Литературно-творческая деятельность слабослышащих детей младшего возраста на уроках и внеклассных занятиях литературного чтения

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Проблема читательской деятельности стоит достаточно остро как в отношении общего, так и в отношении специального образования. Многим педагогам известно, как трудно воспитать у современных детей любовь к книге, интерес к самому процессу чтения и осмыслению прочитанного. Использование различных методических приёмов помогает постепенному переходу учащихся от репродуктивной к литературно-творческой деятельности, стимулирующей их речевое развитие.

Работа по составлению самостоятельного высказывания идет параллельно с осмыслением читаемого произведения и творческой деятельностью учащихся. Так, во 2 классе работа начинается с выполнения иллюстрации, подбора цитат  к стихотворениям С.Я. Маршака «Вот такой рассеянный», «Усатый – полосатый», «Багаж». Позднее задание для второклассников усложняется. Ученикам предлагается нарисовать своих любимых животных и составить небольшие рассказы о них с использованием материалов из справочной литературы. В результате проделанной работы создается энциклопедия, например, «Наши любимые животные», оформлением которой занимаются сами дети.

Более сложным видом литературно–творческой и речевой деятельности является расширение текста рассказа или сказки за счет включения в них диалога действующих лиц по опорным конструкциям. Например, школьникам предлагается подобный вид деятельности по сюжету латышской сказки «Медведь и мышь». Созданию мотива деятельности способствует постановка учебной задачи: «Вы прочитали сказку «Медведь и мышь? Хотелось бы вам стать писателем? Давайте подумаем, о чем могли бы разговаривать медведь и мышка?» Ученикам предлагаются опорные фразы. Хочется отметить, что вид работы детям очень нравится.

Другим видом литературно-творческой деятельности второклассников является расширение текста за счет включения в него самостоятельно сочиненной  части. Этот вид деятельности используется нами при прочтении рассказа Е. Чарушина «Лесной котёнок». Обратимся к фрагменту урока и высказываниям учащихся.

Учитель: Ребята, вы нарисовали рисунки, с кем ещё котёнок мог играть. Кто хочет показать свой рисунок и рассказать?

Ученики:

– Я хочу рассказать. Я нарисовал, как котёнок играл с ежом. Он наклонился к ежу, ударил его лапой, а ёж уколол рысёнка. Рысёнок испугался и бросился наутёк.
– Я хочу рассказать о своей картинке. Я нарисовал, как  котёнок увидел красивую бабочку. Она села ему на нос. Рысёнок фыркнул, и бабочка улетела.
– Я думаю, что  лесной котёнок встретил маленького жучка. Жучок покружил над котёнком, пожужжал и улетел.
– У меня на картинке рысёнок увидел смешную зелёную лягушку. Она прыгнула котёнку на лапу и ускакала.
– Ещё он увидел червячка. Червячок испугался котёнка и уполз в землю.
– Я нарисовал, как лесной котёнок встретил мышку. Он хотел поиграть с ней и погнался за мышкой, но не успел. Она спряталась в норку.

Учитель:  Молодцы, ребята! У вас получились замечательные рисунки и рассказы. Из этих рисунков мы сделаем книжку-самоделку.

Видом литературно­-творческой и речевой деятельности является  и создание живых картин. Так, после чтения и анализа рассказа Г. Цыферова «Где ежик?» дети изобразили сцену, соответствующую моменту, когда ребята нашли норку, где спал еж. В тексте нет слов и выражений, которые характеризовали бы поведение детей в этом эпизоде. Мы попросили учеников показать позы действующих лиц, которые бы выражали бы их эмоциональные состояния в этот момент, а затем оречевить свои действия.

Большой интерес вызывает у второклассников подбор рифмы к стихотворным строчкам, например, к стихотворению Л. Татьяничевой «Что ты умеешь?».

Что ты умеешь?

– Что ты умеешь,                                      – А ты что умеешь,
Скажи мне, Илья?                                    Светлана, ответь?     
– Умею строгать и выпиливать я,          – Умею я песни хорошие петь 
На лыжах кататься,                                   Цветы поливать,
Из глины лепить,                                      Пыль вытирать,
Хлеб покупать,                                          С картинками книжку
Чай кипятить…                                         Брату читать!..

(Л. Татьяничева)

Особенность этого стихотворения состоит в том, что группа строф, посвященным разным занятиям детей, устроены однотипно. Можно сказать, что стихотворение представляет некоторую модель для сочинения стихотворения. Ученики припоминают  свои занятия и дополняют пропуски в модели. Для успешного выполнения задания ученикам требуется понять логику стихотворения и попасть в его ритм, но это для слабослышащих младших школьников самая трудная задача. Сначала эту задачу ученики решают вместе с учителем, наблюдают за словами в стихотворении, их слоговым составом, ударением и т.п. Первые варианты стихотворных строк мы сочиняем вместе, а затем переходим к самостоятельной работе. Вот, что получилось у ребят.

– Что ты умеешь,                                              – А ты что умеешь,
Скажи нам, Маша? – спросим любя.               Саша, ответь?
– Умею картинки раскрашивать я.                 – Умею я песни веселые петь,
На санках кататься,                                           Грибы собирать,
Из снега лепить.                                                 Пыль протирать, 
Могу суп приготовит,                                       Добрые книжки
Посуду помыть…                                              Маме читать!

(Саша П.)                                                           (Вероника Р.)

Конечно, такие произведения появились не сразу. На уроках чтения и развития речи ребята отбирали необходимый словесный материал и речевые конструкции; на индивидуальных занятиях по развитию слуха и речи прохлопывали, простукивали неудавшиеся строчки и, наконец, находили нужные.

Наблюдение за композицией, языком, типами сказочных персонажей служат основой для сочинения короткой волшебной сказки. Это следующий вид литературно-творческой деятельности слабослышащих младших школьников. Сочинение сказки ведется коллективно и начинается с определения темы и общего замысла:

– Кто может быть главным героем сказки?
– Какой была вещь?
– Что делают герои сказки?
– Как вы начнете сказку?
– Как закончите?

Приведем пример сказки по теме «История детских вещей (книжка)».

Книжка

Жила-была книжка. Она была новая, красивая, интересная. Её с радостью читали дети. Ребята получали новые знания.
Однажды мальчик Вася бросил книжку на пол. Книжка заплакала. Из неё выпали страницы. В школе Вася получил двойку. Он не выучил урок.
Мальчик понял, что без книги он не сможет хорошо учиться. Он пришёл домой. Попросил у книги прощения. Приклеил страницы. И стал получать хорошие отметки.

При составлении сказок ребята проявляют интерес к работе, они пытаются импровизировать, чувствуя себя настоящими авторами. Этот вид литературно-творческой деятельности для учеников с нарушением слуха сложный, но очень интересный.

Следует отметить, что в литературном творчестве проявляются и развиваются читательские способности слабослышащих младших школьников, воспитывается вера в свои силы.