Тип урока – комбинированный
Задачи урока:
- сформировать у учащихся понятие об экологических факторах;
- показать влияние экологических факторов на живые организмы;
- подвести учащихся к выводу о взаимосвязях в природе.
Планируемые результаты обучения
- Предметные: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы.
- Метапредметные: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.
- Личностные: формируются элементы экологической культуры.
Основные понятия урока: экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Этап урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Осуществляемые действия |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|
1. | Вводная беседа о целях и задачах урока | Принимают участие в беседе, обдумывают вопросы учителя, формулируют ответы | Умение поставить цель и сформулировать задачи для ее выполнения | В ходе беседы дополняют ответы товарищей | Умение коллективно мыслить, слушать и слышать товарищей, уважать мнение другого | Принимают участие в беседе, обдумывают вопросы учителя, формулируют пункты плана, по которым будут действовать | Умение планировать порядок действий для достижения поставленных целей |
2. | Проверка знаний Характеристика сред обитания организмов Обсуждение составленных учащимися планов п.4 |
Ответы четырех учащихся с использованием таблиц и других средств наглядности | Умение коценрировать внимание, развитие памяти и внимания | В ходе беседы дополняют ответы товарищей | Умение коллективно мыслить, слушать и слышать товарищей, уважать мнение другого | ||
3. | Изучение нового материала Экологические факторы среды. Объяснение с элементами беседы. |
Слушают рассказ учителя. Заполнение схемы «Экологические факторы» | Умение коценрировать внимание, развитие памяти и внимания | ||||
4. | Обсуждение положений инструкции на с. 27 учебника «Как работать с текстом учебника» | Изучают инструкцию на с. 27 учебника «Как
работать с текстом учебника» Участвуют в фронтальной беседе |
работа с текстом и иллюстрациями учебника,. | Обсуждение практической деятельности | Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | Принимают участие в беседе | Умение планировать порядок действий для достижения поставленных целей |
5 | Закрепление знаний об экологических факторах. Просмотр видеофильма «Природные сообщества», перед просмотром ставит перед учащимися вопросы. | Просмотр видеофильма «Природные сообщества», отвечают на вопросы | Развитие памяти, логического мышления, умения находить ответы на поставленные вопросы. | В ходе беседы дополняют ответы товарищей | Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | ||
6. | Подведение итогов урока. Задание на дом. В учебнике изучить п.5. Ответить на вопросы в конце параграфа; в рабочей тетради выполнить зад. 18, 19, 20. | Высказывают мнение о выполнении задач, поставленных в начале урока, о намерениях более полного изучения пройденной темы, записывают задание на дом | Навыки познавательной деятельности, | Обсуждение достигнутых результатов | Сотрудничество с одноклассниками |