Знакомство с буквой "Б, б". Письмо заглавной и строчной буквы Б(б)

Разделы: Начальная школа


Базовый учебник: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 1 класс в учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Тип урока – открытие новых знаний

Урок комбинированный: литературное чтение и русский язык

Деятельностная цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Задачи урока:

  • обучающие: организовать работу по ознакомлению с буквами Б,б научить давать характеристику звукам [б], [б'], выполнять звуковой
  • анализ слов, способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами; научить писать заглавную
  • букву Б; способствовать развитию фонематического слуха, памяти, образного мышления.
  • развивающие: развивать культуру речи, внимание, мышление, умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от
  • уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
  • полученную на уроке, умение отстаивать свою точку зрения.
  • воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других,
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных
вопросов,  обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа.

Средства обучения:  тетрадь на печатной основе, учебник, компьютер, проектор, экран, картинки для рефлексии.

План-конспект урока:

Этап урока, время

Название используемых      ЭОР

Действия учителя

Действия учащихся

Время (в мин.)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне 
Ресурс ЕК ЦОР № 1: «Что мы знаем о бобрах»

Долгожданный звонок –
Начинается урок.
Ты проверь себя, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?

– Послушайте стихотворение и определите, кто хозяин бала.

Бобёр в бору затеял бал,
Бобёр на бал гостей созвал:
Белочки во флейты дуют
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок! 

– Что можете рассказать о бобре? Где живёт? Как выглядит? Чем питается?

Самоконтроль готовности. Реакция на учителя, внимание

Отгадывают загадку, планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.

Просмотр видеофрагмента о жизни бобров.

(2 мин.)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.   – Каждый гость, пришедший на бал, принёс интересное задание. Первое задание вам даёт хозяин бала – Бобёр.
На доске буквы:

а  г  ы  з  у  д  к  с  э  т

– Назовите букву и звук, который она обозначает.
– На какие две группы можно разделить  все эти буквы.
– Что знаете о гласных, о согласных звуках? На какие две группы можно разделить эти согласные?

Ребёнок  делит у доски: на гласные и согласные.

а у о э
г з д к с т

на звонкие и глухие
г з д
к с т 

(4 мин)
3. Выявления места и причины затруднения Ресурс № 2 Тест к уроку № 193791"Согласные звуки [б], [б']. – К какой группе нам отнести новую букву «б»: к гласным или согласным, к звонким или глухим?
– Как вы думаете, к какой схеме относится буква «б»
  (3 мин)
4. Построения проекта выхода из затруднения Ресурс № 3 Согласные звуки № 193517 – Давайте, определим, что нам нужно узнать об этой букве. (Какие звуки обозначает буква Б: гласные или согласные, звонкие или глухие, твёрдые или мягкие, научиться писать новую букву, научиться читать слоги, слова с этой буквой).
– А поможет нам в этом  учебник на с. 109. Определите, что мы должны сделать для достижения поставленных целей?
Проводят  звуковой анализ слов, вставляют все известные буквы, читают слоги, слова с новой буквой (3 мин)
5. Реализация построенного проекта Выполняют физ.минутку под

Ресурс ЕК ЦОР № 4
Показ написания с использованием ЦОРа «Каллиграфия», анализ, выявление двигательных элементов.

1. Работа по учебнику с. 109.
– Белочка вам даёт задание провести звуковой анализ слов «бант» и «бинт».
– Сколько слогов в слове  «бант», «бинт»?
– Какое правило помогло вам определить количество слогов в этих словах?
– Сделайте вывод, какие звуки обозначает буква Б. Дайте им характеристику.

музыкальное сопровождение

2. Работа в прописи с. 8.

– Бабочка предлагает вам научиться писать заглавную букву Б и слова с этой буквой.
Образец написания буквы учителем.
– Из каких элементов состоит эта буква?

Класс работает самостоятельно в парах, к доске идут выполнять это задание 2 ученика.
Выполняют проверку на доске, самопроверка на местах.
Дети выделяют звуки [б] и [б'] из слов «бант» и «бинт» (хором).

Письмо заглавной буквы «Б» в прописи.
Называют элементы буквы «Б».

(5 мин)
Физминутка       (2 мин.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.   Работа по учебнику. С. 109
– Барсук просит вас прочитать слова с новой буквой.
– Прочитайте только слоги с мягким согласным звуком, только слоги с твёрдым согласным звуком) и слов с буквой «Б».
Чтение слогов хором, выборочное чтение по одному. (3 мин)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.   Работа в прописи с. 8 .
Показ учителем соединений «Б» с другими буквами: Бо, Ба, Би.
Письмо  слов с «Б»: Боря, Борис с комментированием, Барсик, Бимка – самостоятельно, проверяют написание буквы. (5 мин)
8. Включение в систему знаний и повторения. Ресурс ЕК ЦОР № 5 Работа по букварю с. 110.
– Сова – умная голова предлагает сравнить звуки и буквы в словах в рубрике «Подумай».
– Назовите картинки. (Брюки, барабан, берёза)
– Рассмотрите схемы. Определите, какая схема к какому слову относится.
– Сравните в словах «брюки» и «барабан» первые звуки. (Одинаковые)
– Что можете сказать о [б] ? (Согласный, твёрдый, звонкий)
– Сравните в словах «барабан» и «берёза» первые звуки. Объясните, почему в этих словах первые звуки разные, а буквы одинаковые. (Парные по твёрдости/мягкости согласные записываются одной буквой.)
– Определите, сколько слогов в слове, и какой слог ударный.

2. Интерактивное задание на распределение к уроку "Согласные звуки [б], [б'].
Определи, мягкий или твердый звук обозначен буквой «Б». Помести каждый предмет на нужную дорожку

Работают по букварю, сравнивают звуки в словах

 

 

 

 

 

 

Распознают согласные звуки по твердости/мягкости

(5 мин)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.   – Для чего мы изучаем новые буквы?
– Добились ли мы целей, которые перед собой поставили?
– Что именно у нас получилось узнать?
– Если вам легко работалось на уроке, и всё было понятно, то покажите синий цветок.
– Если у вас в ходе урока были затруднения, ошибки, то покажите жёлтый цветок.
– Если  на уроке было всё не понятно – покажите красный цветок.
Отвечают на вопросы учителя, дают самооценку своей деятельности.

 

 

Обучающиеся показывают свой цветок.

(3 мин)

 

 

 

Всего 35 мин

Ресурс ЕК ЦОР № 1: «Что мы знаем о бобрах» http://85.142.23.53/packages/rnmc/D5CB32FC-AA01-4963-9192-AB91403E5C4F/1.0.0.1/unpacked/content/start.html

Ресурс № 2 Тест к уроку № 193791"Согласные звуки [б], [б'].
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c0b80770-a194-4aca-98c8-bc88cc3f9c75/?from=7a9a8dab-0a01-0180-001e-c391c78d7aba&interface=pupil&class=42&subject=8&rub_guid[]=7a9a8dab-0a01-0180-001e-c391c78d7aba

Ресурс № 3 Согласные звуки № 193517 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a48a8-0a01-0180-00b1-9f4e144072c0/?from=7a9a8dab-0a01-0180-001e-c391c78d7aba&interface=pupil&class=42&subject=8&rub_guid[]=7a9a8dab-0a01-0180-001e-c391c78d7aba Ресурс ЕК ЦОР № 4 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF

Ресурс ЕК ЦОР № 5 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3b2b-0a01-0180-00eb-bf5c723892ac/%5BNS-RUS_1-18%5D_%5BID_153%5D.swf

Приложение 1

Литература:

1. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч.1/ Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, – 2-е изд., дораб. – М. :Вентана Граф, 2011. – 128с. : ил. – (Начальная школа ХХI века).
2. М.М. Безруких, М.И.Кузнецова. Пропись в 3 ч. /М.: Вентана – Граф, 2011, – 64 с.
3. В.В. Волина Учимся играя. – М. :Новая школа, 1994. – 448с.
4. И.Г. Смирнова, С.В. Николаева Русский язык: обучение грамоте (обучение письму). 1 класс: система уроков по учебнику Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимовой. Волгоград: Учитель, 2012. – 355с.