Предмет: Урок окружающего мира (урок овладения знаниями, умениями, навыками)
Продолжительность: 45 минут
Класс: 3 класс
Технология: иллюстративный материал к уроку – презентация PowerPoint (Windows 7, MS PowerPoint 2007).
Текст работы: Конспект урока по программе УМК “Школа России” (в соответствии ФГОС).
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир".
Задачи урока:
- Организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются “соседями” России.
- Оказать помощь в поиске информации о том, какие государства имеют общую границу с Россией по суше, по морю, о столицах государств.
- Содействовать развитию творческого мышления, воображения учащихся, способствовать формированию конструктивности, целесообразности, вариативности и гибкости их мышления.
- Помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности
Планируемые результаты:
Предметные
- Уметь работать с политической картой, находить государства, граничащие с Россией.
Метапредметные
Коммуникативные:
- навыки делового партнёрского общения;
- умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Регулятивные:
- рефлексивные умения - осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
- оценочные умения - сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные:
- общеучебные действия - умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
- логические действия - умение строить логическую цепь рассуждений
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, политическая карта, модель политической карты, выполненная в виде пазла из пенопласта для сбора карты на магнитной доске, компьютеры, энциклопедии, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие и посадка детей, проверка готовности к уроку, настрой на работу
- Как приятно видеть столько заинтересованных лиц, столько любознательных глаз. Посмотрите друг на друга и пожелайте рабочего настроения на весь урок.
2. Введение в тему урока
- Любите ли вы путешествовать?
- На чём вы предпочитаете путешествовать?
- Чем можно заниматься во время путешествия? (Можно ли во время путешествия знакомиться с новыми людьми?)
- Что необходимо путешественнику?
- Давайте соберём чемодан путешественника. Что может лежать в этом чемодане? (Обязательно выслушать предположения обучающихся).
Слайд 1, слайд 2
3. Повторение, актуализация знаний.
- Для чего во время путешествия нам может понадобиться путеводитель?
Дети: - Чтобы узнать достопримечательности нового места.
Слайд 3
- Может ли нам пригодится атлас мира?
Дети: - Конечно, он поможет узнать страну.
Слайд 4
- Нужен ли нам разговорник?
Дети: - Имея разговорник, мы можем обратиться к жителям посещаемой страны на их языке.
- Тем самым расположить к себе местное население.
Слайд 5
- Для чего нам могут понадобиться фотоаппарат, видеокамера?
Дети: - Чтобы запечатлеть понравившиеся места.
Слайд 6
- Нужна ли нам медицинская аптечка?
Дети: - Может кому-нибудь придётся оказать первую медицинскую помощь.
Слайд 7
- Для чего нам нужен компас?
Дети: - Компас поможет ориентироваться на местности.
Слайд 8
- Какие стороны горизонта вы знаете?
Слайд 9
4. Изучение нового материала.
- Наше путешествие начинается.
Слайд 10, 11
- Знаете ли вы соседей, которые живут рядом с вами? Как вы с ними познакомились?
- Мы сегодня тоже отправимся в гости к соседям. Откуда начнём наше путешествие?
Дети: - Давайте отправимся в путешествие из России.
Слайд 12
- Поможет ли нам физическая карта познакомиться с соседями?
Дети: - Наверное, не очень поможет. Ведь на физической карте нам трудно увидеть страны, куда можно отправиться.
Слайд 13
- Какая карта может помочь?
Тема урока – “Наши ближайшие соседи”
Слайд 14
Физминутка
(Под музыку “Песенка туриста” (см. в презентации) выполняется комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения)
- Столица России (Российской Федерации) – город Москва.
У вас на партах лежит конверт №1. В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Попробуйте расположить государства, которые граничат с Россией с юга и юго-востока. Работаем в парах. Время выполнения задания – 1 минута.
При работе в парах учащиеся собирают конструктор-пазл, где можно увидеть страны, граничащие с Российской Федерацией (см. приложение 1)
- Давайте назовём государства в порядке уменьшения площади, которую они занимают.
(Можно пригласить к доске детей, чтобы они прикрепляли части пазла).
Дети: - Китай.
- Китай – столица Пекин. В Китае вы не найдёте на столе ни ложки, ни вилки, там едят только палочками.
Дети: - Казахстан.
- Казахстан – столица Астана. Казахи очень гостеприимны. Их гостеприимство доходит до такой степени, что они могут подарить гостю любую вещь, которая понравится гостю.
Дети: - Монголия.
- Монголия – столица Улан-Батор. Монголы очень наблюдательны. По поведению домашних животных они могут очень точно предсказывать погоду.
Дети: - Северная Корея.
- Северная Корея или КНДР – столица Пхеньян.
- Всех ли ближайших соседей мы назвали.
Слайд 15, 16
- Загадка для эрудита. У вас на партах лежит конверт №2 (см. приложение 2).
В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Попробуйте распределить государства на 2 группы: имеют общую границу с Россией – не имеют общей границы с Россией. Работаем в парах. Время выполнения задания – 1 минута.
- Какие результаты вы получили?
Если учащиеся начали спорить, необходимо продолжить ведение диалога.
- Почему мы не пришли к общему мнению? Как решить спор? Откуда знаешь?
- Где можно получить информацию? (учебник с. 102)
Используя материал учебника, учащиеся называют страны. Учитель продолжает “собирать” на доске магнитный пазл, привлекая по желанию детей.
Дети: - Финляндия.
- Финляндия – столица Хельсинки. При общении важно смотреть финну в глаза, иначе вас могут заподозрить в неискренности. При этом не рекомендуется повышать голос, активно жестикулировать.
Дети: - Норвегия.
- Норвегия – столица Осло.
Дети: - Эстония, Латвия, Литва.
- Страны Прибалтики:
Эстония – столица Таллинн
Латвия – столица Рига
Литва – столица Вильнюс
Дети: - Польша.
- Польша – столица Варшава. Если вы пришли к поляку в дом, то вам обязательно предложат тапочки. Отказаться, значит обидеть хозяина.
- Внимание! Вот этот маленький участок на карте – это Калининградская область. Калининградская область – это территория России.
Дети: - Белоруссия.
- Белоруссия – столица Минск.
Дети: - Украина.
- Украина – столица Киев. Чувство юмора, артистизм прославили украинцев на весь мир, а также талант к созданию художественных произведений: вышивка, резьба по дереву, ткачество, гончарство.
Дети: - Абхазия.
- Абхазия – столица Сухум.
Дети: - Южная Осетия.
- Южная Осетия – столица Цхинвал.
Дети: - Грузия.
- Грузия - столица Тбилиси.
Дети: - Азербайджан.
- Азербайджан – столица Баку.
- Проверьте, правильно ли вы распределили страны по группам.
Слайд 17
- Мне кажется, мы назвали все государства, с которыми Российская Федерация имеет общую границу.
Слайд 18
- Чем похожи государства, которые мы назвали?
Дети: - Имеют сухопутные границы.
Слайд 19
- Какие государства не входят в эту группу? Чем они отличаются от тех государств, которые мы назвали ранее?
Дети: - Имеют только морские границы.
Слайд 20
- Назовите государства, которые имеют с Российской федерацией морские границы.
Дети: - Япония.
- Япония – столица Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ.
Дети: - Соединённые Штаты Америки.
- Соединённые Штаты Америки - США – столица Вашингтон. Это государство расположено на другом материке. Но в северной части Северной Америки расположен один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив.
- У нас на доске сейчас находится смоделированная карта. Удобно ли по этой карте назвать соседей нашего государства. Такая карта называется политической.
5. Закрепление нового материала.
- Давайте вспомним все страны, которые являются ближайшими соседями России. Будьте внимательны.
Слайды 21, 22, 23, 24
- Захотелось ли вам съездить в какую-либо страну? Куда и почему?
- Как бы вам хотелось, чтобы вас встретили?
Слайд 25
- Какие отношения надо поддерживать с соседями?
- Как вы понимаете пословицу: Дружба людей гору сокровищ создаёт.
Я, ты, он, она –
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья.
В слове “мы” - сто тысяч “я”!
- Эти строки написаны Робертом Рождественским. Они как нельзя лучше показывают возможности людей, если они вместе составляют единую “семью”.
- А теперь я предлагаю вам поиграть. Вы должны отгадать по предложенным слайдам, какое это государство.
Слайды 26,27,28
Можно задать следующие вопросы:
- Где вас так встретят?
- Что можете услышать?
- Как надо относиться к национальному языку?
- Где можно найти сведения о стране – ближайшем соседе России?
Обратить внимание детей на выставку энциклопедий.
- Я предлагаю вам интересное, на мой взгляд, задание. Я предлагаю вам самим составить страницу энциклопедии.
- Что можно разместить на странице энциклопедии?
Слайд 29
- Название
- Столица
- Флаг, герб
- Традиции народа
- Национальный язык
- Национальный костюм
- Национальное творчество
- Достопримечательности
- Работая в парах и используя имеющиеся энциклопедии, Интернет-ресурсы, вы должны составить энциклопедическую статью о государстве, которое вам наиболее интересно. Из созданных страниц мы создадим “классную” энциклопедию.
Учащиеся выполняют задание, после проходит выставка созданных страниц классной энциклопедии.
6. Домашнее задание.
- В качестве домашнего задания я хочу вам предложить следующее:
1) с помощью карты учебника вписать в таблицу (рабочая тетрадь с.63, №2) названия столиц;
2) по желанию: с помощью дополнительной литературы, Интернета подготовить сообщение об одной из стран-соседей России. Лучше выбрать страну, где доводилось бывать, тогда собранную информацию можно дополнить своими впечатлениями.
7. Итог урока.
- Мне очень хочется узнать, что вы сегодня приобрели на уроке.
Выберите те фразы, которые вам хотелось бы продолжить, и закончите их.
Слайд 30
- Спасибо большое, ребята, за ваши мысли, чувства, за ОТЛИЧНУЮ работу на уроке. Мне было очень интересно работать с вами. Молодцы.
8. Используемая литература.
- А.А.Плешаков “Окружающий мир” учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. Москва “Просвещение” 2012
- А.А.Плешаков “Окружающий мир”. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций в двух частях. Часть 2. Москва “Просвещение” 2013.