Урок-практикум "Задачи на движение". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Оборудование: наглядность (2 машины), длинная веревка, разделенная на части по 1 метру.

Цели и задачи урока:

  • Совершенствовать вычислительные навыки.
  • Развивать наблюдательность, навыки контроля и самоконтроля.
  • Знать:
    • Что такое скорость, время, расстояние.
    • Зависимость скорости от времени и расстояния.
    • Зависимость времени от скорости и расстояния.
    • Зависимость расстояния от скорости и времени.
    • Единицы измерения скорости.
  • Уметь:
    • Находить скорость.
    • Выполнять чертеж к задаче на нахождение скорости.
    • Составлять простые задачи на нахождение скорости.
  • Показать, для чего нужно в жизни уметь находить скорость.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– В жизни каждому человеку нужно решать много различных задач, преодолевая различные трудности. Много проблем у тех людей, которые не имеют планов в жизни. Поэтому прежде чем решать любую задачу, нужно иметь план решения. Нам нужно четко представлять что и за чем нужно делать.
Первое, что нужно нам сделать: открыть тетради, записать число, классная работа.

2. Устный счет

– Мы с вами сказали, что каждое задание имеет четкие шаги. Сделаем эти шаги. Перед вами полоски с числами. Вы решаете примеры на доске, а ответы обводите на полоске.

60 *  8 – 50                                                     80 * 8 : 2
90 – 800 : 100                                                 80 + 100 : 4
5 + 360 : 6                                                       156 – 360 : 9

Выполняют проверку.

3. Новая тема

– Сегодня нам нужно научиться решать новый вид задач.

Чтение задачи с учебника.

– Какие новые слова вам встретились?
Новые слова, применяемые на уроке, которые нужно прояснить детям.

Скорость – путь, пройденный за определенное время.
Время – промежуток, когда мы наблюдаем какие-то изменения.
Расстояние – промежуток между чем-то и кем-то.

4. Практическое действие по прояснению слов

Поставить двоих детей спиной к  стене, так, чтобы они могли двигаться вперед к противоположной стене. Предложить детям двигаться вперед, при этом считая свои шаги.  Дети начинают двигаться. Через определенное время учитель останавливает. Подсчитывают, сколько сделали шагов за это время.

Учитель: Дайте определение скорости, времени, расстояния своими словами.

– Составьте 4 предложения со словами скорость, время, расстояние, чтобы я была уверена, что вы поняли смысл этих слов.

5. Практическая часть

а) Определение зависимости значений.

Предлагаю двум другим детям двигаться по этому же пути, но с разной скоростью.
–  Сколько времени они двигались?
–  Они затратили разное время на путь или одинаковое?

Выводы:

  • Чем больше скорость, тем меньше времени тратится на путь.
  • Чем больше скорость, тем большее расстояние пройдет.

6. Закрепление

а) –  А сейчас мы будем работать на магнитной доске с наглядностью. (Машинки на магнитиках)
–  Кто хочет быть водителем? (Выбираются 2 водителя. Отмечаются пункты, из которых выезжают машины с одинаковой скоростью. Учитель дает команду, машины начинают двигаться. Через определенное время учитель останавливает. Делается вывод.)
–  Скажите еще раз выводы о скорости своими словами.
–  Запишите в тетрадь.
–  Приведите свои примеры.
–  Скорость принято обозначать:V. Расстояние: S. Время: t.

Выполняется запись формул:

V = S : t                       S = V * t                      t = S : V

б) Работа в парах.

–  А сейчас работаем в парах. Вам нужно придумать свой пример и применяя наглядность, которая лежит у вас в коробочках, показать его своему соседу по парте, затем ваш сосед придумывает пример и вам показывает.

в) Составление задачи.

–  На доске написаны данные:

S = 10 км                  V = 2км/ч                                t = 5ч

–  Составьте задачи. (Составляются три задачи, записываются в тетрадь, делается вывод о зависимости скорости, времени, расстояния)

7. Подведение итога урока

– Дайте определение скорости, времени, расстояния своими словами.
–  Как в задаче вы будете находить скорость, время, расстояние?