Цель: Формировать представления о зимующих птицах.
Задачи:
1. Познание:
- Расширять представления детей о зимующих птицах (название птиц, внешний вид, питание);
- Совершенствовать умение считать в пределах 7; отвечать на вопросы: “Сколько?”, “На сколько меньше?”, “На сколько больше?”
2. Коммуникация:
- Упражнять в умении соотносить речь с движением;
- Развивать грамматический строй речи: отвечать полным, развернутым предложением.
3. Художественно-эстетическая:
- Развивать умение закрашивать силуэт птицы, техникой “тычка”;
- Совершенствовать умение подбирать самостоятельно цвета в соответствии с окраской птицы;
4. Социально-личностное:
- Воспитывать интерес к обитателям природы, желание оберегать их.
- Поощрять детей к совместному взаимодействию..
Оборудование: Мультимедийная доска, компьютер.
Материал: Слайды: зимний лес, дерево с птицами, зимующие птицы.
Иллюстрации зимующих птиц, раздаточный материал по математике, мешочки с крупой, крошками хлеба, ягодами рябины, еловые шишки, силуэты зимующих птиц, краски - гуашь, кисти, баночки с водой.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
- Чтение рассказов: И.С.Тургенев “Воробей”, Н.В.Нищева “Как сорока клеста судила”.
- Чтение стихов: Т. Керстен “Клесты”, А.Барто “Синица”, Н.Рубцов “Воробей”.
- Рассматривание синиц, ворон, воробьев на прогулке.
- Прослушивание голосов зимующих птиц.
- Разучивание хороводной игры “Синичка”.
Ход занятия
1 часть
Дети заходят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте! (садятся на стульчики и смотрят на экран).
Слайд 2: “Зимний пейзаж леса”.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Какое время года вы видите?
Дети: Это зима.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: На елках лежит снег.
Воспитатель: Наступила зима. Снег покрыл поля, леса белым ковром. Птицы еще осенью улетели в теплые края…
А может кто-то остался?
(На экране под музыку появляются птицы) Слайд 3.
Воспитатель:
Загадки “Зимующие птицы”
Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей) Вот он к нам прилетел. |
Заскрипели, засвистели, Всё до ягодки поели. (Свиристели) |
Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) |
Носят серенький жилет, Но у крыльев чёрный цвет. Видишь- кружат двадцать пар кричат: - Карр! Карр! Карр! (ворона) |
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) |
Кто там прыгает шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым - Кле! Кле! Кле! - поет со свистом. (клест) |
(После отгаданной загадки птица на экране исчезает, воспитатель размещает плоскостное изображение птицы на зимнем дереве)
Воспитатель: Вот сколько птиц осталось в лесу. А что же делают эти птицы зимой?
Сейчас мы наденем маски и превратимся в птичек. (Воспитатель дает каждому ребенку маску птицы). У меня осталась маска синицы, её надену я.
Воспитатель: В какую птицу ты превратился?
Дети: Я превратился в воробья.
Воспитатель: Я хочу рассказать о себе, а поможет мне вот эта схема. Слайд 4.
(Воспитатель показывает схему рассказа - мнемотаблица)
Я превратилась в синицу. Я маленькая птичка. У меня желтая грудка и синие крылышки. Я живу в городе. А теперь вы мне расскажите.
Дети:
- Я воробей. Я маленький и у меня коричневые перышки.
- Я клест. У меня красное тело. И нос крючком, чтобы доставать семена из шишек. Я живу в лесу.
- Я свиристель. Я коричневого цвета. На голове у меня хохолок. Я живу в лесу.
- Я снегирь. Я маленький. Я весь черный, а грудка красная. Я живу в лесу.
- Я ворона. Я большая птица. У меня серое тело и черные крылья. Я живу в городе.
Воспитатель: Почему мы остались здесь и не улетели в теплые края?
Дети: Потому что мы можем найти себе корм.
Воспитатель: Мы какие птицы?
Дети: Мы зимующие птицы.
2 часть
Воспитатель: Я птичка Синичка. Приглашаю вас на птичьи гулянья.
А что такое птичьи гулянья? Что делают птицы, когда гуляют?
Дети: бегают, прыгают, веселятся.
Воспитатель: Мы будем петь, танцевать, искать лакомства.
Становитесь в хоровод, чтобы не замерзнуть, будем согреваться.
Хороводная игра: “Синичка”
Скачет шустрая синица, (дети прыгают на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок. (кружатся)
Вот присела на минутку, (приседают)
Почесала клювом грудку, (причесывают пальчиками грудь)
И с дорожки – на плетень, (убегают на места)
Тири-тири, тень-тень-тень! (сидя, взмахивают кистями рук)
Сюрпризный момент: “Гнездо”
Воспитатель: Посмотрите, на елке свито гнездо, как вы думаете, чье оно?
Дети: Это гнездо вороны.
Воспитатель: Возможно, это гнездо вороны. Может и какой-нибудь другой птички.
Давайте подумаем, зачем птичкам гнездо?
Дети: Птичкам нужно гнездо, чтобы высиживать птенчиков.
Воспитатель: Правильно. А когда птицы высиживают птенцов?
Дети: Птицы высиживают гнездо весной.
Воспитатель: Правильно. Но ведь у нас сейчас зима.
Кто помнит, какая птица высиживает птенцов только зимой?
Дети: Это клест.
Воспитатель: Вы предположили, что это гнездо не вороны, а клеста. Давайте проверим, правильно вы ответили? (Из гнезда вынимается изображение клеста). Посмотрите, к нам из гнезда выглянул клест. Клесты вьют гнезда на елке и высиживают птенцов зимой. Не будем его беспокоить, пускай он высиживает своих птенцов.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Какое же гулянье без пения? У каждой птички есть свой голос.
Давайте послушаем голоса птиц.
Слайд 5: Игра: “Песни птиц”.
Звучит голос птицы, дети отвечают чей голос услышали, на экране появляется изображение птицы.
Воспитатель: Какую птичку вы услышали?
Дети: Это каркала ворона.
Воспитатель: На что похожи эти звуки?
Дети: Эти звуки похожи на свист. Так поет свиристель.
Воспитатель: На что похожи эти звуки?
Дети: Это стучал дятел.
Воспитатель: Какая птичка сейчас пела?
Дети: Сейчас тинькала синичка.
Воспитатель: Какая птичка сейчас пела?
Дети: Так воркует голубь.
Воспитатель: На каждом гулянье есть угощения. У каждой птички есть своё лакомство зимой. Воспитатель выносит столик с угощениями: сало на нитке, гроздь рябины, греча, шишки, булка). Я – Синичка, люблю сало, человек знает об этом и подкармливает меня. (Воспитатель вешает сало на дерево).
А вы, птички, что любите? Будем играть в игру.
Игра: “Узнай на ощупь”
Дети рассматривают еду, трогают ее руками, называют, какая еда там лежит.
Воспитатель: А где же птичка найдет гречку, булку и семечки?
Дети: В кормушке.
Воспитатель: Кто ее туда положит?
Дети: В кормушку корм птичкам насыпает человек. Он заботиться о птичках зимой.
Воспитатель: Проверим. Смогут ли птички узнать свою еду на ощупь.
Я положу вам в крылья мешочек, вы его потрогаете и скажите, какая еда у вас в крылышках.
Дети отвечают по очереди, что они чувствуют.
Воспитатель: Молодцы птички, узнали своё лакомство на ощупь.
Предлагаю поиграть вам еще в одну игру. Для этого сядем за столы. Каждая птичка найдет свою картинку.
Теперь можно и подкрепиться. Держите угощения.
Игра: “Накорми птиц”.
На столах лежат карточки с картинками птиц и корм для каждой птицы. Дети садятся за столы, каждый перед своей картинкой. По заданию выкладывают корм и отвечают на вопросы.
Воспитатель: Рядом с каждой птичкой нарисована цифра. Выложите столько корма, сколько обозначает эта цифра. Я тоже положу корм.
Давайте считать.
У меня 5 кусков сала.
Клест, сколько у тебя шишек?
Ребенок: У меня 6 шишек.
Воспитатель: Клест, на сколько у тебя шишек больше?
Ребенок: На одну шишку больше.
Воспитатель: Правильно.
Воробей, сколько у тебя булки?
Ребенок: У меня 6 кусков булки.
Воспитатель: Ворона, сколько у тебя тарелок гречи?
Ребенок: У меня 7 тарелок гречи.
Воспитатель: Воробей, на сколько, у тебя булки меньше?
Ребенок: На один меньше.
Воспитатель: Ворона, на сколько, у тебя тарелок гречи больше?
Ребенок: На одну больше.
Воспитатель: Снегирь, сколько у тебя гроздей рябины?
Ребенок: У меня 7 гроздьев рябины.
Воспитатель: Свиристель, сколько у тебя гроздьев рябины?
Ребенок: У меня 7 гроздьев рябины.
Воспитатель: У кого больше?
Ребенок: У нас рябины поровну.
Воспитатель: Подкрепились, угостились. Приглашаю вас потанцевать.
Слайд 6. Танец “Птичек”
Звучит песня Лены Созыкиной “Синичка”, дети танцуют под музыку, изображая птиц.
Воспитатель: Каждая птичка прекрасна по своему: у неё свой окрас, свой наряд.
Сейчас я предлагаю вам нарядить птичек. Возьмите изображение птиц и раскрасьте их.
Творческое задание: “Наряди птичек”
Дети садятся за столы. Им выдаются силуэты птиц. Каждый ребенок с помощью воспитателя определяет цвет птицы и раскрашивает ее в технике “тычка”.
Воспитатель: Посмотрите, какие птицы у нас получились. Давайте посадим их на дерево. (Дети сажают изображение птиц на плоскостное изображение елки)
Посмотрите, сколько много птиц сидит на дереве.
3 часть
Воспитатель: Вот и подошли наши гулянья к концу. Спасибо, что вы со мной поиграли. Птичкам пора улетать к себе домой. Давайте снимем маски и окажемся в детском саду. (Звучит музыка, как в начале занятия, дети поворачиваются вокруг себя, снимают маски птиц).
Воспитатель: Понравились ли вам птичьи гулянья? А что больше всего вам понравилось?
Дети:
- Мне понравилось рисовать птиц.
- Мне понравилось ощупывать корм.
- Мне запомнилось, что клест выводит птенцов зимой.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями.
Дети: До свидания.