Цели:
- Создать представления о науке как важнейшей сферы человеческой деятельности.
- Познакомить учащихся с особенностями и разнообразием методов познания живого.
- Основные понятия:научный факт, научный метод, методы биологических наук (описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный).
Средства обучения: презентация, различные приборы или их схемы.
Этапы урока
I. Проверка знаний и умений.
Фронтальная беседа по вопросам.
1) Какие направления в развитии биологии вы можете выделить?
2) Какие великие учёные древности внесли заметный вклад в развитие биологических знаний?
3) Почему в средние века о биологии как науке можно было говорить лишь условно?
4) Почему современную биологию считают комплексной наукой?
5) Какова роль биологии в современном обществе?
II. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя с элементами беседы о науке как одной из сфер человеческой деятельности, её целях и методах; об особенностях научных знаний, научных фактах.
Наука – одна из сфер человеческой деятельности, цель которой – изучение и познание окружающего мира. Для научного познания необходим выбор определённых объектов исследования, проблем и методов их изучения. Каждая наука имеет свои методы исследования. Однако независимо от того, какие методы используются, для каждого учёного важнейшим остаётся принцип “Ничего не принимай на веру”. Главная задача науки – построение системы достоверного знания, основанного на фактах и обобщениях, которые можно подтвердить или опровергнуть. Научные знания постоянно берутся под сомнение и принимаются лишь при достаточных доказательствах. Научным фактом является лишь тот, который можно воспроизвести и подтвердить.
Научный метод – это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Вся история развития биологии наглядно свидетельствует о том, что она определялась разработкой и применением новых методов исследования.
2. Основными методами исследования, применяемые в биологических науках, являются:
- Наблюдение
- Описание
- Систематизация
- Сравнение
- Эксперимент
- Аналитический метод
- Исторический метод
- Моделирование
Беседа об этих методах с элементами самостоятельной работы учащихся по изучению текста учебника (п.2 стр.10-11) и с использованием презентации.
Фиксирование в тетрадях характерных особенностей методов исследования в биологии.
Итоговая беседа об этапах научного исследования. Может выступить заранее подготовленный ученик с сообщением об этих этапах, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории с определёнными правилами и законами.
III. Подведение итогов урока в процессе обобщающей беседе:
- о задачах и целях науки
- о значении методов, для развития науки биологии
- о наибольшем распространении экспериментального метода
- о применении метода моделирования и т.д.
IV. Домашнее задание:
Изучить параграф 2.Ответить на вопросы на странице 11.Выполнить одно из заданий на странице 12.
Дополнительная информация.
Некоторые учёные осуществляют серьёзные исследования в поисках живых организмов, пока неизвестных и не признанных официальной наукой, таких, как реликтовый гоминид, которого нередко называют снежным человеком. Эти исследования лежат в основе новой отрасли биологической науки – криптозоологии.