Урок музыки по теме "Джаз – искусство ХХ в." 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6


Цель: познакомить  учащихся  с современным музыкальным стилем Джаз.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить с историей джаза, характерными чертами джазовой музыки, выдающимися джазовыми исполнителями.
  • Развивающая: пробудить интерес учащихся  к изучаемой теме .
  • Воспитательная: воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к джазовой музыке.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: традиционный.

Новые понятия:  спиричуэлс, блюз, госпелы, импровизация.

Оборудование: портреты исполнителей джаза, джазовая музыка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:  приветствие детей.

Слушание песни Луи Армстронга.

2. Актуализация

Что необычного вы услышали?
Эта музыка вам знакома?

3. Целеполагание

Учитель:  Сегодня мы с вами познакомимся с этим стилем музыки и узнаем, как развивался джаз, истоками джаза,  джазовыми исполнителями.

Учитель:   В наше время удивительным образом смешались самые разнообразные стили, направления, виды и жанры музыкального искусства..это и эстрадная музыка, поп-музыка, рок-музыка, джаз, авторская песня.

Учитель:  Как-то спросили у Л.Армстронга: «Что такое джаз?»
– Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять, – сказал он.
Другой известный джазмен Ф.Уоллер, отвечая на подобный вопрос, раздраженно буркнул: «Раз вы сами не  знаете, то лучше не путайтесь под ногами».
И все-таки мы попытаемся, не путаясь под ногами разобраться, что такое джаз? (Энергичный, грубый, беспорядочный)
Джаз – это образ жизни и мышления. Джаз многолик. История джаза – часть истории 20 века. Широкоизвестная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колесных пароходах добрался он по Миссисипи, Сент-Луиса и, наконец, до Чикаго.
Возможно самое убедительное свидетельство в пользу того,что родина джаза Новый Орлеан. Этот город не похож не на один город США. Он пронизан музыкой и танцами. Веселый, шумный, пестрый, он выделялся среди других городов своей музыкальностью.
Особенности джазовой  музыки заключаются в сплаве элементов двух культур: в мелодии и гармонии  можно узнать влияние «белой» (европейской) культуры, а вот сложная ритмическая структура, неустойчивая высота звука, грубоватый «нечистый» тембр звучания, манера полного безразличного погружения в музыку – это влияние африканской культуры.
Джаз – это импровизация. (Внезапный, неожиданный)
Учитель:  Что бы немного представить себе,что это такое ,давайте попробуем поиграть (каждый из вас отбейте 2 удара ногами.А теперь  каждые два удара ногами, наложите  три хлопка в ладоши).
Учитель:  Так что же является основой джаза?
Дети: Ритм и импровизация.

4. Истоки возникновения джаза

Рассказ о том, как люди хотели  изменить свою жизнь.

Невероятно тяжела была жизнь негров, и это глубоко отразилось на их музыке. Именно вера сыграла важную роль в развитии джаза.

Учитель:  Так во второй половине 20 века возникли негритянские религиозные песнопения.
Спиричуэлс песни  североамериканских  негров  религиозного содержания.

Слушание: «Молитва» (анализ:  определить ритм, лад, динамику)

Теперь мы понимаем, что спиричуэлс  имеет серьезное религиозное содержание. Но, как и всё остальное, джаз не стоял на месте и появился блюз.
Слово "blue" в художественном переводе звучит, как «кошки на душе скребут». И действительно блюз имеет меланхоличный, печальный характер.

Учитель:  Блюзы – народная песня американских негров с грустным оттенком.Блюзы обычно писались в сопровождении банджо или гитары.
Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поется обо всем на свете: о неразделенной любви, утраченном достоинстве, непосильном труде, о прекрасной природе. Грусть очень часто соседствует с юмором. Вот такая горькая-сладкая блюзовая смесь.

Слушание: «Блюз» (анализ произведения)

Учитель:  Говоря о джазе нельзя  не упомянуть  о великих джазменах.

Учитель:  А кого же называли отцами джаза? (Рассказы  и ответы детей).

Учитель:  Джаз – великая культура. Джаз легче  узнать, услышать его, чем описать своими словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам, пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, источником сильных положительных эмоций.

5. Просмотр видеофрагмента  «Концерт  Л.Армстронга»

Исполнение песни: «Чудо» муз. В.Ударцева

6. Рефлексия

– А сейчас покажите свое отношение к уроку. По вашим аплодисментам я пойму , понравился ли вам урок?
– Спасибо за урок.