Цель мастер-класса: информирование о системе работы с биологическими понятиями, основанной на технологии СДО в рамках урочной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО).
Задачи:
- обеспечить ознакомление участников мастер-класса с системой работы с биологическими понятиями на основе диалектического подхода к современному образовательному процессу в рамках урочной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- организовать профессиональный диалог об особенностях диалектического подхода к современному образовательному процессу через организацию исследовательской деятельности в рамках урочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО.
Наша школа, как и многие другие, в настоящее время включена в инновационную деятельность, связанную с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, представляющих собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Это означает выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность, освоения новых требований к реализации ФГОС. Поскольку инновационная деятельность – это, прежде всего, творческая деятельность, трудно переоценить её роль в образовательном процессе. В современной педагогике выделяют несколько уровней творчества педагога. Один из них – «это усовершенствования, т.е. чаще всего, модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания». [4]
Мною используется технология Способа диалектического обучения, в основе которого лежит работа с понятиями. Способ диалектического обучения, основанный на диалектике идей (преобразование сознания), диалектике отношений (преобразование общества), диалектике средств (орудий) труда (преобразование природы), [1] способствует переходу от сообщенных знаний к выводным и представляет собой принципиально новый подход к учебному процессу. Система изучаемых биологических понятий формирует, во-первых, навыки работы с понятиями, во-вторых направлена на развитие у учащихся навыков формальной и диалектической логики. В работе с понятиями можно выделить несколько уровней:
- выделение понятия в тексте, занесение его в сборник понятий – соблюдая определенный алгоритм (установление родо-видовых понятий – требование ФГОС);
- объединение понятий в суждения через составление проблемных вопросов (вопросов – суждения сформулированных по определенной схеме, далее В.С.), творческое чтение текста;
- нахождение противоположных понятий, установление причинно-следственных связей (требование ФГОС), выдвижение гипотез, выявление противоречий, нахождение путей их решения, выведение понятия через дедукцию (требование ФГОС).
«Ключом» к отбору гипотез являются родовые либо видовые признаки изучаемого понятия. Работа школьников строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение школьника, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли. Таким образом, применение теории на практике и в новой ситуации, содержательная коммуникация на основе знаний, естественная мотивация, материализованная оценка знаний – эти и другие требования ФГОС ООО и ФГОС НОО возможно реализовать Способом диалектического обучения.
Эту технологию можно рассмотреть на примере ролевой игры «Урок биологии в 5 классе по теме «Лишайники»
Цель урока: выведение нового понятия «лишайники».
Задачи:
- Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения симбиотических организмов.
- Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.
- Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы по теме урока.
Структура урока |
Учебник [3] | |
1. Мотивирование к учебной деятельности (вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке: "надо", "хочу", "могу"). Прием «Необъявленная тема». | ||
2. Актуализация знаний, пробное учебное действие и фиксирование индивидуального (или коллективного) затруднения в пробном учебном действии. Выявление места и причины затруднения. | ||
Тема предыдущего урока «Грибы», дается задание «Пятый лишний» Подосиновик, подберезовик, подъельник, подтопольник, пеницилл. Нужно выделить одно лишнее понятие, установить признак, по которому оно является лишним (находим сходство – родовое понятие, и различия – видовое: сравниваем эти понятия). Это задание является основой для самостоятельной работы учащихся на протяжении всего урока. | ||
Предполагаемый ответ: пеницилл, потому, что это плесневый гриб, остальные – шляпочные грибы. | ||
В.С. Почему подосиновик, подберезовик, подъельник, подтопольник получили такое название? Предполагаемый ответ: по названию растений, возле которых их можно найти. | ||
В.С. Почему эти грибы растут под определенными деревьями? Предполагаемый ответ: симбионты | С. 58-59 | |
Задание: Выпишите рядом с названиями грибов – названия растений, с которыми они вступают в симбиоз. | С. 43 | |
В. С. Каким образом осину, березу, ель, тополь можно объединить в одну условную группу? Предполагаемый ответ: деревья – раскрываем это понятие, родовое понятие жизненная форма растений. Следовательно, к какому царству относим перечисленные растения? Предполагаемый ответ: царству Растений. Родовое понятие – растения | С. 46, (20, 21, 27) | |
В.С. Каким образом многообразие растений в царстве можно разбить по группам? Предполагаемый ответ: по количеству клеток, по строению (видовые признаки). | ||
В.С. Каким образом
осину, березу, ель, тополь можно объединить по
строению в одну условную группу? Предполагаемый ответ – это высшие растения. |
С. 46, (20, 21, 27) | |
(Запись на доске – родовое понятие) высшие растения | С. 46 | |
В.С. Чем объяснить, что подосиновик, подберезовик, подъельник, подтопольник вы объединили в одну группу? Предполагаемые ответы: имеют приставку под –, по строению, шляпочные, высшие грибы | ||
(Запись на доске) + высшие грибы | С. 49 | |
В.С.Дадим характеристику этим группам организмов: Каким образом питание растений отличается от питания грибов? | ||
По способу питания автотрофы |
По способу питания гетеротрофы |
С. 41-42 |
Задание: Составьте
перечень основных свойств этих организмов,
характеризующих их с точки зрения
питания.[5] Выделяем пары противоположных признаков организма, их «+», «–» «+» Свет и углекислый газ есть в достатке, «–» вода, минеральные соли – не всегда. Хорошо, что сами питаются, плохо – не могут сами питаться, потому что дефицит воды и минеральных солей… |
||
В.С. Каким образом
автотрофы могут решить это противоречие питания?
Задание. Найдите необычный способ,
позволяющий решить это противоречие. [5] Например: к «–» составляем вопрос «В каком случае отрицательный признак станет положительным признаком?», отвечаем. Находим решение – в противоположном понятии «автотрофам» – это «гетеротрофы». Решение противоречия – …берут помощь у грибов «+» Гетеротрофы грибы питаются готовыми органическими веществами, но не могут питаться, если органических веществ нет в окружающей среде. «–» Нет готовых, кто их производит? Автотрофы – решение противоречия – берут помощь у растений,… |
||
…образуя грибокорень – микоризу | С. 59-60 | |
Возвращаемся к заданию «Пятый лишний». В.С. Вследствие чего пеницилл так же относят к грибам, несмотря на то, что у него нет шляпки и ножки как, например, у подберёзовика? Предполагаемый ответ имеют общие признаки – строение клетки, способ питания, но относят к низшим грибам. | С. 49 С. 58 |
|
(запись на доске) + низшие грибы | ||
– А он может вступать в симбиотические отношения? Нет, это плесень. В.С. В каком случае низшие грибы вступают в симбиотические отношения? Предполагаемый ответ: в том случае, когда возникает противоречие, как и у высших: гетеротрофы не могут питаться при отсутствии готовых органических веществ. | ||
Совместное решение проблем – образуя симбиотический организм низших грибов и низших растений. (Почему не высших? Потому что, неравноценный обмен, питание грибов за счет высших растений называется паразитизм, другое родовое понятие.) | ||
Низшие растения (водоросли) | ||
3. Выявление места и причины затруднения, целеполагание и построение выхода из затруднения. Грибокорень у высших, а у низших –…? В.С. Каким образом низшие растения и низшие грибы могут совместно разрешить противоречия, связанные со способом питания? | ||
4. Обсуждение и решение проблем. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). | ||
В.С. Каким образом мы можем сформировать название такого организма? Предполагаемый ответ: по аналогии микориза, грибокорень. Гипотезы: гриботал, (гриб и таллом), водогриб (водоросль и гриб), миковод (мико- и водоросль) и т.д. Однако, вероятно, есть исторически закрепившееся понятие. Смотрим в учебнике. | ||
Тема урока..? «Лишайники». В.С. Каким образом, мы можем слоганом определить эту тему? Например, «Вместе весело шагать…» | С. 66 | |
Соотносим текст учебника и наши выводы. В учебнике: «Своеобразная группа организмов, распространённая на всех материках, включая Антарктиду».[4] Возражения? Не все своеобразные организмы, распространённые на всех материках, включая Антарктиду, являются лишайниками, например, простейшие, бактерии, птицы, и т.д. | С. 66 | |
Следовательно, формулируем собственное определение по алгоритму «родовое понятие и видовые существенные признаки» | ||
Отвечаем на вопрос «Что это?»,
записываем во вторую графу сборника понятий
«симбиотический организм, состоящий из гриба и
водоросли», «каким бывает»? Не знаем. Пользуемся
справочниками, учебником, интернетом и т. д. – Кто их пишет, составляет? Предполагаемый ответ: ученые. Вспоминаем, какие ученые изучают грибы, растения. Интерактивная игра «Ученые отдыхают» (Электронное издание «1С: Образовательная коллекция. Биология, 6 кл. Живой организм»). Предполагаемый ответ: микологи – наука микология, ботаники–наука – ботаника. |
||
Динамическая пауза прием «Мимическая гимнастика» – изображаем ученых, исследующих группы организмов. | ||
В.С. Как доказать, что изучением лишайников не могут заниматься только микологи или только ботаники? А лишайники кто изучает? Не знаем… | ||
5. Решение учебных задач | ||
Записываем: Что хотим узнать: Задача 1. Как называется наука о лишайниках, ученые, их изучающие. | ||
О чем может рассказать
ученый? Составляем план по алгоритму
«сборника понятий». Задача 2. Какими бывают
лишайники (многообразие лишайников) Кто ещё может рассказать об организмах? Предполагаемый ответ: художники, сказочники, математики и др. |
||
Работа в группах: ученые,
художники, сказочники, математики и др. Задание. Изложите в форме рассказа (сообщения, рисунка, сказки, задачи и др.) своё мнение (понимание) понятия «лишайник». |
||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | ||
Работа со сборником понятий – выдвигаются версии по определению основания деления (признака) понятия, заполняется третья графа сборника понятий «Объём (каким бывает понятие)» | ||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону-схеме (работа с текстом, рисунками, таблицами учебника; фокусируются на практическом применении изученного). Задача 3. Значение лишайников в природе и жизни человека.Формирование умения задавать вопросы – суждения по схеме:1.Вопросительное слово из синонимического ряда (Почему…? Когда..? Вследствие чего..? Как доказать, что..? Чем объяснить, что..? Каким образом..? В каком случае..?) [3] 2.Первое понятие 3.Глагол – связка 4. Второе понятие Задание. Раскройте особенности практического применения лишайников через вопросы – суждения.Например: В.С. Почему для северных животных огромное значение имеют кустистые лишайники? Чем объяснить, что лишайники признаны лекарственными растениями? Включение в систему знаний и повторение: вопросы суждения на сравнение. Задание. Сравните организмы – симбионты через вопросы – суждения. Например: В.С. Как доказать, что микориза и лишайник – пример симбиоза? | ||
8. Рефлексия деятельности – прием «Противоположные понятия» по теме урока. Задание. Отразите содержание урока, составив список противоположных понятий. |
Список литературы:
- Гончарук А. И. “Концепция школы XXI века”, ККИУУ, Красноярск,1992 г.
- Поляруш А. А. Единство в многообразии: Диалектический подход к учебному процессу. 2-е изд., испр. и доп., Красноярск, 2006 г.
- Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Издательство Вентана-Граф, Москва, 2013 г.
- Сиденко Е.А. Мастер-класс: Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения, http://www.in-exp.ru/mo-4-2010/77-favorit-art-mo-04/320-master-kl-cidenk-mo04-22-25.html#sdfootnote1sym
- Вебинар «Технологии деятельностной педагогики в контексте ФГОС основного общего образования» от 28 января 2014 г. http://www.uchmet.ru/articles/165393/?referer1=subscribe&referer2=2014jan28_results_webinar