Цель урока: закрепление и углубление ранее изученного материала по теме «Земля», получение новых знаний об особенностях природных условий материков.
Задачи урока:
- закрепить и углубить ранее полученные знания по теме: «Земля»;
- совершенствовать приобретенных навыков работы с физической картой;
- знать особенности природных условий материков;
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
I этап: организационный момент
Создание психологической атмосферы урока; формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.
На доске сначала появляется тема урока (Презентация, 1 слайд), а затем задачи сегодняшнего урока (2 слайд) – 4 мин.
II этап: мотивация учебной деятельности
«Сегодняшний урок будет немного отличаться от остальных. Дело в том, что за каждый правильный ответ вы будете получать жетоны (Приложение 1). Жетоны разного цвета: розовый жетон – ответ правильный и полный (3 балла), зеленый жетон – ответ правильный, но неполный (2 балла), оранжевый жетон – дополнения к ответу другого (1 балл). В конце урока мы подсчитаем количество баллов, и все получат оценки. Ответ засчитывается только в том случае, если вы поднимаете руку, а не выкрикиваете с места» (3 слайд) – 2 мин.
III этап: проверка домашнего задания
Учащиеся отвечают на вопросы, за ответы получают жетоны. Цвет жетона и количество баллов завит от качества ответа. (4 слайд) – 12 мин.
Вопросы:
- К какой группе планет относится Земля?
- Какие планеты являются соседями Земли?
- Имеет ли Земля спутники? Если да, то сколько?
- Почему Землю можно назвать «колыбелью жизни»?
- Каково внутреннее строение Земли?
- Из чего состоит земная кора?
- Из чего состоят горные породы?
- На какие группы делятся горные породы?
- Что такое рельеф?
- Что такое литосфера?
- Из чего состоит литосфера?
- Может ли литосфера перемещаться?
- Одинакова ли толщина земной коры под материками и океанами?
- Какие вы знаете материки?
- Что такое части света? Чем они отличаются от материков?
- Чем еще кроме материков представлена суша на нашей планете?
«А теперь, покажите и назовите известные вам материки и части света на физической карте мира». (Один ученик показывает и называет материки, а другой – части света) (5 слайд)
IV этап: актуализация опорных знаний
«Вы отлично поработали. Но на этом наша гонка не заканчивается! Ответьте мне на вопрос: природные условия на всех материках будут одинаковые? Ответ обоснуйте? (Ответы учащихся) А что будет отличаться? (Ответы учащихся) (6 слайд) – 2 мин.
V этап: изучение нового материала
«Для того, чтобы лучше разобраться в этом вопросе мы обратимся за помощью к учебнику (стр. 78-81). Но прежде, откройте свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока: «Природные условия материков», начертите таблицу (таблица представлена на доске) (7 слайд). Для того, чтобы быстрее справиться с этим заданием, я предлагаю вам работу в парах: каждая пара заполняет таблицу только по одному материку, а затем мы обменяемся знаниями, на работу предоставляется 5 мин.) – 17 мин.
Табл. 1 «Природные условия материков»
Материк | Рельеф | Климат | Внутренние воды |
Евразия | |||
Африка | |||
Северная Америка | |||
Южная Америка | |||
Австралия | |||
Антарктида |
«Вот, что у нас получилось» (Приложение 2)
VI этап: Подведение итогов. Рефлексия (6 мин.)
Учащиеся выполняют два задания:
Задание 1: Отгадай материк по очертаниям (8-9 слайд)
Задание 2: Игра «Самый-самый», где необходимо угадать материк, реку или гору по характеристике. (10 слайд)
- Какой материк самый большой?
- Назовите самые высокие горы Земли
- Какая река на нашем материке самая длинная?
- Какое озеро в мире самое глубокое?
- Какой материк самый жаркий?
- Самая высокая точка Африки?
- Самая высокая гора Кордильер?
- Самая крупная река Северной Америки?
- Какой материк является самым влажным?
- Какой материк является самым маленьким?
- Какой материк является самым сухим?
- Какой материк является самым холодным?
- Какая река на планете является самой полноводной?
«Сегодня вы потрудились на славу, узнали много
нового. Какой вывод мы можем сделать по итогам
сегодняшнего урока? (Ответы детей) Да, вы
совершенно правы. И наша главная задача
заключается в том, чтобы бережно хранить все это
разнообразие, беречь природу не только родного
края, но и тех мест, куда мы приезжаем в гости!» (11
слайд)
«Давайте теперь подсчитаем свои баллы!»
Выставление оценок.
VII этап: Домашнее задание:
Стр. 78-84, вопросы в конце параграфа, задание №3 в рабочих тетрадях, подготовить тетради к проверке. (2 мин.)
Литература:
Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.