Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах

Разделы: Внеклассная работа


«Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе».

 А.Н.Колмогоров.

Проблема диагностики и развития системы работы с одаренными детьми – одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации системы образования России. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г. один из основных акцентов был сделан на школьном образовании, в том числе указано, что «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности» [5]. Это можно объяснить тем, что общество нуждается в неординарной творческой личности, активной, с умениями, способностями нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Отсюда возникает необходимость разработки такой системы мероприятий, которая будет направлена на стимулирование учебной и научной активности обучающихся, создание условий для превращения потенциально одаренного ребенка в талантливого взрослого.

Начнем с того, что определимся с самими понятиями «одаренность», «одаренный ребенок».

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [2].

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в том или ином виде деятельности [2].

Выявление талантливых детей с повышенными способностями – процесс длительный, постепенный, требующий индивидуальной работы. Создание благоприятной среды для развития таланта ребенка и стимулирование его интересов, которые могут быть не очень понятны взрослым – вот основная задача педагогов и родителей. Одаренным детям необходимо предоставлять полную свободу в выборе сферы деятельности и методов решения поставленных задач. Никакого насилия или принуждения. Роль учителя ограничивается наблюдением, направлением и стимулированием проявляемых способностей.

В настоящее время существует множество различных способов и форм работы с одаренными детьми. Это могут быть мини-исследования, викторины, олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры. Они дают достаточно простора для самовыражения и не ограничивают в выборе методов решения поставленных задач. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию [4]. Поэтому методы и формы работы с одаренными детьми должны способствовать решению обозначенной задачи.

Одна из форм работы с одаренными детьми, которую я активно использую в своей педагогической практике, – проектная деятельность обучающихся в разновозрастных группах. Л.В. Байбородова дает следующее определение понятию: «под разновозрастным обучением мы понимаем организацию совместной учебной деятельности детей разного возраста, направленной на решение как общих, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач». Главная проблема при таком обучении, по моему мнению, состоит в том, каким образом организовать совместную деятельность детей разного возраста, распределив работу между ними, обеспечив тем самым успешное решение образовательных задач.

В последнее время ученых и практиков привлекает проблема организации постоянных и временных разновозрастных групп, поскольку, по данным многих исследователей и практиков, обучение и воспитание в разновозрастных группах имеют большую образовательную эффективность и позволяют реализовать ряд важнейших функций [1].

Функция психологической защиты ребенка. Объединение учащихся разных классов в разновозрастную группу обеспечивает расширение и разнообразие контактов, способствует взаимному обогащению детей, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую депривацию ребенка, избежать монотонности, однообразия при организации учебного процесса. В этом случае у школьников возникают дополнительные возможности самоутвердиться, получить признание, особенно если ученик оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые организаторские или педагогические функции.

Функция социальной поддержки – это помощь старших младшим при организации деятельности, поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников. В такой ситуации старшие осознают свою полезность, востребованность как помощников педагога при организации работы младших детей. В разновозрастных группах разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от ребенка постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и социального опыта.

Компенсаторная функция. Старшим предоставляется возможность выполнять роль взрослого, взять на себя ответственность. При организации совместной деятельности происходит взаимообогащение школьников разного возраста.

Стимулирующая функция. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут актуализироваться и проявиться индивидуальные качества, которые в условиях обычного класса остались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость.

Функция самоорганизации. Учащиеся старшего класса берут на себя роль организаторов проектной деятельности в группах, микрогруппах.

Функция опережающего обучения. При организации совместной работы младшие приобщаются к решению образовательных задач старших целенаправленно или стихийно. Занимаясь со старшими, младшие видят перспективы своего развития, понимают значимость освоения изучаемого материала для успехов в будущем.

Проектная деятельность в разновозрастных группах способствует достижению школьниками высоких предметных, надпредметных, личностных результатов и повышению эффективности формирования универсальных учебных действий [3].

В разновозрастном проекте можно выделить несколько этапов.

Этап разработки проекта: определение целей, ресурсов, разработка этапов проекта и коллективных задач.

Этап реализации проекта: обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации, самостоятельная работа учащихся, промежуточные обсуждения достигнутых результатов, оформление проекта.

Этап презентации результатов проекта: результаты должны быть материальны: стенгазета, альбом, видеофильм и т. п.

Этап оценивания проекта: где учитывается глубина проникновения в проблему, доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы, эстетика оформления проекта.
Проекты школьников для разновозрастных групп легче реализовать для небольшой группы учеников разных классов в сельских малокомпактных школах, а в городских, где до 1000 учеников, труднее, но делать это необходимо, например, для двух классов.

В первом полугодии 2013-2014 учебного года мы с ребятами 5 и 7 классов попробовали реализовать проект на тему: «Мир комнатных растений». В рамках программы непрерывного экологического образования и воспитания возможно осуществление самостоятельного проекта по изучению видового состава комнатных растений школы. Данная работа доступна и интересна учащимся. Целью являлось определение по справочникам названия каждого растения, его семейства, родины; изучение экологической и лечебной функции растений; озеленение кабинетов школы.

Возраст участников: 5 и 7 классы.

Количество участников: 8.

Продолжительность выполнения проекта: 1 месяц.

Проблемный вопрос: Какова роль комнатных растений в природе и в жизни человека?

Цели:

Образовательные
– познакомить учащихся с условиями жизни комнатных растений;
– расширить и углубить знания учащихся о роли природы в жизни человека;
– повторить основы агротехники выращивания растений и ухода за ними;
Развивающие:
– развивать умение рассуждать, доказывать своё мнение;
Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение к комнатным растениям;
– чувства сопричастности, личной ответственности за происходящее вокруг.

Прогнозируемые результаты:

Ученик будет знать:
– названия комнатных растений и условия жизни этих растений на родине;
– правила ухода за комнатными растениями;
– действия природных факторов (света, тепла, влаги, состава почвы) на жизнедеятельность комнатных растений;
Ученик будет уметь:
– работать с дополнительной литературой;
– наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;
– работать в группе;
– оформлять результаты своей деятельности согласно плану.
Ученик будет воспитывать в себе:
– любознательность;
– самостоятельность;
– толерантность;
Предусмотрено четыре этапа реализации проекта.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Ценностно-ориентированный Мотивация проектной деятельности, организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости Осознание учащимися мотива деятельности, значимости предстоящей работы
2. Конструктивный Объединение учащихся в группы, консультации, стимулирование поисковой деятельности, организация самостоятельной работы Включение в проектную деятельность в группе, составление плана работы. Сбор материала, поиск литературы, выбор формы реализации проекта
3.Рефлексивно-оценочный Стимулирование учащихся к самооценке и к самоанализу, консультирование учащихся по корректировке проекта Самооценка своей деятельности. Корректировка и оформление проекта в выбранной форме
4.Презентативный Подготовка экспертов. Проектирование формы презентации, проведение презентации, организация дискуссии по обсуждению проекта Защита проектов, включение в дискуссию, отстаивание своей позиции. Самооценка собственной деятельности

Так как проектный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую, мы тоже разделились на творческие объединения, где каждая группа выполняла своё задание.

1 группа – исследовательская – она ориентирована на определение темы исследования, обсуждение, выяснение, какие комнатные растения растут в нашей школе, оформление полученных результатов.
2 группа – познавательная – направлена на сбор информации о комнатных растениях, литературу, картинки, фотографии и разработку проекта. Результат – мультимедийная презентация проекта.
3 группа – практико-ориентированная – направлена на практический результат, на умение правильно ухаживать за комнатными растениями, на разработку памятки по уходу за ними.
4 группа – дизайнерская – направлена на дизайнерское оформление растений.

Получилась коллективная работа, результатами которой стали составленный детьми буклет «Уход за комнатными растениями» и презентация «Мир комнатных растений».

Активная позиция ученика обусловлена тем, что в процессе проектной деятельности обеспечивается высокий уровень его субъектности. Развитие субъектности ученика проявляется в том, что ребенок имеет возможность сам ставить цели, планировать исследование, разрабатывать проект, оценивать его и защищать. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять проблемы, приобретать опыт решения творческих задач.

При организации проектной деятельности существенно изменяется и роль педагога. Он – демократичный руководитель, консультант, помощник, тьютор, старший товарищ.

Таким образом, методы работы с одаренными детьми могут быть разными. Обладая достаточной квалификацией, педагог сам может определить направления деятельности. Главное, чтобы его действия создали у ребенка сильную мотивацию для развития. Участие школьников в таких проектах – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в практической деятельности.

Список литературы

  1. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости / Д.Б. Богоявленская. – М.: 2003.
  3. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Проектная деятельность в профориентационной работе и социализации детей-сирот: Метод. пособие. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. – С. 20.
  4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971. – 279 с.
  5. http://президент.РФ/transcripts/1968 Послание Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 года.