Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения. Для педагога мощным средством, облегчающим процесс создания учебного материала, являются электронные образовательные ресурсы. С другой стороны, применение электронных образовательных ресурсов делает обучение более привлекательным, позволяет реализовать активно-деятельностное обучение, учитывающее потребности и склонности каждого обучающегося.
Методические требования к электронным образовательным ресурсам
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенных для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий.
Для современных электронных образовательных ресурсов выделяют две основные особенности: мультимедийность и интерактивность. В ходе интерактивного обучения учащийся действует и получает некоторый отклик на свои действия (от человека или технического устройства). Это позволяет учащемуся регулировать свое собственное участие в обучении.
Выделяется четыре уровня интерактивности:
Уровень I. Условно-пассивные формы.
Характеризуются односторонним воздействием пользователя. Такой ЭОР нельзя назвать интерактивным. Пользователь лишь выбирает фрагмент для усвоения, но не оперирует с его элементами. От пользователя требуются управляющие воздействия для вызова того или иного содержательного фрагмента.
Уровень II. Активные формы.
Характеризуются простым взаимодействием пользователя с ЭОР на уровне элементарных воздействий-откликов.
Уровень III. Деятельностные формы.
Характеризуются конструктивным взаимодействием пользователя с учебными объектами или процессами по заданному алгоритму с контролем отклонений.
Уровень IV. Исследовательские формы.
Исследования ориентируются не на изучение предложенных событий, а на производство собственных. На любом шаге пользователю позволяется сделать любой выбор. При этом ни один выбор не квалифицируется как неверный. К формам взаимодействия IV уровня относятся: использование конструктора, симулятора (тренажера), взаимодействие пользователя с партнерами или объектами в режиме online.
Поскольку электронные образовательные ресурсы многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:
- по цели создания (педагогические, культурные);
- по природе основной информации (текстовые, звуковые, изобразительные, мультимедийные);
- по наличию печатного эквивалента (самостоятельные ресурсы или аналоги печатного ресурса);
- по технологии распространения (локальные, сетевые, комбинированного распространения);
- по функции в учебном процессе (предъявление учебной или справочной информации, моделирование, тренаж навыков и умений, контроль и оценка знаний);
- по характеру взаимодействия пользователя и ЭОР (детерминированные и интерактивные).
В сети Интернет размещен каталог образовательных ресурсов, представляющих интерес для школьного образования. Каждому тематическому элементу предмета соответствуют три типа электронных учебных модулей:
- И – информационные (интерактивные лекции, виртуальные экскурсии, пошаговое объяснение и т.д.);
- П – практические (виртуальные лаборатории, конструкторы формул, практикумы, тренажеры, игровые и творческие задания и т.д.);
- К – контрольные (тестовые задания различных типов).
Интерактивные возможности программной среды MS PowerPoint
Существуют специально разработанные программные среды, предоставляющие большие возможности по созданию авторских электронных образовательных ресурсов. В свою очередь, в качестве эффективного инструмента можно рассматривать приложение MS PowerPoint, обладающее интерактивными свойствами.
Программная среда MS PowerPoint была изначально создана как рабочий инструмент лектора, сопровождающий его выступление перед аудиторией. Но на базе PowerPoint можно создавать интерактивные программные продукты учебного назначения с элементами управления, т.е. полноценные электронные образовательные ресурсы.
Благодаря возможности применения эффектов анимации и настройки действия управляющих кнопок, заменяющих гиперссылки или запускающие аудио- и видеофайлы, смену слайдов пользователь в процессе взаимодействия может осуществлять условно-пассивные формы взаимодействия: чтение текста с «листанием» страниц, просмотр схем, графиков и диаграмм, прослушивание звука, просмотр изображений, восприятие аудиовизуальных композиций. С помощью триггеров можно изменять отдельные фрагменты слайда, неоднократно их воспроизводить, что помогает организовать интерактивный диалог с учащимися при создании тренажеров.
Навигация по элементам гипертекста с целью объединения объектов связями в определенную систему или композицию превращает активные формы взаимодействия пользователя с презентацией в деятельностные.
Таким образом, с помощью MS PowerPoint можно создавать электронные учебные модули трех типов. При этом каждый модуль будет являться автономным, содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной учебной задачи.
В сети Интернет представлены дидактические развивающие веб-конструкторы, позволяющие создавать качественные электронные интерактивные упражнения. Но они доступны только при подключении к Интернету. Созданные с применением PowerPoint ресурсы могут быть размещены не только на компьютере индивидуального пользователя, но и на социальных сервисах Web 2.0. (DocMe, Calameo), предоставляющих возможность их общедоступного использования в сети и скачивания для всех желающих.
К тому же использование PowerPoint имеет ещё ряд преимуществ:
- Возможность подготовки ресурсов на любом компьютере, независимо подключена к нему интерактивная доска или нет. Эта возможность особенно актуальна, если интерактивная доска используется в школе в медиацентре для учителей нескольких предметов сразу. Кроме того, педагоги, которые имеют компьютер дома, могут готовить ресурсы вне школы.
- Возможность демонстрировать ресурсы на досках других производителей. Ресурсы, созданные с применением PowerPoint, можно демонстрировать на интерактивной доске любого типа.
- Возможность создания собственной анимации. В PowerPoint можно настраивать анимацию для любых созданных пользователем объектов (текста, картинок, фигур).
- Написание формул. При написании формул в PowerPoint возможно написание символов в верхнем или нижнем регистре.
- В режиме просмотра программа позволяет добавлять или выделять текст, создавать схемы, простейшие рисунки.
- В том случае, если презентация включает в себя один или несколько отдельных файлов (видео, аудиозаписи), если в презентации были использованы нестандартные шрифты, если нет уверенности в том, что на компьютере, на котором предполагается использовать ресурс, есть программа Microsoft PowerPoint, то программная среда позволяет выполнить особую операцию – упаковку, или экспорт («Подготовка для компакт-диска»).
Характеристика интерактивных электронных образовательных ресурсов, предназначенных для определения покрытосеменных растений в процессе преподавания биологии в 7 классе
Для определения биологических видов существует много различных пособий, начиная с популярных и кончая академическими, рассчитанными на специалистов высокой квалификации. Далеко не все они пригодны для экскурсионных целей: многотомные руководства используют, как правило, для определения в камеральных условиях. Электронный определитель позволяет проводить определение названия биологических видов в лаборатории и непосредственно в природной обстановке.
Электронные образовательные ресурсы, предназначенные для определения покрытосеменных растений, изучаемых в школьном курсе биологии 7 класса, созданы с помощью приложения MS PowerPoint, являются педагогическими информационными ресурсами, разработанными специально для целей учебного процесса.
Представленные модули относятся к П-типу, т.к. предусматривают выполнение практического задания, созданы на основе печатных карточек-определителей, состоят из слайдов с ключами для определения растений и содержат цветные рисунки с описаниями.
Задача определителей - привить навыки самостоятельного определения растений по дихотомическим ключам и цветным изображениям. Учащиеся, освоившие принцип работы с определителями, без особого труда смогут воспользоваться и более специализированными пособиями.
Электронные образовательные ресурсы, предназначенные для определения биологических видов, относятся к III уровню интерактивности, т.к. характеризуются взаимодействием учащегося с учебными объектами по заданному алгоритму с контролем отклонений. Определители обладают определенной степенью свободы, выбором последовательности действий, ведущих к учебной цели, необходимостью анализа на каждом шаге при определенном наборе вариантов принятия решений.
Ресурсы построены по принципу, принятому в большинстве биологических определителей и предусматривает осуществление поиска по внешним (морфологическим) признакам. Этот принцип основан на сравнении признаков, рассматриваемых альтернативно (взаимоисключающе), поэтому каждая ступень определения содержит тезу (набор определенных признаков) и антитезу (с набором признаков прямо противоположного значения). Тезы имеют порядковый номер, антитезы набраны с новой строки и начинаются знаком тире. В конце каждой тезы или антитезы написан номер следующей ступени, куда нужно обращаться для дальнейшего определения.
Каждая ступень определения представлена на отдельном слайде. Переход к следующей ступени или возврат к предыдущей осуществляется с помощью гиперссылок. Определяющий должен внимательно прочитать тезу и антитезу первой ступени и решить, подходят ли признаки определяемого растения к тем, что приведены в тезе или антитезе. В зависимости от этого можно переходить к следующей ступени (ее номер указан в конце строки в гиперссылке).
Перед определением растения надо познакомиться с рисунками, помещенными на слайде в начале презентации, где показаны схемы строения цветка, разнообразия листьев, стеблей, плодов, цветков, расшифровываются основные морфологические признаки, используемые в ключах.
Определяемое растение можно сличить с его изображением на рисунке. Установив сходство, учащийся получит точное название растения.
Электронный определитель, созданный с помощью приложения MS PowerPoint, может быть использован локально с применением переносимых машиночитаемых носителей. Возможность его размещения в социальных сервисах делает его доступным потенциально неограниченному кругу пользователей.
С электронными образовательными ресурсами, предназначенными для определения предусмотренных школьной программой некоторых покрытосеменных растений, можно познакомиться, пройдя по следующим ссылкам:
- «Определитель растений семейства Крестоцветные» www.calameo.com/read/001875213b2d7e0978403
- «Определитель растений семейства Розоцветные» www.calameo.com/read/001875213fb0021ff52ba
- «Определитель растений семейства Пасленовые» www.calameo.com/read/00187521362cc6e295e6a
- «Определитель растений семейства Бобовые» www.calameo.com/read/0018752138b8c5b6ccf92
- «Определитель растений семейства Сложноцветные» www.calameo.com/read/0018752136a9f9d6e95c5
- «Определитель растений семейства Лилейные» www.calameo.com/read/00187521377fad40665b5
- «Определитель растений семейства Злаковые» www.calameo.com/read/001875213063534748304
Список литературы:
- Единые технические требования к электронным образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.eir.ru/pdf/ett_11.pdf
- Куликова Н.Ю., Бобровская Л.Н. Потенциал программы PowerPoint как средства создания интерактивных дидактических материалов для уроков информатики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.informatika.mgosgi.ru/files/conf2011/2/Kulikova_Bobrovskaya.pdf#page=7&zoom=auto,0,583
- Новиков В.С. и Губанов И.А. Как пользоваться атласом-определителем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: edu.zelenogorsk.ru/projs/eko/flora/index.html#verx
- Спиридонова Н.М. Изготовление интерактивных ресурсов в Microsoft Office Power Point [Электронный ресурс]. – Режим доступа: moulic23p.ucoz.ru/_ld/0/26_MS_PowerPoi.pdf