Оборудование: наглядность (2 машины), длинная веревка, разделенная на части по 1 метру.
Цели и задачи урока:
- Совершенствовать вычислительные навыки.
- Развивать наблюдательность, навыки контроля и самоконтроля.
- Знать:
- Что такое скорость, время, расстояние.
- Зависимость скорости от времени и расстояния.
- Зависимость времени от скорости и расстояния.
- Зависимость расстояния от скорости и времени.
- Единицы измерения скорости.
- Уметь:
- Находить скорость.
- Выполнять чертеж к задаче на нахождение скорости.
- Составлять простые задачи на нахождение скорости.
- Показать, для чего нужно в жизни уметь находить скорость.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– В жизни каждому человеку нужно решать много
различных задач, преодолевая различные
трудности. Много проблем у тех людей, которые не
имеют планов в жизни. Поэтому прежде чем решать
любую задачу, нужно иметь план решения. Нам нужно
четко представлять что и за чем нужно делать.
Первое, что нужно нам сделать: открыть тетради,
записать число, классная работа.
2. Устный счет
– Мы с вами сказали, что каждое задание имеет четкие шаги. Сделаем эти шаги. Перед вами полоски с числами. Вы решаете примеры на доске, а ответы обводите на полоске.
60 * 8 – 50 80 * 8 : 2
90 – 800 : 100 80 + 100 : 4
5 + 360 : 6 156 – 360 : 9
Выполняют проверку.
3. Новая тема
– Сегодня нам нужно научиться решать новый вид задач.
Чтение задачи с учебника.
– Какие новые слова вам встретились?
Новые слова, применяемые на уроке, которые нужно
прояснить детям.
Скорость – путь, пройденный за определенное
время.
Время – промежуток, когда мы наблюдаем какие-то
изменения.
Расстояние – промежуток между чем-то и кем-то.
4. Практическое действие по прояснению слов
Поставить двоих детей спиной к стене, так, чтобы они могли двигаться вперед к противоположной стене. Предложить детям двигаться вперед, при этом считая свои шаги. Дети начинают двигаться. Через определенное время учитель останавливает. Подсчитывают, сколько сделали шагов за это время.
Учитель: Дайте определение скорости, времени, расстояния своими словами.
– Составьте 4 предложения со словами скорость, время, расстояние, чтобы я была уверена, что вы поняли смысл этих слов.
5. Практическая часть
а) Определение зависимости значений.
Предлагаю двум другим детям двигаться по этому
же пути, но с разной скоростью.
– Сколько времени они двигались?
– Они затратили разное время на путь или
одинаковое?
Выводы:
- Чем больше скорость, тем меньше времени тратится на путь.
- Чем больше скорость, тем большее расстояние пройдет.
6. Закрепление
а) – А сейчас мы будем работать на магнитной
доске с наглядностью. (Машинки на магнитиках)
– Кто хочет быть водителем? (Выбираются 2
водителя. Отмечаются пункты, из которых выезжают
машины с одинаковой скоростью. Учитель дает
команду, машины начинают двигаться. Через
определенное время учитель останавливает.
Делается вывод.)
– Скажите еще раз выводы о скорости своими
словами.
– Запишите в тетрадь.
– Приведите свои примеры.
– Скорость принято обозначать:V. Расстояние: S.
Время: t.
Выполняется запись формул:
V = S : t S = V * t t = S : V
б) Работа в парах.
– А сейчас работаем в парах. Вам нужно придумать свой пример и применяя наглядность, которая лежит у вас в коробочках, показать его своему соседу по парте, затем ваш сосед придумывает пример и вам показывает.
в) Составление задачи.
– На доске написаны данные:
S = 10 км V = 2км/ч t = 5ч
– Составьте задачи. (Составляются три задачи, записываются в тетрадь, делается вывод о зависимости скорости, времени, расстояния)
7. Подведение итога урока
– Дайте определение скорости, времени,
расстояния своими словами.
– Как в задаче вы будете находить скорость,
время, расстояние?