Цель: познакомить детей с фортепианным циклом Петра Ильича Чайковского «Детский альбом»; вызвать эмоциональную отзывчивость учащихся на музыку.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения цикла «Детский альбом»
- прослушать и запомнить некоторые произведения из цикла
- воздействовать на эмоции и чувства детей, развивать образное мышление и способность к художественно-музыкальному образу в процессе слушания и восприятия музыки
Оборудование: портрет композитора П.И. Чайковского, иллюстрации к «Детскому альбому», диск с записью пьес из цикла «Детский альбом», компьютер, мультимедийный экран, цветные нотки по количеству детей в классе.
ХОД УРОКА
Под музыку “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского дети входят в класс. На доске портрет П. И. Чайковского.
Учитель в костюме Музы (платье, шарф,
волшебная дирижерская палочка в руке):
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим с вами
путешествие в музыкальный мир великого русского
композитора Петра Ильича Чайковского.
Познакомимся с музыкой, которую композитор
написал именно для детей и включил в цикл под
названием «Детский альбом». Этот цикл состоит из
24 пьес, в которых Петр Ильич Чайковский выразил
борьбу добра со злом, раскрыл музыкальную
культуру других народов, показал весь богатый и
сказочный мир ребенка, живущего фантазией и
воображением. «Детский альбом» композитор
посвятил своему племяннику. А также, думаю и всем
детям, которые когда-либо слушали, и будут
слушать эту музыку.
Я – добрая Муза! Хранительница музыки “Детского
альбома” П. И. Чайковского. Вы не первый раз
слышите об этом композиторе. Чайковский написал
музыку к балету «Щелкунчик», «Лебединое озеро»,
«Спящая красавица». Но сегодня произойдёт
необычное и волшебное действо – музыка из
«Детского альбома» оживет, и мы окажемся в
удивительном мире.
Учитель-Муза показывает первую иллюстрацию. На ней изображены деревянные солдатики. Звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.
Два мальчика-солдатика (два ученика в роли солдатиков):
– Кто часовой?
– Я часовой!
– Пароль? – Игра!
– А отзыв? – Бой!
Солдатики из дерева –
Отчаянные головы.
Но, к счастью, деревянный меч,
Не может голову отсечь!
Мальчики-солдатики выполняют движения под
марш.
Учитель-Муза показывает следующую
картинку-иллюстрацию к пьесе «Игра в лошадки».
Звучит «Игра в лошадки» П.И. Чайковского.
Девочка (ученица):
На лошадку я вскочу,
"Иго-го-го!" – закричу.
Чуть сожму её бока,
Поскакала я. Пока!
Следующая картинка (на ней изображена совместная иллюстрация к пьесам “Итальянская песенка”, “Неаполитанская песенка”)
Учитель-Муза:
Карнавал, карнавал!
Чудных масок полон зал!
Вот Пьеро и Арлекино,
Риголетто, Коломбина.
Плещет нежная волна –
Мы в Венеции, друзья!
Пьеро с мандолиной в руках изображает
игру на ней.
Вдруг резким звуком врывается музыка пьесы
«Баба-Яга» П.И. Чайковского. Влетает в класс
Баба-Яга и с характерными движениями танцует. Под
«Вальс» П.И. Чайковского Учитель-Муза
прогоняет Бабу-Ягу.
Учитель: Отгадайте, ребята загадку:
В облаках, не по земле,
Летит баба на метле.
Страшная и злая,
Кто она такая?
Дети: Баба-Яга.
Учитель-Муза: Что мы слышим в этом произведении? Каков характер музыки, а значит и героини, которую мы увидели, сказочной Бабы-Яги?
Дети: Она злая, а музыка тревожная, страшная.
Учитель-Муза: да, ребята, и композитору удалось очень ярко описать эту героиню в своем произведении. Но добро, как всегда побеждает зло. Бабу-Ягу мы прогнали, теперь можем радоваться и веселиться.
Звучит «Камаринская» П.И. Чайковского, учитель проводит физкультурную минутку:
Вперед четыре шага, (под музыку делаем 4 шага вперед)
Назад четыре шага, (4 шага назад)
Кружится, кружится наш хоровод. (кружатся на месте)
Ручками похлопали, (на последние слоги хлопаем 2 раза)
Ножками потопали, (на последние слоги топаем ногами 2 раза)
Плечиком подрыгали, (поднимаем плечики 4 раза)
А теперь попрыгали! (прыгаем на месте).
Учитель-Муза: Наше путешествие,
ребята, подошло к концу. Мы побывали с вами в
удивительном музыкально-сказочном мире, который
придумал для нас великий русский композитор П.И.
Чайковский. Жаль расставаться с этим прекрасным
и волшебным миром, но мы еще обязательно будем
слушать произведения из цикла «Детский альбом».
– А напоследок, я попрошу вас взять нотку,
которая лежит у каждого из вас на парте и
прикрепить ее к иллюстрации того
произведения, которое вам больше всего
понравилось.
– До свидания, до новых встреч.
В работе использованы некоторые материалы Быстровой Марины Давыдовны «Конспект занятий в детском саду» на сайте http://ds82.ru/doshkolnik/3052-.html