Задачи: Познакомить учащихся с буквами Э, э; совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом; развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность, интерес к труду; поддерживать стремление к познанию нового, воспитывать чувство патриотизма, способность гордиться успехами соотечественников.
ХОД УРОКА
I. Включение в учебную деятельность
- Для чего вы пришли на урок? ( Познакомиться с новыми буквами, учиться правильно, читать и писать)
- Сколько вы уже знаете гласных букв? (9)
- Рассмотрите ленту букв (слайд 3). У какой буквы нет еще пары? ( У буквы Е)
II. Постановка целей и определения темы урока
Слова записаны на доске: Центр, цепи, цена, цель, церковь, цемент, цех (слайд 4)
- После буквы Ц написана буква Е, а какой звук мы слышим после звука (ц)?
- Когда мы впервые познакомились со звуком (э)? (Когда познакомились с буквой Е)
( учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока)
III. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуком (Э)
- Сделайте фонетический анализ слов “эхо”, “эскимо”. (Слайд 5,6)
Соотнесите подходящее слово “эхо” со схемой в красной рамке на стр.57.
ВЫВОД: Звук (э) гласный, может быть ударным или безударным. Образует слог. (Слайд 7)
2. Знакомство с буквами Э, э.
- На что похожа это буква?
- Сравните строчную букву э с печатной. Запишите ее в Прописях и в рабочей тетради. (Слайд 8-10)
Буква Э сравнительно молодая. Она появилась в русской азбуке в 1753 г. Даже Михаил Васильевич Ломоносов считал, что без нее можно обойтись. Но с появлением в русском языке иностранных слов пригодилась и буква Э : эврика, эгоизм, экватор, экзамен, экономика и т.д.
IV. Физкультминутка.
V.Продолжение по теме урока
(Чтение текстов на стр.58-59 “ Азбуки”. Работа с текстами: выборочное чтение, пересказ прочитанного по тексту “ Поиграем в эхо”)
- Прочитайте выразительно следующее стихотворение.
(слайд 11)
- Что нового вы узнали из текста стихотворения? Давайте выясним значение слов с помощью “Толкового словаря”. (Слайды 12-17)
VI. Развитие речевого аппарата
Работа над дикцией
Скороговорка:
Эскимо и два эклера
Съели Павлик и Валера.
- Почему некоторые слова написаны в середине скороговорки с заглавной буквы?
- Прочитаем предложения хором (слайды 18-21)
Найдите в предложениях слова с буквой Э и разделите их на слоги.
VII. Подведение итогов урока
- Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
- С какой гласной буквой вы познакомились?