Слайд 1 (тема урока)
Слайд 2 (план урока)
Цели урока:
- подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;
- развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир;
- формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;
- активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
Задачи:
- Образовательные:
- закрепить знания о жанре, разновидностях портрета;
- познакомить учащихся с техникой «коллаж» и особенностями её выполнения.
- Развивающие:
- развивать творческие способности;
- развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.
- Воспитательные:
- содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям;
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок творчества
Форма организации учебной деятельности: групповая
Вид занятий: декоративно-прикладное творчество, коллаж
Оборудование:
- Для учащихся:
- картон, салфетки, газетная бумага, старые журналы мод и косметики, ножницы, клей ПВА, простой карандаш, ластик.
- Для учителя:
- мультимедийная презентация, компьютер, экран, аудио запись песни «Ах, вернисаж».
Оформление доски:
План урока
1 | Организационный момент | 1 мин. |
2 | Мотивация «Притча о художнике» | 3 мин. |
3 | Повторение:
|
5 мин. |
4 | Беседа по теме, с использованием мультимедийной презентации. | 5 мин. |
5 | Актуализация знаний | 5 мин. |
6 | Практическая часть
|
21 мин. |
7 | Подведение итогов урока
|
5 мин. |
Эпиграф: «Портрет – зеркало души».
Высказывание: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но без их ведома, спускаюсь в глубины их души и овладеваю ею целиком» (Латур).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Мотивация «Притча о художнике»
Жил на свете художник, который имел дар видеть и
запечатлевать ПРЕКРАСНОЕ.
Его умение увидеть КРАСОТУ – удивляло людей!
Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не
замечали, что это – прекрасно!… До тех пор они
этого не замечали, пока не превращал художник то,
что видели и он, и они, – в совершенную картину!
Художник был великим Мастером Красоты. Он
прикасался взглядом души к тому, что видел, – и
изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих
полотнах. И тогда – происходило чудо: не заметная
прежде Красота – становилась явной для каждого,
кто смотрел на картину художника!
* * *
Однажды он взялся за портрет худенькой и
неприметной девушки, которую прежде никто не
считал красивой. И сама она тоже стеснялась своей
тонкости и нежности, своего хрупкого стана – и
всегда опускала в смущении глаза…
«Столь некрасива, худа… – а ты её рисовать
задумал!…» – художнику говорили люди.
Но художник не слушал тех, кто так говорили, – и
рисовал. И тонкость, и грация, и нежный овал лица,
и глубина чуть-чуть смущённых глаз – вдруг ожили
на полотне, прекрасный облик создав.
И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что
это я… Тaк хороша картина!…»
«Я – только зеркало! – с улыбкою художник
отвечал. – Тебе я красоту души твою всего лишь
показал!
Теперь – живи, её от мира не тая!
Ты – как душа – подобна красоте зари! И нежностью
твоей любви – ты всё, что видишь, озари!»
* * *
И женщину он старую увидел – и портрет её стал
рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе
он нашёл?
А художник – он каждую морщинку на руках её – как
летопись писал. И были в летописях тех слова о
жизни долгой и не простой, о доброте и о любви, о
детях, вскормленных душевною заботой, о внуках,
мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики
из глаз – в них свет струился – к тем людям,
которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке…
Их свет подобен был реке, которая имеет свой
исток в сердечной доброте.
И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой –
вещали людям о жизни доброй, о душе большой! И – в
восхищеньи – замирало множество людей перед
картиной той! И видели они суть жизни, что прожита
не зря. И обнимала их любовь души прекрасной –
как нежная вечерняя заря…
Художник так всё то отобразил – что в почтеньи
перед старой женщиной склонились люди…
* * *
Потом художник танцора рисовал. И в миге том, что он изображал, слились и танец, и танцор. И взмах руки, и музыка, и взор – теперь звучат на полотне! И тот, кто смотрит, – может пережить душой эмоции вдвойне: как тот, кто созерцает полотно, или как тот, кто – в танце – Богу гимн Любви поёт!
* * *
И рисовал художник капельку росы на тоненькой
травинке.
Всего лишь… капелька воды на солнышке блестит.
Но эта капля будто говорит: «Я – капелька в
безбрежности Любви! И отразилась солнца красота
– во мне! И словно в зеркальце моей любви –
теперь сияют мир и красота Земли!»
* * *
И кистию своею художник ещё одно мгновенье в
Вечном Бытии запечатлел:
Над морем – солнце вскинуло свои лучи! И –
отразилось в облаках!… И птиц полёт – издалека в
родимый край!… И берег моря с золотым песком!…
Слились на полотне одном – творения Творца и
человека! Открылась Вечность – в едином миге
Красоты! И дyши освещал восходом солнечным –
Безбрежный Света Бога Океан! И проявились в
величии сей Красоты – Создателя её Незримые
Черты!
* * *
Волшебным взглядом – художник тот был наделён:
ведь за Творением – Творца всей Красоты способен
видеть он!
И может людям он дарить – уменье видеть и любить!
[3]
Учитель: – Ребята, скажите, пожалуйста, в чём вы видите разницу между двумя понятиями: «КРАСИВЫЙ» и «ПРЕКРАСНЫЙ»? И как вы понимаете фразу «Портрет – зеркало души?» (записана на доске).
Ответы детей
Вывод: Художник не только передаёт
внешний облик человека, но и его
индивидуальность, он проникает внутрь души
человека, раскрывает его характер, чувства, и
взгляды на мир.
А вот как выразился Латур: «Они думают, что я
схватываю только черты их лиц, но я без их ведома,
спускаюсь в глубины их души и овладеваю ею
целиком».
3. Повторение
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о
портрете.
Наша цель, продолжить знакомство с
жанром портрета и познакомится с новой техникой
декоративно – прикладного искусства «коллаж».
Многие великие умы человечества размышляли о
тайнах и законах красоты, о природе прекрасного.
1. Что означает слово «портрет»?
Слайд 3 (определение)
Правильно, портрет – это изображение
конкретного человека, передающее его
неповторимые особенности, – строение лица, черты
характера, отношение к людям).
Назовите виды портрета.
Слайды 4, 5, 6,7 (виды портрета)
2. Анализ портрета.
Слайд 8
Работа выполняется в двух вариантах. У каждого на столах лежат карточки «Описание портрета», а на доске картины. Вы должны в течение 3 минут дать полный анализ данного портрета.
«Описание портрета»
- Вид искусства, к которому относится портрет (живописный, графический, скульптурный, фотографический, ювелирный).
- Название портрета (парадный или камерный).
- Количество персонажей (один человек, парный, групповой, групповой семейный).
- Персонажи на портрете (мужчина, женщина, ребёнок (детский)).
- Положение персонажа (в полный рост, поколенный, поясной, погрудный, голова) и также (стоящий, сидящий, лежащий).
- Разворот головы персонажа (анфас, в три четверти, в профиль).
Учащиеся выполняют работу в рабочих тетрадях.
4. Актуализация знаний
– Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека?
Ответы детей.
– выбор характерной позы;
– четкость рук и жестов
– выражение лица и особенно глаз (глаза –
зеркало души);
– выбор фона и композиции;
– выбор цвета.
Вывод: Основными средствами художественной выразительности становятся: деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура портретируемого.
– А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение. Я буду читать стихотворение, а вы на листе бумаге делаете эскиз.
Слайд 9
«О красоте человеческих лиц»
Николай Заболоцкий
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.[4]
Повторение пропорций частей лица при рисовании портрета при помощи учебной таблицы.
5. Новая тема урока
Один из наиболее креативных методов изображения – техника коллаж.
Слайд 10
Коллаж (франц. collage – наклеивание) - это приём в изобразительном искусстве, состоящий в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.[1]
Запись в тетрадь.
Широко применялся кубистами, футуристами и дадаистами, дополнявшими живописные изображения приклеенными на холст обрывками газет, фотографий, обоев, кусков ткани и т. п. Первым изобретателем этого приема был – кубист Пабло Пикассо.
Слайд 11
Существует множество вариантов применения этого способа: вырезки различной формы из цветной бумаги, цветная газетная бумага, цветные журнальные иллюстрации. Вы можете выполнить рисунок, ничего не рисуя, а просто отрывая кусочки бумаги или вырезая их более аккуратно. Как и с рисунком с натуры, чем быстрее вы работаете, тем более спонтанным окажется результат. Вы вынуждены принимать мгновенные решения и переносить идею на картон. Это может быть непросто, когда вам приходится отыскивать исходный материал, делать вырезки и прикреплять их к коллажу. Иллюстрацию можно создать, используя необычные изображения, нарезанные квадратиками или полосками. Коллаж освобождает от необходимости использовать рисование, но вместе с тем расширяет ваш визуальный кругозор.
Правила работы: (на столах)
- Мы работаем сегодня с журналами, которые вы принесли на урок. Они – наш материал для работы.
- Отбираем, вырезаем или отрываем кусочек бумаги и приклеить его на лист.
- Подготавливая части коллажа, используйте ножницы или просто рвите бумагу и накладывайте ее к листу.
- Постарайтесь, не добавлять рисунок от руки карандашом или краской.
- Внимательнее сосредоточтесь на том, чтобы научиться использовать журнальные вырезки наиболее эффективно.
- Думайте! У вас есть всего несколько минут для вырезания (вырывания) кусочков из журналов и их приклеивания.
- Благодаря скудной палитре эти коллажные иллюстрации выглядят свежо и современно.
6. Практическая часть
Данная работа рассчитана на 2 урока. Работам в группе по 4 человека.
7. Основные этапы работы (на столах у каждой группы).
Для того чтобы создать портрет в технике коллаж вам необходимо вспомнить пропорции лица человека. Для этого вы можете пользоваться эскизом в альбоме.
Слайд 12
1. Нарисуйте на картоне эскиз портрета.
2. Внимательно рассмотрите эскиз расположения
кусочков бумаги на лице (кусочки могут быть
разрезанными ножницами, а могут быть рваными).
3. Кусочки должны близко прилегать друг к другу.
4. Тщательно подбирайте бумагу. Тем более что она
у вас не просто цветная, а имеющая разные рисунки
и фактуру (газеты, журналы). Не спешите,
фантазируйте.
5. Старайтесь передать характер и особенности
портрета.
6. Распределите правильно роли в группе,
советуйтесь друг с другом.
Не забывайте о ТБ при работе с ножницами и клеем.
Слайд 13
8. Групповая самостоятельная работа (звучит песня «Ах, вернисаж» - Приложение 2)
За 5 минут до конца урока незаконченные работы собираются, убирается рабочее место. Дежурные собирают тетради, для проверки и выставления оценок.
Слайд 14 (образцы работ)
Слайд 15 (детские работы)
9. Подведение итогов
Слайд 16
Рефлексия
- Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось, достигли ли мы поставленной цели?
- Вам нравиться? Что именно?
- С какой техникой вы сегодня работали?
– Наш урок окончен. Спасибо!
Список литературы
- Большой самоучитель рисования /Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А. Евсеевой. – М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. – 192 с.
- Сенин В., Коваль О. Школа рисования карандашом. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. – Харьков: Книжный клуб, 2007. – 112 с.: ил.
- http://www.sunhome.ru/prose/pritcha-o-hudozhnike.html
- http://www.inpearls.ru/