Тема урока. «Об иконах, которые спасают…»
Цель урока: углубление знаний об иконе и её роли в православной культуре.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с особенностями иконы и её отличиями от картины;
- освоить основные понятия: икона, чудотворная икона, нимб, образ Божий;
- помочь учащимся осмыслить, почему христианин каждого человека воспринимает как святыню.
Ожидаемые результаты: учащиеся узнают, чем икона отличается от картины; задумаются, почему человек в православии воспринимается как святыня.
Основные термины и понятия: икона, фреска, чудотворная икона, иконостас, иконописец, мозаика, молитва, нимб, образ Божий, церковно-славянский язык.
Оборудование:
- Основы духовно-нравственной культуры народов России : 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М. : Вентана-Граф, 2011. – (Начальная школа XXI века).
- Плакат «Древнейшие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы в России» (Комплексный проект средств «История обучения религиозной культуры. Основы православной культуры. 1-4 классы». Издательство «Экзамен», 2012 г.)
- «Шедевры русской живописи» (CD-диск «Кирилл и Мефодий», 1997, 2001)
- Компьютер, проектор, экран.
- Презентация (Приложение 1)
Литература.
- «Закон Божий». Автор: Протоиерей Серафим Слободской
- Истоки Великой Победы. Книги для развития учащихся 2, 3, 4 классов общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки». 2010.
Источники сети интернет.
План-конспект урока
I. Организация начала урока
– Сегодня наш урок пройдёт в форме коллективной творческой деятельности.
II. Актуализация знаний (Слайды 2, 3)
– Для начала я предлагаю проверить готовность
к изучению новой темы.
– У вас на партах лежат листочки с номерами
вопросов. Рядом с ними необходимо поставить
букву, которая, на ваш взгляд, обозначает
правильный ответ.
Тестовый контроль:
1. Храм – это:
а) дворец,
б) дом, посвящённый Богу,
в) памятник.
2. Богослужение – это:
а) молитва,
б) посещение церкви,
в) церковный обряд, проводимый священником в храме.
3. С чего начинается строительство храма:
а) с совместной молитвы строителей,
б) со сбора украшений для храма.
4. Зодчий – это:
а) священник,
б) прихожанин,
в) строитель.
5. В какой одежде нужно посещать храм:
а) в повседневной и спортивной,
б) в скромной, но праздничной,
в) в вечерних богатых нарядах.
Самопроверка по ключу: 1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – в; 5 – б.
III. Подготовка к основному этапу (Слайд 4, на фоне звучит «Аве Мария» Шуберта)
Учитель читает стихотворение Таисии Феврониной «Закладка в памяти».
Калейдоскоп событий в мире
вращает времени рука,
и большинство людей в забвение
уносит памяти река.
А есть еще одна закладка
от Бога в памяти людской:
святые лики в наших храмах
с их неземною чистотой.
Так не похожи на портреты,
они заказаны Творцом,
дающим счастье простым смертным
писать Божественным перстом.
В них только дух, не видно тела.
Портрет магической души
любовью к людям беспредельной
сияет в храмовой тиши.
– Как вы думаете, о чём это стихотворение? Почему? (Ответы детей)
IV. Усвоение новых знаний
1. Работа в парах
– А теперь я предлагаю вам поработать в парах.
Вопросы для работы вы найдёте на карточках.
(Карточка с вопросами: 1. Что такое икона? 2. Где
поставляются святые иконы в доме и храме?).
– Ребята, так что же такое икона?(В переводе с
греческого слово «икона» обозначает «образ»).
– Где поставляются святые иконы в доме и в храме?
(В храме по стенам и в иконостасе; в доме –
передний правый, «красный» угол.)
– Подумайте, кого изображают на иконах. (Икона –
живописное изображение Самого Бога, или Божией
Матери, или Ангелов, или святых угодников).
2. Сравнение картины и иконы
– Мир иконы открывается нам не сразу. Если в
далёкие времена она была своеобразной книгой для
неграмотных, читать которую умел почти каждый
человек, то от современного зрителя требуются
немалые усилия для того, чтобы понять условный
язык иконописи. Попробуем и мы познакомиться с
этим удивительным искусством.
– Мы уже сказали, что икона – это изображение
Бога, Богоматери, святых.
– Что такое картина? (Изображение предметов,
людей, событий).
– Как вы думаете, где на слайде картина, а где
икона? Почему? (Ответы детей).
(Слайд 5)
Сравним Икону Богоматери Путеводительница и
картину Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком». И
там, и там один и тот же сюжет. Младенец Христос на
руках Богородицы. И если мы посмотрим на картину
Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно
уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную
молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла
жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это
указывает причёска, костюм, окружающие детали.
Младенец на её руках обычный пухленький малыш,
который заигрался с цветком. Мама ребёнком
любуется, умиляется, т.е. изображена обычная
тихая семейная сцена. На картине изображение
реалистично, т.е. всё изображается так, как мы
видим в действительности.
Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим
нечто иное. Передано какое-то неземное
спокойствие, огромное достоинство. Написаны не
просто лица, а святые лики – изменённые и
преображённые. Мы не можем сказать, что перед
нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не
детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед
нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который
пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи
человечества. Богородица указывает рукой на
Младенца, как на истинный Путь ко спасению.
Христос правой рукой благословляет тех, кто идёт
за ним, а в левой руке держит книгу – Новый Завет.
Один из типов иконографии Пресвятой Богородицы
«Одигитрия», что в переводе с греческого
означает «Путеводительница», Божия Матерь
изображена в торжественной позе с поднятой
рукой, обращённой к Своему Сыну, как бы
указывающей человечеству путь к спасению.
К иконам типа «Одигитрия» относятся иконы
Иверская, Казанская, «Скоропослушница»,
Смоленская, Тихвинская, «Троеручица»,
Черниговская. Приближены к этому типу иконы
Иерусалимская, «Неопалимая Купина», «Споручница
грешных». В России самым распространённым
образом этого типа является Смоленская икона
Божией Матери. Во многих материалах по
иконографии и календарях название Смоленская и
«Одигитрия» часто представлены как синонимы.
Работа с плакатом и учебником (с. 74).
3. Знакомство с иконописцами
– Ребята, а любой из нас может написать икону, чтобы люди молились? (Иконы писать имеет право только тот человек, который является православным христианином, постоянно ходит на службы, исповедуется, причащается, постится.)
– Как называют людей, которые пишут иконы? (Иконописцы – это люди, которые писали иконы. Большинство иконописцев не известны, так как свои работы они не подписывали. Однако, иконы – величайшие произведения искусства – доказывают нам то, что иконописцы были настоящие мастера, так как они умели видеть Божий образ мира.)
4. Презентация об Андрее Рублёве (подготовлена учеником) (Приложение 2.)
1) Видеоролик об иконе «Троица».
Беседа по просмотренному сюжету.
– Пресвятая Троица – это кто?
– В каком виде на иконах предстают перед нами
Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух святой?
2) Работа в группах (Слайд 6)
5. Вопросы для исследования.
– Ребята, а вы обратили внимание на
цвет, который присутствует на иконах. Я предлагаю
поработать в группах и ответить на вопросы:
– Какие цвета чаще всего используют на иконах?
Что они обозначают?
– Какой цвет не используется. Почему?
6. Выбор методов исследования.
– Но для начала давайте вспомним, какие методы
исследования вы знаете? (Ответы детей: работа с
книгой, информация из сети Интернет или из
телевизионных передач, собственные знания и т.д.)
– Какие методы мы будем использовать сегодня на
уроке? (Собственные знания, работа с книгой,
звонок по телефону).
7. Работа с выбранными методами исследования.
8. Выступление групп с исследованиями.
– Какие цвета чаще всего используют на иконах? Что они обозначают?
Золотой цвет
Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.
Красный цвет
Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.
Белый цвет
Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Синий и голубой цвета
Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет
Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.
Черный цвет
Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос – старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Какой цвет не используется. Почему?
Цвет, который никогда не использовался в иконописи – серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
9. Чудотворные иконы
- Ребята, как вы думаете, какие иконы называют
чудотворными? (Чудотворная икона — в Православной
церкви иконописное
изображение, почитаемое как источник чудотворений
различного характера (чаще всего исцелений,
помощи на войне, при пожаре).
Источником чудесных действий, по мнению Церкви,
является благодать Божия, действующая через
икону. В Православной церкви почитается около
1000 икон, прославившихся таким образом).
(Слайды 7-12, короткие рассказы подготовленных детей)
V. Закрепление полученных знаний
1. Викторина «Знаешь ли ты иконы?» (Слайд 13)
2. Синквейн (в группах) (Слайд 14)
Первая строка – существительное, которое,
собственно, и нужно осмыслить.
Вторая строка – два прилагательных,
определяющих это существительное и описывающих
ваше представление о нём.
Третья строка – три глагола: действия, которые
производит существительное.
Четвертая строка – фраза из четырёх слов,
передающая ваше отношение к существительному.
Пятая строка – синоним существительного или
ваши ассоциации к этому слову.
Лучшие работы.
- Икона.
- Святая, древняя.
- Спасает, помогает, утешает.
- Видела много горя.
- Молитва.
- Икона.
- Чудотворная, известная.
- Лечит, спасает, защищает.
- Помогает в трудные минуты.
- Религия.
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Давайте подведём итог нашей работы.
1. Как вы поняли, в чём состоит отличие иконы от
обычной живописной картины?
2. Почему православные христиане считают
возможным изображать невидимого Бога?
3. Кому молятся православные христиане, стоя
перед иконой?
– А теперь попробуйте продолжить фразу. (Слайд 15)
Сегодня на уроке:
– я научился …
– было интересно …
– было трудно …
– мои ощущения …
– больше всего понравилось …
– Большое спасибо за работу на уроке! (Слайд 16)