Классный час по теме "Гражданская позиция школьников: что это значит?". 7-й класс

Разделы: Классное руководство

Класс: 7


Цель: формирование гражданской позиции личности.

Задачи:

- рассмотреть основные понятия “гражданин”, “гражданская позиция”;

- формировать знания о гражданских качествах личности и требованиях общества к гражданину;

- мотивировать на проявление инициативы в реализации себя как гражданина.

Оборудование: ватман, маркер, цветная бумага.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на классном часе мы поговорим о гражданской позиции школьников.

Давным-давно существовал на земле город Добрых Мастеров. Много жило в нём умелых людей – каменщиков и кровельщиков, гончаров и столяров, портных и башмачников…

Даже обыкновенные подметальщики улиц были в этом городе Мастерами. Они так здорово вычищали улицы и дворы, что нельзя было не залюбоваться их работой. Но – самое главное – все эти Мастера были людьми добрыми и отзывчивыми, умеющими дружить, помогать друг другу. Так бывает, когда люди заняты своим делом, живут достойно и в достатке. И ещё они очень любили свой город, гордились им, с добрым сердцем приглашали к себе в гости таких же тружеников, как они сами. Они были поистине добрыми горожанами.

Но вот однажды на город напали чёрные рыцари, промышлявшие разбоем, налётами на города и селения. Их вожак – старый хромой воин – объявил себя правителем города Добрых Мастеров, потребовал в жёны самую красивую девушку, а жителей города сделал своими рабами. На сразу осознали горожане, какая беда приключилась с ними. Некоторое время они надеялись, что рыцари возьмут, что им нужно и уйдут. Но когда все горожане были объявлены рабами, в них проснулись граждане.

Вооружившись, кто чем мог, они дружно напали на захватчиков, перебили самых жестоких из них, а остальных выгнали из города.

- Что значит быть гражданином?

Гражданин – житель страны, который признаёт её законы, он любит свою страну, вместе с неё переживает её горе и радости, старается сделать её сильной и богатой. Званием гражданина России следует гордится.

- У каждого гражданина должна быть сформирована гражданская позиция. Это ваши личностные качества.

- Какими качествами должен обладать настоящий гражданин?

Чтение рассказа “Не твоё дело”.

- Что должно включать в себя понятие “гражданская позиция”? (на доске вычерчивается схема в виде круга, где в центре –“гражданская позиция”, а от этого понятия идут лучи с записью личностных качеств гражданина).

- Итак, гражданская позиция это – любовь к родителям; любовь к школе, любовь к малой родине, любовь к стране, уважение к старшим, к труду, к учёбе, отношение к своему здоровью и т.д.

- Давайте определим гражданскую позицию вашего класса.

- Кто из вас уважительно относится к труду, не обидит ближнего, поможет пожилому человеку – поднимите белый квадрат (на доске приклеивается белая полоса).

- Кто из вас говорит правду, старается хорошо учиться, поднимите синий цвет (на доске приклеивается синяя полоса).

- Кто из вас любит своё Отечество, свой город, свой дом, родителей – поднимите красный квадрат (на доске появляется красная полоса).

- Что у нас получилось?

- Российский флаг – один из символов нашего государства, где белый цвет – благородство, синий – верность и честность, красный – любовь, мужество и смелость. Значит вы настоящие граждане России.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан!
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын!

На данном классном часе использовалась технология “Кейс-стади”.

Являясь приоритетным направлением общественного воспитания, воспитание гражданина ориентировано на непосредственное приобщение юношей и девушек к жизни в обществе через формирование их гражданской позиции. Жизнь постоянно предлагает людям нестандартные ситуации. Подготовить людей к выбору своего поведения в этих сложных обстоятельствах на уровне моральных рецептов невозможно. Поведение человека в непредвиденной ситуации направляется не столько моральными рецептами, сколько системой нравственных координат человека. То есть того, что он для себя считает возможным и доступным и, наоборот, невозможным и недоступным. В связи с этим, содержание педагогического процесса формирования гражданской позиции личности составляет приобщение подрастающего поколения к нравственности как своей первооснове, то есть к добру, правде, истине и красоте.