Задачи урока:
- познакомить учащихся с природными условиями Сахары,
- её растительным и животным миром;
- показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязи;
- познакомить с занятиями населения Сахары;
- продолжить формирование умения самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- способствовать развитию пространственного и логического мышления, познавательного потенциала;
- содействовать воспитанию коммуникативности, трудолюбия, географической культуры.
Оборудование: мультимедиа, карта полушарий, гербарий, карточки, тесты, индивидуальные компьютеры, энциклопедии «География», «Чудеса природы».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Мотивация учащихся.
Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы с вами отправимся туда,
Где много солнца и не видна вода.
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
– Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны убедиться, достаточно ли у вас знаний.
II. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальная работа на компьютерах. (2
человека моделируют модель Земли, 1 человек –
тепловые пояса).
2. Индивидуальная работа на карточках. (2 человека
работают на контурных картах, отмечая материки и
океаны, 1 на интерактивной доске).
3. Блиц-опрос для всего класса:
– Что такое экватор? Что показывают меридианы?
Что показывают параллели?
– Самая северная точка на земном шаре.
– Самая южная точка на земном шаре.
– Что учёные называют Мировым океаном?
– Что такое материк. Сколько их? Назови и покажи
на карте.
– Сколько океанов? Какой самый большой и
глубокий? Кто его назвал Тихим?
– Что вызывает смену дня и ночи?
– В результате чего происходит смена времён
года?
– Почему мы не замечаем движения Земли?
– Сколько тепловых поясов на Земле? Как они
называются? Что характерно для каждого теплового
пояса?
III. Введение в тему
– Природа нашей планеты очень разнообразна. Чтобы познакомиться с особенностями природы материков, мы готовы отправиться с вами в путешествие. На каком материке мы с вами живём? На самолёте мы с вами перелетим из Москвы в Каир – город на севере Африки.
1. Работа с картой полушарий
– Определите по карте полушарий, какие моря и
океаны омывают берега Африки. (От Европы Африку
отделяет неглубокий и узкий Гибралтарский
пролив Средиземное море, Юго-восток Африки
омывается Индийским океаном, а западные берега –
Атлантическим.)
– Найдите на карте реку Нил. В какое море впадает
эта река? (В Средиземное)
– Какие ещё реки есть в Африке?
– Как называется остров, который расположен к
востоку от Африки. (Мадагаскар)
2. Рассказ учителя
Итак, мы с вами приземлились в Египте. На весь мир славятся памятники Древнего Египта– пирамиды и Сфинкс. Они являются одним из 7 чудес света. Только чудом можно назвать строительство пирамид в глубочайшей древности, когда ещё не было железных орудий труда. Особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжёлые камни. Сто тысяч человек выполняли эту работу, непрерывно сменяясь каждые три месяца. Для сооружения пирамид требовались годы, а иногда и десятилетия. Высота пирамиды около 150м. Это высота дома в 50 этажей. Пирамиды охраняет Большой Сфинкс. У него тело льва, а голова человека. Пирамиды строили для правителей Египта – фараонов. Пирамида Хеопса (Хуфу), широко известная также под названием Великая пирамида, была возведена для фараона Хуфу – сына основателя Четвертой династии правителей Древнего Египта .Первоначальная высота – 146,6 метра. Пирамида Хафре была сооружена для четвертого фараона знаменитой Четвертой династии правителей Древнего Египта. Первоначальная высота 143,5 метра. Большой Сфинкс был возведен в годы правления фараона Хафре и,что лицо Сфинкса первоначально отображало лицо самого Хафре. Лишь в более поздние периоды истории после реставраций лицо статуи приобрело теперешний вид. Все эти пирамиды находятся в пустыне Сахара.
IV. Работа над новым материалом
1. Работа в группах
1 группа. В каком тепловом поясе
находится пустыня Сахара. Природные условия
Сахары (работа с энциклопедией, учебником и
научно-популярной литературой)
2 группа. Растительный мир пустыни
(работа с гербарием)
3 группа. Растительный мир пустыни
(работа с гербарием)
4 группа. Животный мир пустыни Сахара
(работа с карточками)
5 группа. Животный мир пустыни Сахара
(работа с карточками)
6 группа. Занятия населения Сахары
(работа с учебником)
2. Отчёты групп.
1 группа – географы
Лето в пустыне продолжается 5 месяцев. Днём температура до 40-50 градусов в тени. А поверхность земли до 70-80 градусов( можно испечь яйцо) Однако в глубине температура почвы 10-20 градусов. Ночи в пустыне прохладные, так как глина и песок быстро остывают. Часто за всё лето не выпадает ни капли дождя, он испаряется, не долетев до земли. А вот песчаные бури – часто. Во время бурь раскалённый ветер переносит тонны песка, насыпая большие холмы – барханы. Барханы постоянно передвигаются под действием ветра. Иногда они достигают высоты до 8м.
2 группа – ботаники (верблюжья колючка, колосняк, солянка)
Верблюжья колючка – у неё длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Является кормом для верблюдов.
Травянистое растение – колосняк. Его листья тоже тонкие, а корни хорошо закрепляются за песок.
3 группа – ботаники (джузгун, полынь, перекати-поле)
Джузгун – это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений.
– Как растения приспособились к жизни в пустыне? (Длинные корни, мелкие листья, вместо листьев чешуйки и колючки).
4 группа – зоологи (тушканчик, скарабей, варан, скорпион)
Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось пить и есть.
Варан – самая крупная ящерица. Убежищем для варанов служат старые норы грызунов или собственные норы до 4м, в которые они прячутся в самые жаркие часы. Бегают вараны быстро, нападая на грызунов, птиц, змей, молодых черепах. Зиму проводят в спячке. Занесены в Красную книгу.
Кобра. Длина тела 1,5м Ведёт дневной образ жизни, нападая на ящериц, птиц, грызунов. Укус кобры опасен. Человек, которому не была своевременно оказана мед.помощь, погибает через несколько часов. Но в то же время их яд идёт на приготовление лечебных препаратов.
Степная черепаха живёт среди зарослей полыни. Она долго может обходиться без воды, получая её с сочными кормами. Когти у степной черепахи тупые и широкие, ими она легко роет землю, когда устраивает норы. Плавать не умеет, так как нет плавательных перепонок, как у болотной. С наступлением засухи и во время зимних холодов черепахи впадают в спячку.
Тушканчик. У тушканчика хвост втрое длиннее тела. Сидит тушканчик на задних лапах, в передних держит веточку, обгладывает. А чтобы удобнее было сидеть – на хвост опирается. Хвост у него – подпорка. И толкач. Помогает при первом прыжке от песка оттолкнуться. А когда поскачет на двух ногах, а это труднее, чем на четырёх, хвост помогает ему сохранять равновесие. На конце хвоста у тушканчика белая кисточка. Для друзей это указатель: «Я тут, за мной!»А для врага – обманщик. Вильнёт хвостом вправо, а сам прыгнет влево.
5 группа – зоологи (лисица фенек, ушастый ёж, антилопы, львы)
Большие уши им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. А лисица фенек с помощью ушей охлаждает своё тело, отдавая тепло в окружающую среду.
– Как животные приспособились к жизни в пустыне? (Защитная окраска тела, большую часть года проводят в спячке – черепаха, тушканчик, ящерица; могут подолгу обходиться без воды – верблюды, суслики; достигают добычу бегом – гепарды, львы).
V. Физкультминутка
Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю вам
немного отдохнуть и поиграть в игру. Если вы
услышите растение или животное зоны пустынь, вы
хлопаете в ладоши, если животное или растение
другой зоны, то закрываетесь от него ладошками.
Черепаха, кувшинка, верблюжья колючка, лисица,
фенек, берёза, джузгун, жук – скарабей,
тетерев.
VI. Продолжение работы над новой темой
– Я предлагаю вам ещё немного отдохнуть в оазисах – местах, расположенных вблизи рек или на участках, где близко к поверхности находятся подземные воды. Оазис – это жизнь. Что только не растёт здесь: кипарисы, пальмы, финиковые деревья. Люди занимаются земледелием, выращивают пшеницу, мандарины, хлопчатник, виноград.
6 группа.
– Чем занимаются люди в пустыне?
Животноводством: разводят овец и коз для получения мяса, шерсти и молока. Верный помощник – верблюд. Питается колючими кустарниками, сухой травой, может долгое время обходиться без пищи и воды. Верблюжий горб служит хранилищем жира, снабжая верблюда питательными веществами. Верблюжья шерсть спасает от перегрева солнечными лучами. Мозолистые подошвы на ногах у верблюдов предохраняют их от ожогов. Живут верблюды стадами. У верблюдицы рождается один детёныш. Верблюды – очень сильные и выносливые животные, поэтому их используют в пустыне для перевозки грузов на большие расстояния. Максимальный груз для верблюда составляет 250кг. Вот почему его называют кораблём пустыни. В пустыне верблюды могут обходиться без воды 6-8 дней и пройти за это время более 800км. После этого верблюд должен выпить более 90л воды. Основной запас воды создаётся в крови, а не в горбах. Питается верблюд очень грубой растительной пищей. Острые шипы верблюжьей колючки совершенно не ранят его твёрдую пасть. В отсутствие пищи источником энергии служат запасы жира в горбах.
VII. Проблемный вопрос
Миллиарды миллиардов песчинок покроют
материки, поглотят леса, города…зальют собою
весь наш маленький земной шар. Так будет, если
человек будет необдуманно относиться к природе…
– О чём здесь идёт речь?
– Как в пустыне Сахара решаются экологические
проблемы?
1) Освоение пустынь человеком привело к
экологическим проблемам. Растения закрепляют и
останавливают пески. Но выпас скота приводит к
разрушению растительного покрова. Песок под
влиянием ветра приходит в движение, становится
подвижным. Песчаные бури – страшная сила. Целые
города в пустыне заносились песками.
2) Люди построили каналы, чтобы орошать землю. Это
хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому,
что в почвах стало накапливаться много соли.
3) Браконьерство. От рук браконьеров погибает
много животных.
VIII. Исправьте ошибки. Работа в группах
– Постарайтесь вы найти при чтении, что здесь подвергается сомнению?
«Сбылась моя мечта. Я в Африке, на самом огромном материке земного шара! Наняв караван верблюдов, у которых в горбах находилась вода, мы попали в Сахару. Там было тепло, леса стояли в зеленом убранстве.Ветер наносил холмы песка, которые называют джузгунами. Но есть растение, которое своими корнями удерживало передвижение песков – это верблюжья колючка. Черепахи и ящерицы надолго впали в спячку».
– Хоть задание было и с подвохом, справились вы с ним совсем неплохо.
IX. Тест. Создание на компьютерах открытки об Африке
А – 1
Б – 2
О – 3
1) В каких тепловых поясах находится Африка?
- Холодный пояс
- Жаркий и умеренный пояс
- Умеренный пояс
2) Какие природные зоны занимают большую часть Африки?
- Пустыни и саванны
- Области высотной поясности
- Жестколистные и вечнозеленые леса
3) Выбери растения, которые приспособились к жизни в пустыне.
- Кукуруза, картофель, помидор
- Рис, чай, огурец
- Банан, полынь, колосняк
4) Какие животные впадают в спячку?
- Антилопы, львы
- Варан, тушканчик
- Кузнечики, саранча
5) Чем занимается население пустыни Сахара?
- Земледелие, скотоводство
- Добыча ископаемых
- Выращивание кукурузы и бананов
6) Чем известно древнее государство Египет?
- 1. Эйфелева башня
- 2. Пирамиды
- 3. Архитектурные постройки
– Какое слово у вас получилось? (БАОБАБ)
X. Домашнее задание
– Выяснить всё о растении баобаб. Мы с ним
встретимся на следующем уроке.
– Сообщение о пирамидах Египта или о
растениях и животных, которые ещё живут в пустыне
– с.110-113
XI. Итог урока. Выставление оценок
– Вот и закончилось наше путешествие по
пустыне Сахара. Мы снова у себя дома, а пустыня
всё также далеко. Эта жёлтая страна ждёт своих
исследователей.
– Что вам хочется на прощание сказать пустыне и
её обитателям?