Цели урока:
- Личностные
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свою учебную деятельность.
- развитие способностей к рефлексивной самооценке собственных действий.
- развитие волевой саморегуляции.
- Предметные
- формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении.
- выводить общий способ распознавания местоимений, применять его .
- проявлять самостоятельность в учебной деятельности, оценивать своё умение (на основе эталона).
- Регулятивные
- умение выполнять пробное учебное действие, в случае неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выполнять и конструктивно устранять причины затруднения.
- умение контролировать и оценивать свои учебные действия.
- формирование логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение…)
- Коммуникативные
- уметь взаимодействовать, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: презентация к уроку, фишки.
ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности
Словарная работа.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед
проворным шапку снимает.
Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв сходят.
Урожай сам не придёт, за посевами нужен уход.
– Выпишите пословицу о трудолюбии. Объясните
его значение.
– Выпишите словарные слова из пословиц. (Мороз,
лягушка, урожай.)
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
– К какой части речи относятся эти слова? Назовите их признаки.
Сова – хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.
– Прочитайте текст.
– Какая ошибка допущена в тексте? (Повторяется
слово сова.)
– Как можно исправить эту ошибку? (Заменить
слово сова другим словом.)
– Запишите в тетрадь. Взаимопроверка.
– Вместо какой части речи вы употребили
словосочетание у неё? (Вместо существительного
сова.)
– К какой части речи относится слово у неё?
Пробное действие.
– Может это существительное?
Выявление места и причины затруднения.
– Отвечает на вопрос у кого?, обозначает
предмет, ж.р., ед. ч.
– А называет ли предмет?
Построение проекта выхода из затруднения
– К какой же части речи отнесём это слово? А
есть ли ещё такие слова? Приведите примеры.
– Делаем вывод.
Вывод: местоимение – это часть речи которая употребляется вместо имени существительного. Оно не называет предмет, а только указывает на него.
– Какая тема нашего урока?
Реализация построенного проекта.
Упр. 171 с.100
– С какой целью автор употребляет местоимения?
Называют ли они конкретное лицо или предмет?
– На что указывает слово он? Кто себя называет
словом я? К кому обращаются с речью, употребляя
слово ты? Вместо каких имён существительных
употребляется слово они?
Первичное закрепление во внешней речи
Упр. 173 с.101 Прочитайте. Определите главную мысль стихотворения.
– Какой частью речи являются выделенные слова? Для чего их использовал автор?
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Упр. 174 с.102 Рассмотрите рисунки. Назовите предметы. Запишите названия предметов, а в скобках – местоимение, которым можно заменить каждое слово.
Включение в систему знаний и повторение.
1. Замени повторяющиеся имена существительные
местоимениями. Развитие речи. (элек. приложение)
2. Распредели слова по корзинам.
Рефлексия учебной деятельности.
– Что нового мы сегодня узнали?
– Какие части речи заменяет местоимение?
– Назовите местоимения.
Оцените свою работу.
Домашнее задание.
Упр. 176 с.103