - Здравствуйте, ребята. - Сегодня нам с вами предстоит сделать новое открытие. Но прежде чем это произойдет, давайте немного повторим пройденный материал. - Хлопните столько раз, сколько геометрических фигур вы видите. - Присядьте за парту столько раз, сколько получится в результате вычисления в данной цепочке.
Запись даты в тетрадях. Минутка чистописания. 1042 Слайд 2. 2. Актуализация опорных знаний. А) Индивидуальная работа (работа по карточкам).
Б) Работа с таблицами на доске. Проанализируйте зависимость между переменными х и у, назовите формулы.
(у = х * х) Заполните таблицу. Рассмотрите следующую таблицу, сравните её с первой.
(Значения х равны, а значения у увеличились на 3) - Запишите формулу. Заполните таблицу. (у=х*х+2) Что такое формулы? Слайд 3. (Формулы – это верные равенства, устанавливающие взаимосвязь между величинами) |
Цель: включение учащихся в
деятельность на личностно-значимом уровне. Активные
методы.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В) Математическое лото. - Повторим математические формулы. Играем в математическое лото. (7 учеников до урока получили карточки на картоне. Каждая карточка состоит из двух частей – слева свой ответ, справа – вопрос для другого ученика. Первым начинает задавать вопрос тот ученик, у которого справа на карточке написан только вопрос. Другой ученик, у которого на карточке есть ответ на этот вопрос, встаёт и отвечает. Весь класс слушает и хлопает в ладоши в случае правильного ответа. Ответив, ученик читает вопрос с правой стороны своей карточки. Отвечает следующий ученик, карточка которого начинается с этого ответа. Так по цепочке играют до последнего ответа. Последним играет ученик, у которого на карточке слева есть только ответ, но нет следующего вопроса.)
Разделите формулы на группы. Какая формула может быть “лишней”? Почему? Физминутка. Зарядка для глаз.
Г) Прочитайте стихотворение. Слайд 4.
|
Игра “Математическое лото” проходит в быстром темпе, т.к. материал детям хорошо известен. Такая работа позволяет прекрасно формировать математическую речь. Тем более это важно в конце 4 класса при переходе в среднюю школу. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Создание проблемной ситуации. Рассмотрите фигуры. Слайд 6. - Как называются данные фигуры? (Квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник). - Для каждой фигуры запишите формулы нахождения площади. Дети самостоятельно записывают в тетрадях формулы. Задание по рядам. - Смогли ли вы полностью выполнить задание? Слайд 7.
Сегодня мы с вами выведем формулу площади прямоугольного треугольника. Давайте подумаем, можно ли составить формулу площади прямоугольного треугольника? |
Цель: обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Поиск решения проблемы. Работа в
парах. - На партах модель прямоугольника АВСД. - Измерьте стороны прямоугольника. (5 см и 4см). - Найдите площадь прямоугольника. (20 см2). - Проведите диагональ АС. - Разрежьте прямоугольник по диагонали. Что получилось? - Что вы можете сказать по поводу этих треугольников? (Они равны). - Докажите, что треугольники равны. (Метод наложения). - Какие углы образует треугольник? - Как вы назовете данные треугольники? (Прямоугольный). Работа по учебнику. С. 94, !. - Что нового узнали о прямоугольном треугольнике? (Две стороны, образующие прямой угол называются катетами, а третья – гипотенуза). Слайд 8. - Имеют треугольники площадь? (да) - Как узнать площадь прямоугольного треугольника? (Дети должны сами найти решение: треугольник составляет половину прямоугольника; если площадь прямоугольника а * в, то площадь прямоугольного треугольника равна (а * в) : 2) - Подумайте, как нужно изменить формулу площади прямоугольника, чтобы получилась формула площади прямоугольного треугольника? (Дети самостоятельно пишут в тетради) - Проверяем. Трое учеников выходят к доске и пишут свою формулу. Потом все обсуждают, кто написал верно. - Итак, площадь вашего прямоугольного треугольника зависит от площади прямоугольника. Sтр = (а * в) : 2 Слайд 9. 5. Первичное закрепление. Работа по учебнику. С. 95 № 7 ( а ) АВ = 30 мм ВС = 4 см S тр. - ? S тр. = (а x b) : 2 4см=40мм S тр. = 30мм x 40мм S тр. = 1200 мм кв. |
Технология проблемно-диалогического
обучения.
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону. Самоанализ и
самоконтроль.
Слайд 10. - Найдите площадь прямоугольного треугольника. Слайд 11. Sтр = (8 * 5) : 2 = 20 (см2) 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Работа по учебнику. С. 95, № 7. Задания под буквами б, в – обязательные для выполнения. Задания обозначенные точками по желанию. Во время работы слабоуспевающим детям помогают консультанты. |
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия деятельности (итог урока). - Может ли площадь прямоугольного треугольника, полученного при проведении диагонали в прямоугольнике, быть больше площади данного прямоугольника? (Нет). - В каком отношении находятся площади данных фигур? (Площадь прямоугольного треугольника равна половине значения произведения сторон, образующих прямой угол). - Составляем дерево успеха.
Домашнее задание. Слайд 12,13,14. Учебник с.95 свед. № 7 (б.г), № 9 (1 ст). |
Метод рефлексии. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Технология разноуровнего обучения. Технология тьюторства. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |