Интеграция образовательных областей: “Познание” (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность), “Коммуникация”, “Социализация”.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель: формировать естественнонаучные представления старших дошкольников о космосе через развитие элементарных математических представлений.
Задачи.
Познакомить детей с солнечной системой, дать характеристику Солнцу как огромному светилу (звезде).
Расширять знания детей о свойствах воздуха (скорость, направление); отметить, как удаленность солнца влияет на температуру воздуха. Показать зависимость наступление дня и ночи от положения Земли по отношению к Солнцу.
Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, величине. Учить находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы. Упражнять в нахождении закономерностей и обоснование найденного решения.
Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры. Учить детей отгадывать загадки математического содержания, развивать сообразительность. Закреплять навык количественного и порядкового счета, знание цифр.
Воспитывать интерес к окружающему миру и элементарным математическим представлениям.
Планируемые результаты: проявляет интерес к информации, которую получает во время общения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует.
Оборудование: кроссворд, предметные картинки с изображением воздушного транспорта, скафандра, настольная лампа, глобус, воздушный шарик; макеты: космическая орбитальная станция, кислородные баллоны, продукты питания, головные уборы; цифры от 1 до 10, набор геометрических фигур, карточки звездного неба, карточки для тактильного счета. Игры: “Транспорт”, “Части суток”, “Собери робота”, “Найди лишнюю”, “Собери целое из частей”, “Продолжи ряд”, карточки-схемы с изображение НЛО, маркеры.
Ход занятия
Дети входят в групповую комнату. Проводится организационная игра “Круг друзей”. Стоя в к кругу дети читают стихотворение: Собрались все дети в круг, я твой друг и ты - мой друг,
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Улыбаясь, берутся за руки и произносят: “Один за всех и все за одного!”.
Чтобы узнать, чем сегодня будут заниматься, воспитатель предлагает детям разгадать кроссворд. (Загадки – ответы)
У колечка, у кольца
Нет начала и конца.
Знают все друзья вокруг
У колечка форма… (Круг)
Цифра вроде букву “О”
Но не значит ничего. (Ноль)
Числа складываем вместе -
Между ними пишем крестик!
Я вопросов не боюсь –
Называю крестиком… (Плюс)
Сколько нот и дней недели,
И радуги цветов.
И, надеюсь, дать названья
Этой цифре ты готов. (Семь)
Узнает очень просто
Меня любой дошкольник –
Я тупо, прямо, остро –
Угольный… (Треугольник)
Этот знак покажем всем,
Кто уехал насовсем.
Съели, спрятали, убрали -
Как тот знак мы называли? (Минус)
Воспитатель: Решив кроссворд, у нас получилось слово “космос” и сегодня мы поговорим о космосе. “Поехали” - сказал первый в мире космонавт Ю.А.Гагарин и полетел в космос. Сегодня я тоже приглашаю вас совершить необычное космическое путешествие. Но вот вопрос, - каким же транспортом можно долететь до космоса?
Дети отвечают.
Дидактическая игра “Транспорт”
Воспитатель: Перед вами несколько картинок, выберите ту, которая вам нужна. Правильно, ребята, только мощная ракета может долететь до космоса, потому что космическую ракету делают из нескольких частей. Эти части называются ступенями. В каждой ступени свой бак с горючим и свой ракетный двигатель.
Если в первой ступени кончилось горючее, долой ее, отбросим лишний груз! Включается двигатель второй ступени. Он разгоняет облегченную ракету еще быстрее. Кончилось горючее во второй ступени? И ее тоже долой! Хотите посмотреть, как это происходит?
Проведение опыта с воздушным шариком.
Воспитатель: Что у меня в руках? – Правильно, воздушный шарик. Он очень похож на ракету, потому что умеет летать, как она, давайте это проверим. Надуваю шарик, отпускаю его, он двигается вперед, пока вытекает воздух, потом падает. Ребята, почему шарик упал? – правильно, потому что вышел весь воздух. Так и в ракете – есть горючее – она летит, закончилось горючее в ступени, она уже не нужна, ее отбрасывают, включается следующая ступень космического корабля. До космоса доберется только третья ступень, маленькая и легкая. Она – то и выведет на орбиту кабину с космонавтами, которая состыковалась с космической станцией (показ космической станции – макет).
Здесь космонавты живут и работают. Я предлагаю Вам каждому построить свой космический корабль.
Дети на мольбертах строят корабль из геометрических фигур.
Воспитатель:
- Я тоже построила ракету, давайте рассмотрим, какие геометрические формы мы использовали. Это – квадрат, у него 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Это – треугольник, у него три угла и три стороны, это – круг, у него нет углов, нет сторон, он катается. Это – прямоугольник, у него 4 угла, 4 стороны, две длинные, две короткие. Сколько всего мы использовали прямоугольников? Кругов? Квадратов? Треугольников? А теперь я вас попрошу мне помочь. Найдите, пожалуйста, лишнюю фигуру.
Дидактическая игра “Что лишнее”
Воспитатель: Ракета готова, теперь нужно собрать в полет космонавта. Кто знает, как называется костюм космонавта? (ответы детей)
Правильно, скафандр, он выглядит вот так (показывает картинку). Теперь наша задача – подобрать головной убор космонавту. Вот они перед вами, но возникла проблема, чтобы узнать порядковый номер каждого головного убора, нужно уметь считать на ощупь. Попробуем? Дети считают, находят нужную цифру и ставят к головным уборам. Теперь у каждого головного убора есть свой порядковый номер.
Сколько всего головных уборов? Давайте проверим и пересчитаем. Посмотрите внимательно и скажите, под каким порядковым номером головные уборы подойдут космонавту. Почему вы так считаете, что именно эти головные уборы подойдут космонавту? (Ответы детей)
Потому что он должен закрывать свою голову и прочно прикрепляться к скафандру, потому что в космосе нет воздуха. – Вы мне подсказали интересную мысль, а как же дышит тогда космонавт? – Ему нужны кислородные баллоны. Найдите их на моем столе. Хорошо! Ракета – есть, головной убор подобрали, кислородные баллоны нашли. Теперь нам нужно подобрать продукты питания для космического путешествия. Перед вами несколько групп продуктов питания, найдите ту, которая нам подойдет. – Для космического путешествия подойдут продукты, которые находятся в тюбиках под номером… (воспитатель называет число, дети находят цифру на тюбиках). Ракета есть, космонавт готов, можно давать отсчет времени. Чтобы не ошибиться, давайте повторим счет (закрепляется обратный счет индивидуально, затем хором). Запуск ракеты завершен, будем ждать известий из космоса.
Звучит аудиозапись: Внимание! Внимание! Вижу звездное небо, посылаю изображение (выставляется картинка с изображением звездного неба).
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что звездная полоса – это Земля. Давайте подберем дорожки от Земли до каждой звезды. Все справились? Скажите, ребята, все ли дорожки одинаковой длины? Какая дорожка самая длинная? Какая дорожка самая короткая? Как вы думаете, почему дорожки разной длинны?
Дети отвечают, выполняя задание.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, что звезды находятся на разном расстоянии от Земли. Как вы думаете, какая по счету звезда находится ближе к Земле? Почему?
Дети: Потому что к ней ведет самая короткая дорожка.
Воспитатель: Какая звезда находится дальше всех от земли? Почему?
Дети: Потому что к ней ведет самая длинная дорожка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, все ли звезды одинаковые? (Ответы детей). Звезды разного цвета: есть голубые, желтые, белые, оранжевые и красные. Есть звезды большие и маленькие. Помогите мне продолжить ряд.
Дидактическая игра “Продолжи ряд” (изображения звезд).
Динамическая игра “Найди себе пару” (цвет, форма, величина).
Задаются вопросы – Почему ты встал в пару с… А почему не встал с … У нее тоже желтая звезда?.. игра проводится 2-3 раза.
Звучит аудиозапись: Внимание! Внимание! Вижу планеты солнечной системы. Посылаю изображение (макет “Солнечная система”).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что это? Правильно, это Солнце. А что такое Солнце? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята Солнце – это звезда, она излучает тепло и свет. Как вы думаете, Солнце движется? (Ответы детей) Солнце не движется, оно находится на одном месте и это видно на схематическом изображении Солнечной системы. Солнце не одинаково, у него есть своя семьям только это не дочки и сыночки, а планеты, которые вращаются вокруг него. В семье звезды Солнце царит порядок: никто не толпится, никто не толкается. Каждая планета имеет свой путь, по которому двигается вокруг Солнца. Давайте посчитаем, сколько всего планет в Солнечной системе – 9. Планеты не излучают свет и тепло, а пользуются светом и теплом от Солнца. Как вы думаете, ребята, какая планета Солнечной системы самая теплая?
Дети: Та, которая ближе расположена к Солнцу.
Воспитатель: А какая, самая холодая?
Дети: Та, которая дальше всех расположена от Солнца.
Воспитатель: Правильно. Чем ближе планета к Солнцу, тем лучше она прогревается. Давайте проверим, так ли это?
Опыт с настольной лампой.
Воспитатель: Представим себе, что лампочка это Солнце. А наши ладошки – планеты. Поднесем ладошки близко к лампе, как я. Что вы чувствуете?
Дети: Тепло.
Воспитатель: А теперь еще дальше отодвиньте ладошки. Доходит до вас тепло?
Дети: Нет.
Воспитатель: Так, где же теплее?
Дети: Рядом с солнышком.
Воспитатель: Это означает, что чем ближе планета находится к Солнцу, тем она теплее, чем дальше – тем холоднее. Покажи на схеме планету, которая самая холодная. Какая она по счету? (9). И называется эта планета Плутон. На одной из планет Солнечной системы живем мы с вами, как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Планета Земля. Вот она (показывается на макете). Какая она по счету? (3). Наша планета, как и все остальные, не стоит на месте, а все время вращается (демонстрация глобуса) и по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой. Солнце может освещать и греть только одну сторону Земли. Именно там светло, там день. А в это время на другой стороне Земли ночь, потому что туда не попадают солнечные лучи. Давайте это проверим.
Опыт “День – ночь”
Настольная лампа – это Солнце, рядом глобус – наша планета Земля. На глобус крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Педагог включает настольную лампу и потихоньку вращает глобус. При этом дети наблюдают, как перемещается условная метка, как меняется ее освещенность. Делаются соответствующие выводы (день, ночь и т.д.)
Дидактическая игра “Части суток”
Звучит аудиозапись: Внимание! Внимание! Вижу неопознанные, летающие объекты, посылаю Вам изображение.
Выставляется схема с контурным изображением “космического корабля”.
Воспитатель: Ребята, чтобы увидеть с кем встретился космонавт, нужно соединить сплошной линией точки одного цвета. С кем встретился космонавт?
Дети соединяют маркером точки, дают ответ на поставленный вопрос
Воспитатель: Ребята, вы наверно видели много мультфильмов о космических приключениях. И знаете, что в космосе помогают человеку роботы. Это роботы – разведчики. Они исследуют планеты. В отличие от космонавтов, роботы обходятся без воды, пищи и воздуха. Роботам не страшны ни жара далеких планет, ни их ледяной холод, ни ядовитые атмосферы. Роботы бывают очень разные. Я предлагаю Вам собрать каждому своего робота.
Дидактическая игра “Собери целое из частей”
Рефлексия.
А теперь давайте вспомним, о чем же мы сегодня говорили?
Сколько всего планет?
На какой планете живем мы с вами?
Какие планеты самые теплые?
Какие планеты самые холодные?
Солнце вращается? Планеты?
Все ли звезды одинаковые?
Одинаково ли звезды удалены от Земли?
Воспитатель дарит детям атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Космос”.