Цели:
образовательные:
1. Обобщение знаний учащихся по орфографии и пунктуации.
2. Закрепление умения определять спряжение глаголов.
развивающие:
1. Развитие логического мышления, культуры речи учащихся, слуховой и зрительной памяти;
2. Развитие устной и письменной речи учащихся , литературно-творческих способностей;
3. Развитие умения самостоятельной работы;
воспитательные:
Воспитание ценностного отношения к окружающему миру, уважения к живому русскому слову.
Задачи урока:
- Вспомнить о правописании букв е и и в личных окончаниях глаголов;
- Научить использовать графические условия выбора данной орфограммы;
- Закрепить умение определять спряжение глагола.
Оборудование: раздаточный материал с текстом, таблица “ Личные окончания глаголов”, интерактивная доска.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного
Вид урока: урок-практикум
ХОД УРОКА
1. Повторение пройденного материала.
(работа в тетрадях и у доски)
а) сделать транскрипцию слов: листья, решение, ясно.
б) расставить знаки препинания в предложениях, построить схемы:
1. Наступила холодная зима и снег покрыл землю.
2. Дети вышли на улицу и стали кататься на санках.
2. Морфологическая разминка.
Как вы думаете, ребята, почему сегодня на доске появился вот этот рисунок?
- О какой части речи я хотела вам сказать при помощи рисунка?
- Он делает так много и сразу, что кажется у него несколько рук и ног.
- Назовите все действия, которые глагол выполняет.
3.Уточнение приобретенных знаний, повторение и обобщение изученного.
Опорный конспект
4. Лингвистическая физминутка:
- А теперь посмотрим, умеете ли вы на слух отличать глаголы от других частей речи. Для этого поиграем в игру. Я зачитаю вам стихотворение, а вы, как только услышите глагол первого спряжения должны присесть, второго спряжения – встать и хлопнуть в ладоши.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что дела...т, расскаж...т.
Черт...т, пиш...т, иль поёт,
Вышива...т, или паш...т,
Или забива...т гол,
Вар...т, жар...т, мо...т, чист...т –
Всё расскаж...т нам глагол.
5. Практическая работа:
Спряжения глагола
- Что такое спряжение?
- Для чего нужно знать спряжение глаголов?
Как определить спряжение глаголов?
6. Задание: поставить глаголы в неопределенную форму, указать спряжение. (пльзуйтесь таблицей)
Ла...т, вид...м, стел...шь, се...т, кле...м.
Спряжение | ед. число | мн.число |
1 | е | ут , ют |
2 | и | ат, ят |
7. Практическое закрепление материала
1. Определение спряжений.
Задание 1. Запишите текст, определите части речи и укажите спряжение глаголов. (задание по вариантам)
Задание творческой группе. Слайд №12. Составьте и запишите микротекст из 5 - 6 предложений на тему: “Зима”, используя глаголы 1 и 2 спряжения и применяя эпитеты. (Репродукция картины красноярского художника А. И. Волокитина)
Вариант 1.
1. Если встан_шь на заре – крыши в белом серебре.
2. Ты увид_шь поутру, галки стынут на ветру.
Вариант 2.
1. Ветер лепесток колыш...т, в капле солнышко сквозит.
2. Как легко дыш... ся в зимний морозный день.
Резервное задание. Спишите, вставьте пропущенные буквы, сделайте графические условия выбора орфограмм, определите спряжение.
Уж та...т снег, б...гут ручьи,
В окно пове...ло в...сною...
Засвищ...т скоро с...ловьи,
И лес одене...т(ь)ся ли...ствою
8. Проверка задания творческой группы. ( зачитать 1 сочинение, проанализировать)
Весь класс сдает тетради на проверку.
9. Домашнее задание: подберите и запишите в тетрадь отрывки из стихотворений русских поэтов о зиме, подчеркните глаголы, обозначьте спряжения.
10. Подведение итогов урока
11. Оценки за урок