Цели:
- обобщить знания детей о Великой Отечественной войне,
- развивать и воспитывать чувство патриотизма, сопричастности к истории своего народа,
- формировать основы гражданской идентичности, чуткое и уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Музыкальное сопровождение: песни военных лет.
На урок приглашаются ветераны Великой Отечественной войны. Урок проводится в зале.
ХОД УРОКА-ПРАЗДНИКА
Учитель 1: Дорогие ветераны, гости, ребята! Сегодня мы отмечаем замечательный Праздник – День Великой Победы. Наши доблестные воины, разгромили захватчиков и освободили от захватчиков Европу.
Учитель 2: Но время никогда не изгладит в памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжёлую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. Но не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу.
Звучит песня «Довоенный вальс» (музыка: Павла Аедоницкого, слова: Феликса Лаубе)
Дети разыгрывают сценку из довоенной жизни.
Девочки:
1 – с куклой,
1 – с прыгалками,
1 – стирает,
1 – вешает бельё.
Мальчики:
2 – с мячом,
1 – на самокате.
Звучит стихотворение Степана Щипачёва «22 июня 1941 года».
Казалось было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.Цветок в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Звучат разрывы бомб и голос Левитана. От
разрывов бомб дети прячутся, потом слушают
сообщение.
Все уходят.
Выходят мальчики в военной форме .
Звучит песня «Священная война» (музыка: А. Александрова, слова: В.Лебедева-Кумача)
Из-за кулис выходят девочки и поют песню «До свидания, мальчики» (музыка и слова: Булата Окуджавы)
Девочки прощаются с мальчиками. Мальчики уходят.
– А враг рвался к Москве. Все, кто мог держать оружие в руках, встали на защиту города.
За спиной Москва – Столица мира,
За неё в огне лихих годин
Встали на смерть братья –
Сын башкира,
Русский и татарин, и грузин.О, Москва! Ты сердце всей России,
Из очей твоих струится свет,
Живы мы, хоть нас свинцом косило,
Без тебя, Москва, нам жизни нет!
Дети исполняют песню «Дорогая моя столица». (Авторы слов — Марк Лисянский и Сергей Агранян, композитор — Исаак Дунаевский)
– Каждый день на фронте и в тылу был подвигом, проявлением стойкости, отваги и мужества советских людей, верности Родине.
Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Ленинградская блокада,
Дни и ночи Сталинграда,
Дон и Курская дуга,
И уже назад – ни шагу!
Всё вперёд, вперёд к рейхстагу,
Чтобы там добить врага…
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвою и Орлом.
Как сражались партизаны –
Ими Родина горда!
Как залечивают раны
Боевые города.
– Во время войны на фронте сражались и женщины. Они были снайперами, разведчиками, связистками, врачами и санитарками.
Выходят девочки-санитарки.
Медсестра:
Не знаю, где я нежности училась, –
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идёт в шинели молодость моя.Когда склонялась я над раненым солдатом,
Он не стонал, а тихо говорил:
– Считайте, что на тур победный вальса
Я вас уже сестричка пригласил.Пушки грохочут, пули свистят,
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка: «Давай поддержу!
Рану твою я перевяжу!»Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих от смерти сестричка спасла!
Когда в боях случалась передышка
Или затишье, как не назови
Гармонь брал в руки озорной мальчишка
Так бережно прижав её к груди.
– У кого гармонь, ребята?
– Да, она же здесь, браток!
– Так сыграй нам на дорожку,
Нам же в путь пора, сынок!Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.Позабытый деревенский
Вдруг завёл глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив.И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.(Твардовский)
И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели.
Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу…
И рвали те песни комбата отцовскую душу.
Исполняются песня под гармонь. Дети и ветераны поют песни военных лет. Разыгрывается сценка «В землянке».
– Не было бы Победы без мужественных тружеников тыла.
Моя прабабушка не воевала,
Она в тылу солдатам помогала.
У нас в тылу работали заводы,
Там собирали танки, самолёты.Снаряды делали и пули отливали,
Одежду, сапоги изготовляли.
Для самолетов бомбы, ружья для солдат,
Орудия и, конечно провиант.
Без мужественных тружеников тыла
Страна бы наша никогда не победила.
Их тоже часто награждали,
И ордена давали, и медали.
Дети подходят к своим прабабушкам – труженицам тыла. Дарят им подарки, сделанные своими руками.
– В суровые дни войны рядом со взрослыми сражались дети.
– Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, работали на колхозных полях, в госпиталях, организовывали концерты для раненных воинов.
Приглашаются дети войны. Вместе со школьниками они исполняют Песню «Катюша» (Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский)
– Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашим бойцам фронтовые бригады артистов. В самые трудные минуты они помогали переносить тяготы войны.
Танец летчиков
И шла война четыре долгих года,
Мы воевали за свою свободу.
И было много страшных битв,
В которых враг проклятый был разбит.И мы пошли освобождать Европу
Солдаты наши в блиндажах, окопах,
В землянках, танках, дотах, дзотах,
На кораблях и самолетах.
Фашистских оккупантов побеждали
До самого Берлина немцев гнали.
– Наша славная армия не только прогнала врага со своей земли, но освободила от фашистского рабства и другие страны.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской –
Люди, победившие войну!
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой, спасенной на руках.
– Советские воины прошагали тысячи километров, освобождая страны Европы от фашистов.
Танец «Майский вальс».
– И вот наступил великий долгожданный День Победы.
– Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней продолжалась Великая Отечественная война.
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил!
Окончена война!
Уже нигде не затемняли света
В продымленной Европе города.
Ценою крови купленной Победа,
Пусть это помнит мир земной всегда!Вечная слава и вечная память,
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за Отчизну свою!
Вечная слава героям!
Слава! Слава! Слава! (хором)
Песня «Поклонимся великим тем годам» (Автор текста: Н.Добронравов. Музыка: А. Пахмутова)
Во время песни мальчики преклоняют колени, девочки головы.
Стираются лица, стираются даты,
Порой ваша память не все сохранит.
Но видят и нынче седые солдаты
Приволжскую степь, черноморский гранит.Пути фронтовые припомнятся снова.
Лишь карт пожелтевших коснетесь рукой:
Снега под Москвою, дожди под Ростовом,
Апрельский туман за чужою рекой.Какими путями прошли вы, солдаты!
Какие преграды сумели сломить!
Стираются лица, стираются даты –
Военных дорог никогда не забыть!
Далекое время вам кажется близким,
Да нет очень многих друзей среди вас –
Пути отмечая, стоят обелиски,
Ведут о боях молчаливый рассказ …Стираются даты. Стираются лица,
Но будет победно и вечно цвести
Девятого мая салют над столицей,
Связавший узлом фронтовые пути.
«Песня о солдате» (Автор текста: М.
Агашина. Музыка: В. Мигули)
Дети вручают цветы ветеранам и подарки,
сделанные своими руками.
Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днем!
С Днем нашей славы! С Днем Победы!
Ветераны и дети исполняют песню «День
победы» (музыка: Давида Тухманова,
слова: Владимира
Харитонова)
Ребята задают вопросы ветеранам, ветераны
рассказывают истории военных лет. Праздник
заканчивается чаепитием.