Цели предметные:
- возможность реализации в живописной форме своих представлений о различных временах года;
- закрепление полученных ранее навыков работы акварелью;
- апробация вариативных подходов к композиции пейзажа, исходя из имеющегося графического шаблона и собственного замысла.
Задачи урока по формированию универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
- духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения;
- повышение уровня мотивации творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства.
Регулятивные УУД:
- развитие умения принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- выработка способности различать способ и результат действия;
- постановка новых творческих и учебных задач в сотрудничестве с учителем.
Познавательные УУД:
- развитие способности смыслового восприятия визуальных художественных образов;
- анализ объектов, определение аналогий.
Коммуникативные УУД:
- адекватное использование коммуникативных (речевых) средств для решения различных коммуникативных задач, овладение диалогической формой коммуникации;
- постановка существенных вопросов, формулирование собственного мнения;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
- адекватная оценка своей роли в коллективной творческой деятельности.
Оборудование и материалы:
- бумага А4 (для пейзажа);
- акварельные краски, крупная и тонкая кисти, вода, тряпка;
- эмблемы и талисманы (стихи) команд;
- мультимедийная установка.
Видеоряд: компьютерная презентация «Вечное движение» (тематический подбор фотографий и репродукций).
Аудиоряд: музыкальное сопровождение к компьютерной презентации «Вечное движение» (Песня Д. Тухманова и В. Харитонова «Вечное движение»).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Подготовка рабочих мест.
2. Беседа учителя с детьми
– На прошлом уроке мы нарисовали
карандашный набросок пейзажа. (1 слайд) Я вам
сказала, что это рисунок не простой, а с секретом.
И сегодня мы с помощью этого рисунка, красок и
нашей фантазии совершим удивительное
путешествие во времени.
– Какое у нас сейчас время года? (Осень.)
– А какое у вас любимое время года и почему? (Дети
называют разные времена года)
– Вы сейчас называли свои любимые времена года,
объясняли почему вы их любите. Наверно не
случайно есть каникулы осенние, зимние, весенние
и летние, чтобы мы могли насладиться и
почувствовать всю прелесть четырёх сезонов. Но я
заметила, что многие называли несколько любимых
времён года. Это наверно, потому что вам хочется
новых эмоций, впечатлений и всё это мы
приобретаем, когда движемся, и природа тоже не
стоит на месте «перпетум мобиле» (латинский язык)
«вечный двигатель». Летом мы любим купаться и
загорать, осенью собирать грибы, зимой кататься
на санках, весной пускать кораблики по лужам.
– И мы с вами попробуем сегодня без всякой машины
времени, кроме осени побывать в гостях у зимы, у
весны и у лета. Тема нашего урока «Вечное
движение». (2 слайд)
– Сколько у нас времён года? (4) Поэтому мы на
прошлом уроке разбились на 4 команды.
Капитаны, прошу вас подойти ко мне. Каждая
команда скоро отправится в своё время года, а в
какое – определит наш честный жребий.
– Итак, у нас 4 команды:
Осенняя – «Капелька дождя»;
Зимняя – «Снежинка»;
Весенняя – «Подснежник»;
Летняя – «Лучик».
– Команды – внимание: ваше задание!
Каждая команда в соответствии со своим временем
года с помощью красок преображает наши
черно-белые наброски в цветные осенние, зимние,
весенние и летние пейзажи. Вы можете добавлять в
ваши картины любые детали: людей, животных,
машины, самолеты – все, что подскажет ваша
фантазия! В конце урока каждая команда выбирает
лучший рисунок из всех рисунков, нарисованных
командой. Перед началом путешествия пусть каждый
капитан прочитает талисман своей команды. (Капитаны
читают стихи-талисманы).
– Ну, что, путешественники, за работу!
(Включается аудио- и видеосопровождение) (3 слайд)
– Завершаем работу, команды совещаются и выбирают лучшую работу.
Выставка работ.
– Ребята, когда я готовилась к этому уроку, то тоже совершила путешествие во все времена года. (Показ четырёх работ учителя.) (4 слайд)
Итог работы:
– Вам понравилось путешествие?
– Вы видите, что одно и тоже место может быть
разным, приносить массу впечатлений. Вот
волшебная сила красок, которые дают нам
путешествовать и наслаждаться красотой
окружающего нас мира! После урока вы сможете
обменяться своими работами и почувствовать, что
вы были в осени, в зиме, в весне и в лете.
Домашнее задание: Нарисуйте к следующему уроку любимый уголок природы и изобразите его именно в то время года, которое вы больше всего любите.