Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Разделы: Школьная психологическая служба


«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

В.А. Сухомлинский

Выявление, развитие и поддержка одаренных детей является неотъемлемой частью единого процесса формирования интеллектуального потенциала страны. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач, обозначенных в Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования: «Выявление и поддержка одаренных детей видится важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в основной системе и системе дополнительного образования детей. Среди задач, которые необходимо решать в сопровождении одаренных детей, можно выделить следующие:

  • разработка  индивидуальных образовательных маршрутов;
  • формирование адекватной самооценки;
  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
  • профилактика неврозов;
  • предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей».

Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности  по сравнению с другими людьми.

В дискуссионном вопросе о частоте проявления детской одаренности более верной кажется следующая позиция: «потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей».

Таким образом, одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в целом является обеспечение успешного развития ребенка в конкретной школьной среде.  Эта цель может быть достигнута лишь общими усилиями педагогов, педагогов-психологов и родителей одаренных учащихся.   

Проведённые диагностические исследования показали, что среди детей с высокими потенциальными возможностями 60% имеют повышенный уровень тревожности, страх перед публичным выступлением.  Оказалось, что одарённые дети слабо владеют приёмами саморегуляции и самоконтроля, у них недостаточно развита коммуникативная сфера личности.  

В связи с этим основные задачи работы психологической службы  в этом направлении это:

1. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья;
2. Оказание психологической помощи одарённым детям в преодолении возникающих трудностей;
3. Адаптация одарённых детей к жизни в обществе через организацию психологических лекториев и тренингов.

Учитывая уязвимость эмоциональной и личностной сферы одарённых детей, практическая психологическая деятельность должна быть, направлена на развитие коммуникативных умений, навыков самоанализа и саморегуляции; на использование внутренних резервов самого ребёнка при оказании ему помощи в самосознании и самокоррекции.

Психологический лекторий для одарённых детей

Тема: "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей,  выступая публично "

Цель: Познакомить учащихся с компонентами и различными стратегиями публичного выступления, развить навыки публичного выступления. 

Задачи:

  • Развивать позитивное самовосприятие.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать у учащихся навыки самоанализа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово психолога: Большинство из вас, возможно, в будущем станут студентами, а значит, вам просто необходимо владеть навыками публичного выступления. На этом уроке вы узнаете, как построить свое выступление так, чтобы оно было наиболее выигрышным.

Работа по теме

Неречевые компоненты публичного выступления. Психологическое воздействие на публику начинается до речи, с момента появления выступающего перед аудиторией. Первое впечатление от оратора в значительной степени определяет, как его будут слушать. Большое значение имеют оформление внешности и манера “предъявлять себя”, вести себя перед слушателями.

Здесь есть несколько правил:

1.    В одежде не должно быть ничего кричащего.
2.    Вы должны распространять впечатление уверенности.
3.    Лучшей позой является та, при которой вес тела равномерно распределен на всю ступню и оно слегка наклонено вперед. Сутулая осанка, склоненная набок или поникшая голова – все это признаки слабости. Подгибающиеся колени, суетливость, дрожащие руки, бросаемые украдкой взгляды, нервозность – признаки, вызывающие недоверие. Слишком прямая стойка, плечи назад, грудь вперед, живот втянут – признаки надменности.
4.   Естественный, спонтанный жест, действующий заодно со словом, удваивает силу речи. Однако часто начинающему оратору приходиться уделять основное внимание не тому, чтобы правильно использовать жесты, а тому, чтобы избавиться от автоматических привычных движений, которые он помимо воли повторяет во время выступления. Это может быть: переступание с ноги на ногу, покачивание взад и вперед, почесывание, бесконечное снимание и надевание очков, повторяющиеся поднимание и опускание плеч, откидывание челки со лба и т. п. Эти частые однообразные движения скоро обращают на себя внимание слушателей и начинают раздражать их или смешить. Отслеживание своих неосознаваемых движений и преодоление их требует систематической и целенаправленной работы над собой.
5.  Необходимо добиться хорошего контроля над выражением своего лица. В мимике тоже встречаются привычные бессознательные движения, которые могут отрицательно повлиять на процесс взаимодействия выступающего со слушателями. Это, например, выпячивание или закусывание губы, закатывание глаз, выдвижение нижней челюсти и т. п. Если бессмысленные движения рук лишь отвлекают внимание слушателей, вызывая раздражение и
смех, то непроизвольные мимические движения могут испортить эффект даже от хорошего выступления. Именно поэтому им должно уделяться особенно пристальное внимание.
6. Существенной составляющей налаживания межличностного взаимодействия между выступающим и слушателями является прямой контакт глаз. Выступающему не следует фиксировать взгляд на какой-то одной точке. Начинающему докладчику следует помнить, что существует общая тенденция смотреть на левую часть аудитории и в какой-то степени не обращать внимания на сидящих справа. Часто неопытные ораторы основное внимание уделяют слушателям, сидящим в центре.
Лучше непрерывно скользить взглядом по аудитории слеш направо и обратно, от первых рядов к последним.

Практическое закрепление материала:

1. Учащиеся делятся на пары. В течение 5 минут им нужно сидеть и молча смотреть друг на друга. При этом необходимо фиксировать эмоции и невербальные проявления “собеседника”.

Результаты обсуждаются. Задаются вопросы типа:

– Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
– Кто чувствовал себя раскованно, а кто напротив, стеснялся?
– Какие проявления эмоций вы заметили на лице и во внешнем облике “собеседника”?

Учащимся предлагается без слов и звуков, только с помощью жестов и мимики изобразить следующие предметы:

– мыльницу с мылом;
– холодильник;
– стиральную машину;
– микроволновую печь;
– стол;
– чайник;
– телевизор и т. п.

2. Начало выступления. Поговорим теперь непосредственно о самом выступлении. Начало выступления – не только и не столько введение в тему, сколько средство установления контакта с аудиторией, завоевания внимания.
Любое выступление начинается с приветствия и обращения. Необходимо использовать такое обращение, чтобы у слушателей не возникло впечатление отстраненности выступающего или его фамильярности.

Неконструктивными стратегиями начала будут:

а) оправдывающаяся: “Надеюсь, это покажется вам интересным”;
б) извиняющаяся: “Уважаемые, я очень хорошо знаю, что вы все устали и хотите домой. Я вас не задержу”;
в) расплывчатая, нечеткая: “Давайте рассмотрим сегодня этот вопрос, потому что такие проблемы надо решать”.

Этих “стратегий” нужно избегать, преодолевая свою неуверенность. Начало должно быть уверенным.

3. Язык выступающего. Речь выступающего, конечно, является наиболее важной составляющей искусства публичного выступления. Здесь важны следующие моменты.

1. Правильное произношение, хорошая дикция, хорошо поставленный голос.
2. Умеренный темп (торопливость создает ощущение, что выступающий “отделывается”, вялая речь вызывает безразличие к теме выступления).
3. Словарный состав речи. Для того чтобы слушатели доверяли выступающему, его язык должен быть в известной мере близким к языку аудитории, в противном случае возникает отчужденность. “Человек, говорящий нашим языком, – наш человек” (И. Г. Чернышевский).
4. Недопустимость слов - “паразитов”.
5. Краткость и четкость речи. Цицерон утверждал, что величайшее из достоинств оратора – не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Насколько известное высказывание  Цезаря “Пришел, увидел, победил” лучше, чем “Сначала пришел, потом увидел и после побелил!”?
6. Использование прямых обращений (такой прием способствует активизации мышления слушателей).

Практическое закрепление материала:

Учащимся раздаются темы выступления – рассуждения, которые они должны защитить.
Время ограничено – выступление не должно превышать 2 минут.

Примерные темы: “Что было бы, если бы”:

– все люди перестали испытывать эмоции и чувства;
– люди на Земле стали ходить вверх головой;
– наконец появились роботы-уборщики;
– все животные могли бы говорить;
– исчезли все растения на планете и т. п.

4. Контроль эмоций

Очень важно научиться владеть своим эмоциональным состоянием в ситуациях публичной речи (ответ у доски, экзамен, выступление).
Это умение необходимо в очень многих ситуациях общения.
Для выступления особенно важно состояние уверенности, в некоторых случаях даже “побеждающее”. Для того чтобы создать у себя такой настрой, вспомните как можно подробнее, со всеми переживаниями, ощущениями, деталями случаи успехов, удач.
Не вспоминайте провалов, мысли о которых сами лезут в голову, вспоминайте именно успех. Вспомните ощущение уверенности в своих силах, свободы и раскованности (неважно, с чем оно было связано).
Важно проникнуться чувством собственной удачливости. Не может быть, что вам нечего вспомнить.
Выберите для уверенности характерный жест. Не забудьте о “позе уверенности”. Некоторым помогает прием записывания на магнитофонную пленку своего уверенного голоса, а затем, в случае необходимости, прокручивание ее – это помогает как бы “подстроиться” под эту запись.
Настроиться на нужное состояние можно и по контрасту. Например, в момент сильного волнения усилить все признаки неуверенности, шаржировать их, сделать гротескными. Сыграть на чувстве юмора и стремлении к противоречию. Представьте, что будет в случае неудачи: под вами провалится пол? Вас повесят? Ведь нет. Попробуйте себя рассмешить. Именно чувство юмора более всего способно превратить отрицательную энергию в положительную.
Перед особо важными, особо ответственными выступлениями можно воспользоваться приемом “мысленная тренировка” из арсенала спортсменов. Продумайте мысленно свой ответ, свое выступление во всех подробностях, представьте конкретно, как можно ярче все, что будет происходить.
Не надо “бояться страха”, он уйдет сам, когда придет время действовать, и вы будете знать, что сможете это сделать хорошо.
Перед началом публичной речи выходите уверенно, спокойно. Не обращайте внимания на то, что у вас сильно бьется сердце и пересыхает в горле. Многие расценивают эти признаки как симптомы страха и думают, что из-за этого их ждет очередная неудача. На самом деле такая реакция означает лишь то, что человек готов действовать, и она свойственна очень многим людям. Подобное состояние помогает мобилизовать все силы, энергию, выступить как можно лучше.
Помните – это означает, что вы готовы действовать и достичь успеха!

Упражнение “Вверх по радуге”

Цель:  Снятие напряженности, усталости.

Звучит негромкая релаксационная музыка. Сидя на стульях, все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге, а на выдохе – съезжают с нее, как с горки. Повторить 3–4 раза.
Обсудить, что чувствовали, и объяснить участникам значение расслабления.

Итог занятия:

Психолог обсуждает с учащимися, что понравилось на занятии, а что нет, какие новые знания о себе получили, как полученные знания могут пригодиться в жизни.