Цель урока: создать условия для формирования представлений о многообразии человеческих знаний, особенностей ненаучного познания мира;
Задачи:
- познакомиться с видами и уровнями знаний человека;
- развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск информации;
- анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- способствовать выработке гражданской позиции у учащихся.
Технологии: Дифференцированного обучения; информационно-коммуникативная; обучение в сотрудничестве; развитие критического мышления.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение качества знаний;
2. Развитие научно-исследовательских и творческих способностей;
3. Активная жизненная позиция;
4. Способность сознательно регулировать свою деятельность;
5. Навык и умение выделять изучаемые вопросы в тексте при подготовке к ЕГЭ.
Ученики научатся:
- определять проблемы познаваемости мира;
- анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;
- осуществлять поиск нужной информации, выделять главное;
Основные понятия урока:
- Ненаучное познание;
- Народная мудрость;
- Миф;
- Паранаука;
- Практический опыт;
- Искусство;
- Гносеология;
- Эсхатология.
Тип урока: деловая игра.
Основное содержание урока
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя: “В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское. И не всегда процесс познания совершается в научных лабораториях.
- Нужна ли человеку вера в чудесное?
- Какую роль играет фантазия в процессе познания истины?
- Помогает ли искусство лучше понять мир?
Поразмышляем над этими вопросами.
Предварительная подготовка
Класс разделён на группы, каждая из которых представляет определённую роль убеждённых сторонников своих ненаучных способов познания мира и истины.
Условие одно: все должны быть убедительны во время представления своего способа познания
Группы:
1. Миф и познание мира
2. “И опыт, сын ошибок трудных”
3. Народная мудрость и здравый смысл
4. Познание средствами искусства
5. Там, где кончается наука.
Тема урока “Многообразие путей познания мира”
План урока:
1. Миф и познание мира
2. “И опыт, сын ошибок трудных”
3. Народная мудрость и здравый смысл
4. Познание средствами искусства
5. Там, где кончается наука.
2. Новый материал:
Работа команды “Мифология”
Презентация “Мифы как познание мира”
Класс работает в тетрадях.
Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нём.
Миф – предшественник науки в её преобразовательной и познавательной роли.
Запись в тетрадь: Роль и значение мифа:
1. Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;
2. Мифы сохраняют жизненный опыт народов;
3. Обеспечивает преемственность культурного опыта;
4. Передаёт лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.
Эсхатология – “мифы о конце света, о конце времени” - “Миф о всемирном потопе”
Гносеологизм - философское учение, не отвергает сложности познания, и утверждает, что мир познать возможно.
Основные тематические циклы мифов:
- космогонические мифы - о происхождении мира и Вселенной;
- антропогонистические мифы - о происхождении человека;
- о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
- эсхалогические мифы- мифы о “конце света”;
- биографические – рождение, брак, смерть героев.
Работа группы 2. “И опыт, сын ошибок трудных”
Презентация и выступление.
Классу предлагают ленточку и ножницы. Задание: попробуйте отрезать “кусочек” ленты “чуть-чуть” (все ученики отрезают ленту, но у всех она разной длины.
Какая практическая деятельность или житейская ситуация породили следующие пословицы?
- Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
- Портной без кафтана, сапожник без сапог, плотник без дверей.
Запись в тетрадь:
1. Опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;
2. Его особенность – получение знания не самоцель, а “побочный продукт”;
3. Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него;
4. Практическому знанию свойственен свой язык: “чуть-чуть”, “на глазок”;
5. Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения.
Работа группы 3 “Народная мудрость и здравый смысл ”
Презентация и выступление.
Запись в тетрадь:
- Народная мудрость – своеобразный свод рецептов поведения для разных случаев жизни.
- Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта.
Приветите примеры народной мудрости:
- В чужом доме не указывать;
- Из чёрного не сделать белого;
- В лес дров не носят;
- Что имеем не храним, потерявши плачем;
- Ласковое слово и кошке приятно;
- Всё идёт как по маслу;
- Плох тот солдат, кто не метит в генералы;
- Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да уму – разуму научил;
- С миру по нитке – голому рубаха;
- По таланту и успех.
Можно использовать литературное произведение “ Шемякин суд ”
Работа группы 4 “Познание средствами искусства”
Презентация и выступление.
Запись в тетрадь:
Особенность познания - художественное обобщение, образ. Помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.
Признаки художественного познания:
1. Отражение мира в художественных образах.
2. Субъективность образа.
3. Вместо доказательств – эмоциональная убедительность образов.
4. Особый язык искусства – символы, аллегории, метафоры.
Работа группы 5 “Там, где кончается наука”
Презентация и выступление
Запись в тетрадь:
Паранаука – околонаучное знание, характерные черты которого - туманность, загадочность сведений, которыми она оперирует.
Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.
Отличительные черты паранауки:
- Претензия на универсальность;
- Завышенные претензии на внимание к себе;
- Нередко нетерпимость к традиционной науке.
Вывод:
1. Познавательные возможности человека и общества ограниченны, а объекты познания безграничны.
2. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.
3. Подведём итоги работы всех групп: С какими ненаучными способами познания мира мы познакомились?
4. Какой из всех вам показался самым убедительным?
Работа с заданиями в форме ЕГЭ по теме “Ненаучное познание мира”
(Презентация подготовлена учителем из заданий ЕГЭ по блокам А и В, С)
Ответы:
А4-1;
А4-1;
В 1- искусство;
В 2- абстрагирование; эксперимент;
В 3 -3412; 3412;
В 4 - 145;
С 7 – две особенности художественного вымысла: искусство может выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами.
1. образное отражение мира;
2. опора на единичное, неповторимое;
3. условный характер создаваемых произведений.
С8. составить план ответа
1. Познание как процесс познаваемости мира.
2. Основные пути ненаучного познания:
А) миф
Б) жизненная практика
В) народная мудрость
Г) искусство как специфическая форма познания
3. Научное познание и его особенности
А) теоретический характер знаний
Б) стремление к объективности
В) доказательность
Г) системность.
С 9 Эссе.
Рефлексия.
Поблагодарить всех за работу на уроке.
- Какой способ познания вызвал у Вас эмоциональное впечатление?
- Деловое настроение?
- С каким методом Вам предстоит постоянно познавать мир во взрослой жизни?
Домашнее задание: параграф 23.
Использованная литература.
1. Боголюбов Л.Н. “Обществознание. Профильный уровень 10 класс”, Москва, 2008 г.
2. Сорокина Е.Н. “Поурочные разработки по обществознанию 10 класс. Профильный уровень”, Москва 2008 г.
3. Тесты ЕГЭ 2012-2013 года. Издательство “Экзамен”, 2013 г.