Урок по обучению грамоте в 1-м классе на тему "Гласная буква и звук Э"

Разделы: Начальная школа


Задачи: Познакомить учащихся с буквами Э, э; совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом; развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность, интерес к труду; поддерживать стремление к познанию нового, воспитывать чувство патриотизма, способность гордиться успехами соотечественников.

ХОД УРОКА

I. Включение в учебную деятельность

- Для чего вы пришли на урок? ( Познакомиться с новыми буквами, учиться правильно, читать и писать)

- Сколько вы уже знаете гласных букв? (9)

- Рассмотрите ленту букв (слайд 3). У какой буквы нет еще пары? ( У буквы Е)

II. Постановка целей и определения темы урока

Слова записаны на доске: Центр, цепи, цена, цель, церковь, цемент, цех (слайд 4)

- После буквы Ц написана буква Е, а какой звук мы слышим после звука (ц)?

- Когда мы впервые познакомились со звуком (э)? (Когда познакомились с буквой Е)

( учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока)

III. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуком (Э)

- Сделайте фонетический анализ слов “эхо”, “эскимо”. (Слайд 5,6)

Соотнесите подходящее слово “эхо” со схемой в красной рамке на стр.57.

ВЫВОД: Звук (э) гласный, может быть ударным или безударным. Образует слог. (Слайд 7)

2. Знакомство с буквами Э, э.

- На что похожа это буква?

- Сравните строчную букву э с печатной. Запишите ее в Прописях и в рабочей тетради. (Слайд 8-10)

Буква Э сравнительно молодая. Она появилась в русской азбуке в 1753 г. Даже Михаил Васильевич Ломоносов считал, что без нее можно обойтись. Но с появлением в русском языке иностранных слов пригодилась и буква Э : эврика, эгоизм, экватор, экзамен, экономика и т.д.

IV. Физкультминутка.

V.Продолжение по теме урока

(Чтение текстов на стр.58-59 “ Азбуки”. Работа с текстами: выборочное чтение, пересказ прочитанного по тексту “ Поиграем в эхо”)

- Прочитайте выразительно следующее стихотворение.

(слайд 11)

- Что нового вы узнали из текста стихотворения? Давайте выясним значение слов с помощью “Толкового словаря”. (Слайды 12-17)

VI. Развитие речевого аппарата

Работа над дикцией

Скороговорка:

Эскимо и два эклера
Съели Павлик и Валера.

- Почему некоторые слова написаны в середине скороговорки с заглавной буквы?

- Прочитаем предложения хором (слайды 18-21)

Найдите в предложениях слова с буквой Э и разделите их на слоги.

VII. Подведение итогов урока

- Понравился ли вам урок?

- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

- С какой гласной буквой вы познакомились?

Приложение.