Социальное партнерство дошкольного учреждения и семьи в формировании основ гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»

Басня «Лебедь, Щука и Рак». И.А.Крылов

В произведении наглядно показывается несогласованность действий участников общего дела, не приводит к желаемым результатам. К сожалению, подобные ситуации, когда «Лебедь рвется в облака», «Рак пятится назад», а «Щука тянет в воду» можно встретить не только на страницах литературных изданий, но и в реальной жизни, в образовании. Субъекты образовательного процесса, прежде всего педагоги и родители, оказывающие существенное влияние на становление личности ребенка, часто не могут договориться о том, зачем, куда и как им следует «двигаться», чтобы достигнуть главного – помочь дошкольнику счастливо и полноценно прожить детские годы. Выработка общей стратегии возможна лишь при одном условии – если воспитывающие взрослые осознали необходимость объединения педагогических усилий и согласовывали свои взгляды на жизненные ценности, цели, задачи, методы воспитания и обучения детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшее условие реализации образовательной программы, в том числе непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, а также психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. При этом предполагается, что взаимодействие детского сада и семьи осуществляется в рамках социального партнерства.

Социальное партнерство и вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения– далеко не одно и то же. Важнейшими признаками социального партнерства в детском саду являются – равенство родителей с администрацией и педагогическим коллективом.

Термин «социальное партнерство в образовании»: «особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития» (И.А. Хоменко)

Таким образом, «социальное партнерство», предполагает активное участие всех участников образовательного процесса: администрации, педагогов, детей, родителей, специалистов учреждений образования, культуры, здравоохранения. Однако организующая и координирующая роль в проектировании и осуществлении взаимодействия партнеров принадлежит педагогам дошкольного учреждения.

Опыт нашего дошкольного учреждения показывает, что конструктивное социальное партнерство с семьей возможно при условии обновления содержания и форм.

Обновление содержания дошкольного образования продиктовано ФГТ и ФГОС. В ФГОС одной из образовательных областей, обеспечивающей развитие личности ребенка является социально-коммуникативное развитие. Оно направленно на формирование у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Одним из средств формирования этих качеств личности является музей детского сада «Детский сад со всех сторон». Основная цель музея – воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста.

Музей способствует решению следующих задач:

  • Осуществление комплексного подхода к гражданскому воспитанию дошкольников;
  • Приобщение дошкольников к истории, культуре, традициям, местным достопримечательностям;
  • Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города и края;
  • Формирование фонда стендового музея и обеспечение его сохранности;
  • Активная экскурсионно-массовая деятельность с детьми, родителями, тесная связь с общественными объединениями.

Организация музея является результатом партнерского взаимодействия родителей, педагогов, воспитанников детского учреждения, представителей учреждений культуры, по проекту «Детский сад со всех сторон». Ежегодно музей пополняется различными экспонатами, подаренными родителями, выпускниками детского сада, гостями.

Музей включает 8 стендов:

  1. «Истоки детского сада»
  2. «Слава строителям детского сада»
  3. «Мы граждане большой страны»
  4. «Как прекрасен наш Урал»
  5. «Лысьва – город исторический»
  6. «Наш микрорайон»
  7. «Лысьвенский театр драмы им.А. Савина»
  8. «Уральские писатели»

Каждый год мы расширяем музейное пространство и рамки социального партнерства в гражданском воспитании дошкольников. Два года назад конкретизировали идею по сетевому взаимодействию музеев города и учреждений культуры, связанную с последовательным их посещением. Обмениваясь ресурсами и информацией, усиливаем возможности каждого учреждения и музея.

При организации работы совместно решались задачи:

  • Формировать у детей познавательный интерес к музеям как хранителям культуры.
  • Формировать у детей умение понимать язык предметов как носителей закодированной информации.
  • Воспитание у детей чувства гражданина своей Родины.

Модель сетевого взаимодействия музеев и культурных организаций города.

Выбор городского музея был продиктован запросом родителей. Многие родители водили детей в музей, но при индивидуальном посещении не получали всей полноты информации. Посещение «Музея камня» вызвано большим интересом детей к коллекционированию различных камней. Наряду с музеями города, в сетевом взаимодействии отводится большая роль учреждениям культуры: Лысьвенский театр драмы им. А.Савина, городская библиотека, детская музыкальная школа. В учреждениях ведутся не только экскурсии, но и познавательные беседы, посвященные писателям-землякам. Проходят встречи с современными авторами, актёрами, музыкантами. В ходе, которых дети получают возможность подкрепить информацию о жизни и творчестве людей, проживающих рядом.

Таким образом, мы нашли точки соприкосновения в социальном партнерстве в создании обучающей макросреды, способствующей формированию гражданской позиции не только детей, но и их родителей. Новые формы взаимодействия с родителями так же этому способствуют:

  • Совместные экскурсии по городу, по памятным местам. Родители выступают в роли экскурсоводов.
  • Родительская конференция «Всестороннее развитие в детском саду и дома». Темы родительских выступлений:
    • «Партнёрское взаимодействие детского сада и семьи по созданию единого образовательного пространства»;
    • «Воспитание юного патриота в игре».
  • Открытые совместные образовательные дела. Эффективность данной формы взаимодействия с родителями в том, что ради достижения одной общей цели, объединяются и дети и родители.
  • День открытых дверей для родителей.
  • Новая форма взаимодействия с родителями детского сада «Родительская школа». Широко представлена тема «Родительской школы», «Семья и её законы»:
  • Зачем человеку семья?
  • Счастливая семья. Какая она?
  • Социальные роли и полномочия членов семьи
  • Родительский дом – начало начал
  • Семейные традиции – основа уклада семьи
  • Наша семья сегодня и завтра
  • Читаем и комментируем Семейный кодекс РФ

Основные задачи «Родительской школы:

1. Повышение компетентности родителей в правовых вопросах.
2. Повышение роли семейных ценностей, традиций в становлении личности ребенка.

Родители совместно с детьми, наравне с педагогами принимают участие в различных мероприятиях по воспитанию гражданской позиции детей, в оформлении стендов музея, в экскурсионной деятельности, в поисково-исследовательской деятельности:

– участие в конкурсе «Герб семьи», «Флаг семьи»;
– оформление стендов сочинениями и рассказами к памятным и юбилейным датам;
– участие в конкурсе «Красная книга родного края», в рамках муниципальной акции «Сохраним природу Прикамья»;
– участие в конкурсе «Юные поэты о малой Родине»;
– участие в поисково-иссследовательской деятельности «Улица, на которой я живу», «Моя родословная», «Моя династия»;
– конкурс детско-родительских рисунков «Мой любимый детский сад», «Моя семья»;
– участие в экологическом шествии, посвященном Дню защиты окружающей среды и изготовление атрибутов;
– участие в фото-конкурсе «Дети играют!», «Вместе с мамой, вместе с папой», представлена Уральская природа;
– участие в конкурсе стенгазет к Дню защитника отечества;
– участие в мероприятии, по оказанию помощи жительнице нашего города Яне Верещагиной.

В басне И.А.Крылова, отсутствие опыта взаимодействия всех участников общего дела привело к отсутствию результата. В нашем случае налаживая партнерское взаимодействие с семьей, с социальными институтами, мы надеемся только на позитивный результат. А именно на воспитание гражданина своей Родины, осознание ребенком быть полезным обществу, народу.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Журнал «Детский сад: теория и практика» № 10, 2013 г.
  3. Хоменко И.А., статья «Школа и родители: этапы развития социального партнерства».