Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о своём здоровье, понимание ценности здоровья в жизни человека
Задачи:
- Рассказать детям о строении руки человека, о значении рук для человека (о пальцах и их именах). Дать представление о правильном уходе за своими руками. Закрепить понятие о микробах, предметах ухода за руками.
- Развивать мелкую моторику рук, речь, внимание, логическое мышление.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, культуру поведения, чувство взаимопомощи, культурно-гигиенические навыки.
- Активизация словаря в словах: руки, пальцы, микробы, мыло, полотенце, крем для рук, вата, бинт.
Методы и приёмы: Интеграция образовательных областей “Здоровье”, “Безопасность”, “Познание”, “Коммуникация”, “Музыка”, “Художественное творчество”
Оборудование: иллюстрация по произведению К.Чуковского “Доктор Айболит”, белый халат, шапочка для доктора, демонстрационный иллюстративный материал: “Мальчик Ваня”, “Руки человека”, “Строение руки человека”, “Микробы”, “Дети моют руки”, “Предметы ухода за руками (мыло, полотенце, крем для рук, вата, бинт, йод, расчёска), “Что одеваем на руки” (перчатки, рукавицы, шапка, шарф) для дидактических игр “Какой предмет лишний?”, погремушки, листы бумаги ?, губки по количеству детей, гуашь разного цвета в розетках (красного, синего, жёлтого, зелёного), магнитофон, аудиозаписи “Журчащая вода”, подвижная русская народная мелодия, спокойная мелодия), витамины для сюрпризного момента
Длительность мероприятия: 15 минут
Предшествующая работа: разучивание пальчиковых игр “На работу”, “Вот водичка капает” физкультминутки “Моем руки”, подвижной игры “Где же наши ручки?”, рассматривание иллюстраций “Правила гигиены”, “Предметы ухода за руками”, беседа о соблюдении правил гигиены, обучение культурно-гигиеническим навыкам в режимных моментах, игровое упражнение “Научим мишку правильно умываться”, чтение потешки “Водичка-водичка”, произведения К.Чуковского “Доктор Айболит”, с/ролевая игра “Больница”.
Ход мероприятия
1. Организационная часть
Воспитатель показывает детям иллюстрацию из произведения К.Чуковского “Доктор Айболит” и загадывает загадку-добавлялку:
“Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,
И однажды бегемота вытащил он из болота.
Он известен, знаменит, это доктор... (Айболит)
Воспитатель: Правильно, ребята, угадали. Доктор Айболит добрый. Он не только лечит людей и зверей, но любит играть с ними. И сегодня я буду доктором Айболитом: поиграю с вами, побеседую, научу вас, как нужно заботиться о своём здоровье. Вы согласны? Дети: Да!
(Воспитатель одевает белый халат, шапочку, предлагает детям пройти и сесть на стулья, далее выступает в роли “доктора Айболита”.
2. Основная часть
Доктор: (показывает на мольберте иллюстрацию-куклу Ваню). Это мальчик Ваня. Посмотрите на Ваню и назовите основные части тела человека.
Дети называют: голова, туловище, руки, ноги (Если дети затрудняются назвать, подсказываю им, активизирую эти слова в речи детей).
Теперь послушайте мою загадку и скажите, про какую из этих частей я говорю:
Загадка
“Нескучаюшки-подружки днём и ночью вместе.
Если делают ватрушки - обе будут в тесте!”
Доктор: Что это?
Дети: руки
Доктор: Правильно руки. У человека две руки (показываю иллюстрацию, на которой изображены две руки) Одна рука правая, а другая левая. Покажите свои руки: покажите правую руку, а теперь левую (дети по образцу воспитателя показывают свои руки).
Рассказ доктора
“Рука человека имеет особое строение (демонстрация иллюстрации “Строение руки человека”). Она состоит из костей, каждая из которых имеет своё название: плечевая кость, предплечье и кисть с пятью пальцами. Покажите на своей руке. Между собой эти кости соединены суставами. Благодаря суставам наша рука может сгибаться, поворачиваться, подниматься. Давайте проверим (дети по образцу воспитателя показывают разные движения с руками).
На каждой руке человека по 5 пальцев. Покажите свои пальчики. У человека очень хорошо развиты пальцы.
- Посмотрите, пальцы у нас разные и имена у них разные.
Как они называются? Давайте вспомним и поиграем.
Пальчиковая игра “На работу”
“Большой палец встал один, указательный - за ним.
Средний будит безымянный, тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – “Ура!”. На работу им пора”.
(Сжать пальцы в кулачок. По очереди разгибать их, начиная с большого. А со слов “Встали братцы все...” широко расставить пальцы в стороны.)
Доктор: Ребята, а теперь давайте проверим, как наши пальчики умеют держать погремушку.
Динамическая пауза
Проводится музыкально-дидактическая игра “Где погремушка?”
Воспитатель: Сейчас я включу музыку. Когда мелодия будет звучать громко, мы поднимаем руки и гремим погремушками “громко-громко”, а когда тихо - прячем погремушки за спину(включить весёлую русскую народную мелодию, дети вместе с воспитателем под музыкальное сопровождение выполняют танцевальные движения с погремушками).
Описание игры
Включив музыку, воспитатель вместе с детьми проговаривает знакомые строки:
“Пальчики-малютки, вот вам прибаутки!
Ловкими растите, игрушечку держите.
Эй, держи, не роняй, в ручки силу нагоняй!”
После игры ребята рассаживаются на стулья.
Доктор продолжает беседу: Ребята, а зачем нам нужны руки, пальцы!
Предполагаемые ответы детей (чтобы играть, кушать, одеваться, рисовать и т.д.)
Доктор обобщает ответы детей “Правильно, ребята без рук человеку жить нельзя. С помощью рук мы делаем разные движения: рисуем, и собираем из деталей конструктора дом, и застёгиваем пуговицы, и умываем лицо.
Пальцы рук чувствуют твёрдые и мягкие предметы, помогают различать горячую и холодную воду. И поэтому за руками нужно тщательно ухаживать, беречь их. Ребята, а , как надо ухаживать за руками? (ответы детей)
Доктор: Во время прогулки, когда вы играете с мячом, с песком, с игрушками, вместе с пылью на наши руки попадают микробы (показ иллюстрации). Это крохотные, маленькие пылинки, их даже не видно на наших ладонях. Но они очень опасны - это возбудители болезней.
- Мыть руки надо несколько раз в день: перед едой, после прогулки, после посещения туалета и т. д. (показ иллюстрации “Дети моют руки”). Намыливая кожу рук, мы изгоняем микробы, а значит, защищаемся от болезней.
Ещё микробы могут жить под ногтями, поэтому их всегда чистить и подстригать специальными ножницами (показ иллюстрации).
А если неосторожно поранить пальчик или руку острым предметом, то что нужно сделать? (Ответы детей) Нужно помазать ранку йодом с помощью ватки и забинтовать её.
А теперь рассмотрите внимательно предметы ухода за руками и назовите их.
Проводится дидактическая игра “Угадай, какой предмет лишний”
Описание игры:
Демонстрируется иллюстрация, на которой изображены предметы ухода за руками: мыло, полотенце, крем для рук, вата, бинт, йод, расчёска. Дети должны рассмотреть и назвать лишний предмет: расчёска.
Доктор: Молодцы! Ребята, покажем, как мы умеем мыть руки.
Физкульминутка “Моем руки”(включить аудиозапись “Журчание воды)
“Закатаем рукава, открываем кран-вода.
Взяли в руки мыло, чтоб микробов смыло.
Моем пальцы и ладошки!
Посмотрите, крошки, на свои ладошки.
А у нас ладошки! Чистые ладошки!”
Дети садятся на стулья, доктор продолжает беседу:
“Ребята, а как надо беречь свои пальчики, ладошки зимой? (Дети отвечают)
Что мы одеваем на пальцы? (Варежки, перчатки)
Рассмотрите иллюстрацию и угадайте, какой здесь предмет лишний.
Дидактическая игра “Какой предмет лишний?”
Описание игры: демонстрируется иллюстрация, на которой изображены варежки, перчатки, шапка, шарф. Дети должны угадать и назвать лишние предметы, которые одеваются на руки. Это - шапка, шарф.
3. Заключительная часть
Доктор: Молодцы, ребята! Сегодня мы свами поиграли в разные игры, узнали, как устроена рука человека, как ухаживать за руками и беречь их. Мне было очень интересно с вами. А вам? Чтобы вы никогда не болели, я хочу подарить вам витамины. (Дети благодарят доктора Айболита).
- Витамины мы попробуем позже, когда помоем руки.
Литература:
1. “Ребёнок познаёт мир” автор-составитель Т.В.Смирнова Волгоград: Учитель, 2013 г;
2. “Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета” младшая и средняя группа составитель О.И. Бочкарёва Волгоград: ИТД “Корифей”;