Цель: расширять представления детей о живой и неживой природе в зимний период времени.
Образовательные задачи:
- Расширять и закреплять знания детей о характерных приметах зимы, об особенностях внешнего вида, повадках диких птиц, их жизни в зимний период.
- Обогащать и активизировать словарный запас существительными, прилагательными (названиями и признаками зимних явлений природы, птиц, частей тела птиц), глаголами (названиями действий птиц).
Коррекционные задачи:
- Развивать связную речь путем ответов на вопросы педагога, побуждать отвечать полными ответами.
- Упражнять в правильном использовании предлогов “на, под, над, за, перед”.
- Упражнять в употреблении существительных (названий птиц) множественного числа в родительном падеже.
- Закреплять четкое и правильное произношение звуков “у, х, сь, фь” в звукоподражаниях.
- Развивать моторику (мелкую, общую, артикуляционную), тактильные ощущения, целенаправленный длительный выдох, зрительное и слуховое внимание, память, воображение.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к зимней природе, заботливое и бережное отношение к птицам.
Оборудование: слайдовая презентация “Дикие птицы зимой”; конверт с бумажными снежинками; поднос со снегом; предметные картинки с изображением диких птиц (снегирь, ворона, воробей, синица); миска с пшеном, 4 пустые миски; шапочки с изображениями диких птиц, фанты.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, проведение бесед, дидактических игр.
Ход занятия
- Ребята, нам пришло письмо. А что же в этом письме?
Педагог открывает пакет, в нем лежат снежинки.
- Что это? (Снежинки). А почему в письме лежат снежинки? (Потому что сейчас время года – зима, и на улице много снежинок).
- Отгадайте загадку: летает, крылышками машет, зернышки клюет. Кто это? (Птица).
- Сегодня мы сходим на прогулку в зимний лес и понаблюдаем за птицами. А по дороге в лес полюбуемся зимней природой.
Слайд 2.
- Вышли мы на улицу и увидели, что на улице везде лежит ... что? (Снег). Что укрыл снег? (Землю, деревья, крыши домов, машины, паровозик). Снег такой мягкий, пушистый, что мне захотелось набрать его. Потрогайте, ребята, снег, и скажите, какой он на ощупь? (Холодный). Что еще можно сказать про снег, какой он? (Белый, блестящий, пушистый, хрустящий). Из чего состоит снег? (Снег состоит из снежинок).
Слайд 3.
- Посмотрите, на улице идет снег. Какие красивые снежинки! Какие они? (Большие, маленькие, круглые, белые, красивые, легкие, воздушные, резные). А когда много снега падает кругом, как это явление можно назвать? (Снегопад).
Дыхательная гимнастика “Снежинки”.
Тут снежинки полетели,
На ладошки детям сели.
Но игриво говорят:
“Не хочу я лежать –
Буду я кружиться,
Летать и веселиться!”
Педагог кладет каждому ребенку на ладошку снежинку, вырезанную из тонкой бумаги. Дети сдувают снежинки с ладони. Игра повторяется два-три раза.
Слайд 4.
- А когда снежинки кружатся, и ветер их несет, как это называется? (Вьюга, метель). Послушаем и изобразим, как воет вьюга.
Дыхательная и звуковая гимнастика.
Дети произносят звук “у” хором и индивидуально, на длительном выдохе. В случае необходимости педагог показывает правильное положение губ при произношении звука.
Слайд 5.
- Посмотрите, сколько снега выпало! Какие сугробы кругом! А что такое сугробы? (Сугробы – это большая куча снега). На что похожи сугробы? (Разные ответы детей).
Слайд 6.
- Ну, вот и дошли мы до леса.
Здравствуй, лес, зимний лес,
Полный сказочных чудес!
- Что укрыл снег в лесу? (Снег укрыл в лесу землю, деревья, кусты).
- Тихо в лесу, только снег хрустит под ногами. Давайте прислушаемся к звуку шагов. А кто знает, почему хрустит снег под ногами? (Потому что снег состоит из снежинок, а они хрупкие и ломаются, когда мы наступаем на них).
- Так тихо в лесу, что кажется, никого нет.
Слайд 7.
– Но посмотрите, кто это сидит на дереве и кричит?
Вот сова сидит на еловом суку,
Кричит и ворчит: “Ух, ух, уууу!” (Дети произносят звукоподражание).
- А сова – это кто? А как вы узнали, что сова – это птица? (У совы есть крылья, клюв, перья, две лапы, хвост). Какая птица сова – домашняя или дикая? (Сова – дикая птица). Почему она дикая птица? (Потому что живет в лесу, на воле).
Слайд 8.
- Вот полетела сова на охоту искать добычу. Посмотрите, кого хочет поймать сова? (Сова хочет поймать мышку).
- Сова не питается, как другие птицы, жучками и червячками, а ловит мелких животных: мышей, может поймать и маленького зайчика. У совы огромные глаза, крепкий загнутый клюв, на лапах большие острые когти. Перья у совы пестрые: рыжие, серые, темные. Сова лучше видит добычу ночью, чем днем, поэтому она охотится всегда ночью.
Слайд 9.
Что за птичка расписная
Все поет, не уставая?
Хоть снег вокруг искрится,
И зимний ветер злится.
Она на ветке сидит,
Головкой вертит.
- Как вы догадались, что это синица? (У нее желтая грудка, черная шапочка на голове). Как поет синица? (Дети произносят звукоподражание “синь-синь”).
Слайд 10.
- Синица хочет поиграть с вами в прятки. Она будет перелетать с места на место, а вы скажете, где синица. (Синица на дереве, синица за деревом, синица перед деревом, синица над деревом, синица под деревом).
Слайд 11.
Эта птичка-невеличка
К русской зимушке привычна.
Хоть свирепы холода,
Ей метели не беда.
- Как вы догадались, что эта птичка - воробей? (У нее коричневые перья на крыльях, коричневая голова, серая грудка, короткий острый клюв). Изобразите, как чирикает воробей. (Дети произносят звукоподражание “чик-чирик”).
- А что умеют делать птички? (Птички умеют летать, прыгать, клевать зернышки).
Слайд 12.
Артикуляционная гимнастика.
- Нашему Язычку так понравились птички, что он захотел изобразить их. Язычок попрыгал так же, как птички. (Дети поднимают кончик языка к верхней губе и опускают к нижней). Язычок изобразил, как птичка клюют зернышки. (Дети кладут широкий язык на нижнюю губу и слегка постукивают по нему зубами). Язычок полетал, как птички. (Дети выполняют круговые движения языком по верхней и нижней губам).
Слайд 13.
- Ну, а крик этой птицы вы часто слышите и без труда узнаете ее. Да, это ворона. Как ее можно отличить по внешнему виду от других птиц? (У вороны черная голова, черный хвост, черные крылья, а грудка и спинка серые). Как кричит ворона? (Дети произносят звукоподражание: “кар-кар”).
Слайд 14.
Что за яблоко румяное
Выросло зимой
На ветвях, украшенных
Снежной бахромой?
- Как называется эта маленькая птичка? Как вы догадались, что это снегирь? (У него красная грудка, короткий толстый клюв). Изобразим, как поет песенку снегирь. (Дети произносят звукоподражание “фить-фить-фить”).
Физкультминутка. Подвижная игра “Птички-невелички”.
- А вы хотите побыть птичками? Для этого вам нужно найти волшебные шапочки, одеть их.
Дети ходят по группе, ищут шапочки с изображением птиц. Найдя, одевают их и становятся в круг.
- Назовите птичку, в которую вы превратились. Скажите, сколько у птички лапок? А глазок, крылышек?
Давайте посчитаем:
Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу)
Лапка, два! (выдвигают другую ногу).
Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).
Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
Наступили холода,
Вдруг замерзла вся вода.
Зябко на снегу стоять,
Надо птичкам поскакать.
- Попрыгайте, как птички, продвигаясь на двух ногах вперед. А теперь “полетайте”, как птички, друг за другом.
Слайд 15.
- Послушайте, ребята, а это что за звуки раздаются в лесу?
- Это какая-то птица усердно долбит клювом кору.
Славный доктор Айболит,
Он на дереве сидит.
Красно-черный, черно-красный,
Доктор из него прекрасный!
- Кто знает, что это за птица? Правильно, это дятел. Какого цвета перья у дятла? (Перья у дятла черные, с белыми полосами, на голове – красная полоса). Посмотрите, какой клюв у дятла? (Клюв у дятла длинный, с острым кончиком). Как вы думаете, зачем ему такой клюв? (Педагог хвалит детей за любые предположения и уточняет их ответы). Дятел сидит на дереве, но не на вершине и не на ветке, а на стволе, и своим длинным клювом долбит кору дерева до тех пор, пока не извлечет жуков, которые спрятались от мороза и портят дерево. Как за это называют дятла? (Лесным доктором).
Слайд 16.
Пальчиковая гимнастика “Дятел”.
- Изобразим с помощью ручек и пальчиков, как дятел стучит по дереву.
Дятел дерево долбит:
Тук-тук-тук.
Одна ладонь прямая – это “ствол дерева”, другая – “дятел” - дети соединяют все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, и стучат ими по ладони.
Целый день в лесу стоит
Стук-стук-стук.
Далее дети меняют руки.
- Птичкам очень трудно живется зимой. Как вы думаете, почему? (Педагог выслушивает и обобщает ответы детей).
Слайд 17.
- Птичкам очень холодно зимой. Посмотрите, как эта добрая девочка помогает птичке согреться. Давайте представим, что у нас в руках птичка, и мы, как и девочка, помогаем ей согреться.
Дыхательная и звуковая гимнастика.
Птичек пожалеем –
Дыханием согреем.
Дети складывают ладошки так, как будто в них лежит птичка, и делают резкий выдох на ладони с произнесением звука “х”.
Педагог спрашивает, кто какую птичку согревал.
Психогимнастика.
- А теперь представьте, что птичка – это ваш маленький друг. Прижмите ее к своей груди, пусть она послушает, как бьется ваше сердце, сердце друга. Скажите птичке самые нежные, ласковые слова. (Ты такая маленькая! У тебя такие красивые перышки! Ты так хорошо поешь песенки. Ты мне очень нравишься!)
Педагог помогает в подборе ласковых слов для птички.
- Вот какие вы молодцы! Помогли птичке согреться. Птичке стало тепло, она расправила свои крылья и полетела. (Дети отпускают вверх свою придуманную птичку).
- Ребята, давайте еще раз повторим, чем питаются зимой сова и дятел. (Ответы детей).
- Зимой ни жучков, ни червячков нет на земле, а везде лежит только белый снег.
Слайд 18.
- Скажите, чем же могут питаться зимой другие птицы?. (Снегири - ягодами рябины, ворона – хлебными крошками, синица – салом, воробей – семечками).
- А где же птички находят корм зимой? (Они прилетают к домам, где живут люди, и люди их кормят). Правильно, чтобы диким птицам зимой не было голодно, люди развешивают на деревьях кормушки для птиц. Что вешают люди на деревьях зимой?
Слайд 19.
- Вот дети вешают кормушку на дерево. Посмотрите, какие разные бывают кормушки. Из чего можно их сделать? (Кормушки можно сделать из дощечек, из коробок, из бутылок).
Дидактическая игра “Покормим птиц”.
- А вы хотите покормить птиц?
Педагог расставляет изображения птиц (ворона, воробей, синица, снегирь). В центре комнаты – миска с пшеном, рядом с изображениями птиц – пустые миски.
- Мы будем кормить птиц пшеном, которое лежит в миске. Назовите птиц, которых вы будете кормить.
Слайд 20.
- Послушайте песенки птиц. Тот, кто угадает, какой птице принадлежит песня, возьмет пшено из мисочки и насыплет в кормушку отгаданной птицы.
- Молодцы, накормили птиц. Теперь им не страшен зимний холод.
Слайд 21.
Дидактическая игра “Кто улетел? Кого не стало?”.
Поклевали птички корм и улетели, но не вместе, а друг за другом.
Дети отворачиваются, затем по сигналу (звон колокола на слайде) поворачиваются и называют, кто улетел, кого не стало. (Улетели снегири. Не стало снегирей. Улетели воробьи. Не стало воробьев. Улетели синицы. Не стало синиц. Улетели вороны. Не стало ворон).
Итог.
Очень много мы играли:
Мы снежинки сдували,
Птичек мы изображали,
Птичкам мы помогали.
Очень весело зимой,
Но пора идти домой.
Слайд 22.
До свидания, зимний лес,
Полный сказочных чудес.
- Птички благодарят вас за то, что вы накормили их, и поют вам свои чудесные песенки. (Звучат голоса птиц).
- На занятии все были активные, старательные. За то, что вы хорошо занимались, бережно и заботливо относились к птицам, они дарят вам на память фанты с картинками – изображениями лесных жителей. У нас на участках тоже висят кормушки, и когда мы пойдем на прогулку, то обязательно покормим птиц.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2007.
- Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста (3-4 года). – СПб.: Паритет, 2008.
Загадки о птицах:
- http://www.vampodarok.com/kprazdnikam/ny/cont543.html
- http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-vorobja.html