Интегрированный подход в развитии музыкальных способностей ребенка в классе ансамбля (урок-концерт)

Разделы: Музыка


Цель урока: Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников через интеграцию различных видов искусства, развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта учащихся в классе ансамбля.

Задачи:

  • Образовательные: расширить знания обучающихся о музыке различных стилей, жанрах, эпохах; показать взаимодействие различных видов искусств в создании музыкальных образов.
  • Развивающие: развитие музыкальных способностей детей; развитие навыка ансамблевой игры.
  • Воспитательные: воспитание чувства ответственности перед партнером и творческой удовлетворенности от совместно выполненной работы.

Тип урока – урок-концерт.

Методы: беседа, рассказ, музицирование, показ мультимедийной презентации и видеофильма.

Оборудование:  фортепиано, компьютер, мультимедийная установка, мультимедийная Презентация, ноты к музыкальным произведениям по теме урока.

План урока

I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний об ансамбле.
III. Новый материал и закрепление умений и навыков ансамблевой игры.
IV. Итоги.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычная встреча.
– Мы постараемся раскрыть взаимодействие различных видов искусств в создании музыкальных образов. Вы узнаете новое о музыкальных стилях и жанрах, а также продемонстрируете свои навыки игры в ансамбле.

II. Актуализация знаний об ансамбле

Беседа. Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса в детской музыкальной школе, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки.

1. Ребята, как вы понимаете – что такое ансамбль?
2. А какие бывают ансамбли?
3. В чем трудности ансамблевой игры?
4. В чём преимущества ансамблевого исполнения музыкального произведения?

Ответы детей:

– Ансамбль это когда музыку исполняют несколько музыкантов.
– Ансамбли бывают: вокальные, инструментальные, танцевальные.
– Что бы играть вместе, нужно много тренироваться. Нельзя ошибаться и останавливаться во время игры.
– Когда играют вместе, музыка звучит громче и интереснее. Ансамбль может исполнить музыку, написанную даже для оркестра.

Учитель: Да, ребята, "ансамбль" – от французского слова "вместе". Ансамблем называется коллектив, в исполнении которого есть согласованность, а также произведение, предназначенное для небольшого состава исполнителей.
И наша встреча будет посвящена фортепианному ансамблю и музыке в совместном исполнении. Этот жанр имеет свою многолетнюю историю. Фортепианный дуэт начал интенсивно развиваться во второй половине 18 века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями: расширенный диапазон, способность постепенного увеличения и уменьшения звучности, добавочный резонатор педали. Этот инструмент таил в себе особые возможности при игре двух пианистов. Значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались неведомые регистровые краски, ведь 4-хручная фактура оказалась способной к воспроизведению оркестровых эффектов. К началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная литература. Для фортепиано в четыре руки писали почти все композиторы 19 и 20 столетий.

III. Новый материал и закрепление умений и навыков ансамблевой игры

Учитель: А как научиться понимать музыку?

Ответы детей.

Учитель: Вообще-то это трудный вопрос, однозначно на него не ответить. Ключ к пониманию музыкальных произведений нам дают стихи и сказки, картины и рисунки, исторические события и личности, то есть: литература, история, живопись.
А начнём мы наш урок с путешествия в Мир Сказки. Нет человека на Земле, который бы не любил сказки в раннем детстве. В них всё необычно: топор сам рубит лес, печка разговаривает, взмывает в небо ковёр-самолёт, лягушка превращается в прекрасную царевну. Сказка увлекает нас, заставляет переживать, волноваться за судьбу полюбившегося героя. Но есть люди, которые не расстаются со сказкой до самой старости – это режиссёры фильмов-сказок, мультипликаторы и, конечно же, композиторы, которые «озвучивают» сказку, дают ей новую жизнь.
Сейчас прозвучат два музыкальных произведения композитора Сергея Слонимского, написанные по мотивам известных сказок Шарля Перро.

Звучит пьеса – «Танец кота в сапогах» в исполнении фортепианного дуэта в составе учениц 6 класса  Спириной Ксении и Калининой Жени.

Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. Основная задача каждого из исполнителей выявить, осмыслить и создать в своём представлении ясный звуковой образ всего произведения. При исполнении ансамблевого сочинения, так же как и сольной пьесы, необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития. Необходимо определить смысловую роль каждой партии, регистровые соотношения. И на любом этапе работы внимание каждого партнёра должно быть обращено на выработку умения слышать весь звуковой комплекс, находить верные звуковые соотношения.
А как вы думаете, какие средства музыкальной выразительности использует композитор для написания образа Кота в сапогах? Какой характер музыки?

Ответы детей.

– А сейчас прозвучит еще одно произведение на тему из известной сказки, которое я не буду объявлять. Вы догадаетесь сами.

Звучит ансамбль: ученицы 2 класса Трифонова Алина и Яковлева Настя исполняют «Вальс Золушки и Принца».

– Вы узнали известную сказку Шарля Перро «Золушка»? Какой танцевальный жанр здесь использует композитор? Каковы его особенности?

Ответы детей.

В работе над исполненным произведением учащимся впервые пришлось решать вопросы педализации при четырёхручной игре. Педализирует исполнитель партии Secondo, так как она служит фундаментом (бас, гармония) мелодии, проходящей в верхних регистрах. При этом необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать своего партнёра и учитывать его исполнительские интересы. Это требует особой приспособленности, приобретения нужного навыка. Полезно было поучить таким образом: Алина играла свою партию Primo, а Настя, исполнительница партии Secondo, не играя, педализировала. Много стараний и усилий пришлось приложить, добиваясь синхронности при взятии и снятии звука. Искали нужное соотношение мелодии и аккомпанемента. Учились одинаково слышать паузы и понимать их огромное выразительное значение, ощущать единый ритмический пульс и общее динамическое развитие.

– А сейчас обратимся к теме танца. Люди танцуют, когда хотят выразить свои чувства. Танец – самый древний вид искусства. У каждого народа есть свои танцы, они отражают культуру этой страны. Также у каждого времени, у каждой эпохи есть свои танцы.

– Давайте послушаем еще одну пьесу, написанную для фортепианного ансамбля. В исполнении учащихся Спириной Ксении и Калининой Жени прозвучит «Менуэт»  В. Птушкина.

Звучит  пьеса.

Учитель: Как вы думаете? Что вдохновляет композитора на создание музыкального произведения?
– Бывает, что это хорошие стихи, слушая которые композитор пишет замечательные произведения.
– У нас сегодня важный гость – Царь Горох!  Он герой сразу двух произведений – сказки «Конёк – Горбунок» П. Ершова и балета с таким же названием композитора Родиона Щедрина.

Звучит пьеса «Царь Горох» в исполнении учениц Трифоновой Алины и Яковлевой Насти.

На доске выписаны три вероятных названия к услышанному фрагменту. Выберите наиболее подходящее и объясните свой выбор:

«На балу у царя Гороха»
«Размышление царя Гороха»
«Шествие царя Гороха»

(Подходит только одно название «Шествие царя Гороха», потому что звучала маршевость).

– Верно. Это, действительно, «Шествие царя Гороха». Объясните, почему вы не выбрали «Бал» и «Размышление»? (Ответы ребят)

 Царь умылся, нарядился
И на рынок покатился;
За царём стрельцов отряд.
Вот он въехал в конный ряд,       
На колени все тут пали
И «ура» царю кричали!

– Попробуйте создать описание этого персонажа для молодого актёра, которому предстоит сыграть эту роль.
– Что бы вы ему порекомендовали?
– Какие действия он должен выполнять на фоне этой музыки?
– Что должна выражать мимика его лица?
– Есть ли отличительные особенности его походки? (Ответы ребят)
– Что же происходило с темпами? (Темп был средний – модерато, даже чуть медленнее, потому что царь Горох не молод).
– Вы абсолютно правы: именно темп в этом случае даёт ощущение походки немолодого человека.
– Был ли темп неизменно ровным на протяжении всего «Шествия»? (Нет, он то ускорялся, то замедлялся).
– Как вы думаете, почему?
– Улыбался или хмурился композитор, когда сочинял эту музыку? (Ответы ребят).
– А теперь давайте посмотрим отрывок из балета и послушаем его в оркестровом исполнении (показ фрагмента видеофильма).
– Ребята, а как вы относитесь к песням? Любите их петь и играть? Я думаю, слова любимых песен вы знаете наизусть. Бывают такие случаи, когда музыка, написанная к песне, для кино или мультфильма начинает жить самостоятельной жизнью. Даже появился такой термин "саундтрек" – звуковая дорожка. А сейчас давайте послушаем песенку, которую еще слушали ваши мамы и папы и она популярна до сих пор.
– Приглашается ансамбль учениц 2 класса – Белякова Лиза и Михеева Ирина. В их исполнении прозвучит песня В. Шаинского «Чунга-Чанга» из м\ф «Катерок».

Звучит пьеса.

– А теперь давайте немного отдохнем. Недавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: "Умывайтесь по утрам" – они берут и не умываются. Им говорят: "Здоровайтесь друг с другом" – они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они сделают наоборот, и получится правильно.

Правила ансамблевой игры  Г. Остера

1. Все участники ансамбля должны играть одну и ту же пьесу.
2.  Если сыграли неправильную ноту, гневно посмотрите на одного из своих коллег.
3. Не жалейте времени на переворачивание страниц.
4. Правильная нота в неправильном месте – это неправильная нота (и наоборот).
5. Если все, кроме вас, сбились, сделайте вид, что вы тоже сбились.
6. Старайтесь сыграть максимальное число нот в секунду. Так вы заслужите восхищение.
7. Обозначения лиг, динамических оттенков и украшений соблюдать не нужно. Они нужны для того, чтобы разнообразить нотный текст.
8. Играя сложный пассаж, замедлите темп. Играя простой, ускорьте. Таким образом, длина произведения от этого не изменится.
9. Если ансамблю пришлось остановиться из-за вас, объясните подробно, почему вы сбились. Это всем интересно.
10. Настоящая интерпретация – когда от оригинала не остаётся ни одной ноты.
11. Если все уже закончили играть, не стоит доигрывать те ноты, которые у вас ещё остались.
12. Неправильная нота, взятая робко, – это неправильная нота. Неправильная нота, взятая уверенно, – это интерпретация.

Учитель: В завершение нашего выступления, прозвучат «Джазовые миниатюры» Шмитца. Большая роль в создании джазовой атмосферы принадлежит особенностям артикуляции («произнесения» музыкальной ткани), акцентуации и фразировки. Джазовая манера игры отличается особой активностью звукоизвлечения, что, однако, не следует понимать как некое преобладание повышенного уровня динамики. В сравнении со многими внеджазовыми сферами музыки, здесь повышена импульсивность музыкальной речи, но никак не громкость игры как таковая. Воспроизведение мелодических линий требует от исполнителей специфического туше, которое можно было бы назвать «неполным legato» с некоторыми признаками portamento. Это потребовало от ученика особых усилий и нужной приспособленности. В работе над этими пьесами мы добивались отчётливого, упругого, рельефного произнесения линий и пластов фактуры. Учились непринуждённо, пластично вести музыкальные фразы, смело выделять отдельные звуки, которые занимают в такте метрически подчинённое положение, то есть приходятся на слабые доли такта или на промежуточные моменты – между основными метрическими долями. Важно было обратить внимание ученика на такие детали нотного текста, как подчёркнутые и акцентированные ноты. Это помогало должным образом реализовать намерения композитора.

Звучат две пьесы: Шмитц «Веселый разговор» (исполняют Рябова Вероника и Вагина Лиля);  «На солнечной стороне улицы» (исполняют Спирина Ксюша и Калинина Женя)

IV. Итоги. Домашнее задание

Учитель: Ребята, сегодня мы совершили увлекательное путешествие и по жанрам, по странам, и эпохам.

– А теперь послушайте домашнее задание: придумайте кроссворд, в котором по вертикали будет находиться слово «ансамбль», а по горизонтали – любые слова и понятия, которые прозвучали сегодня на нашем уроке.

– Давайте подведем итоги:

  • Что вы нового узнали об ансамбле?
  • Как рождаются музыкальные образы? Под влиянием чего композитор создаёт музыкальное произведение?
  • Какие музыкальные жанры прозвучали на уроке?
  • Какие музыкальные произведения, понравились и запомнились?

Ответы детей

– Вы заметили, что ансамблю подвластна практически любая музыка, что в ансамбле играть интереснее и увлекательнее. И музыкальные образы часто рождаются под влиянием разных видов искусств. Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что исполнители получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки.
Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей детей: совершенствует слуховые, ритмические, образные представления учащихся; формирует их музыкально – эстетический вкус; воспитывает чувство партнёра; обогащает кругозор; учит воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль.

Литература:

  1. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. – М., 1971.
  2. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. – М., 1988.
  3. Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М., 1989.
  4. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., 1984.