Цели:
- Метапредметные результаты:
- Регулятивные:
- управление своей деятельностью,
- контроль и коррекция,
- инициативность и самостоятельность.
- Коммуникативные:
- речевая деятельность.
- Познавательные:
- работа с информацией;
- выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- установление аналогий;
- подведение под понятие.
- Мировоззренческие:
- формирование российской идентичности,
- личное самоопределение,
- Регулятивные:
- Формирование УУД:
- развитие мышления (способность логически мыслить на заданную тему, анализировать, сопоставлять);
- воспитание волевой сферы;
- обучение самостоятельному целеполаганию;
- выработка умения корректировать свои действия в процессе доведения работы до намеченного в планировании результата.
Задачи:
- Образовательные:
- общекультурные:
- расширение культурного кругозора обучающихся, в том числе обучение пониманию живописи;
- актуализация знаний по литературе;
- отработка интегративных связей.
- специальные:
- повторение типа речи описание, композиционного строения описания,
- знакомство с приемами речевого логического оформления мысли, использованием синонимов, тропов;
- закрепление орфографических и пунктуационных правил;
- формирование навыка обращения к словарям,
- сбор лексического материала к сочинению,
- словесное оформление услышанного – написание сочинения-описания.
- Развивающие:
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие их воображения и эмоциональной сферы;
- активизация различных видов речевой деятельности;
- повышение мотивации к обучению;
- формирование навыков монологической речи (устной и письменной).
- Воспитательные:
- пробуждение интереса к культурному наследию русского народа и к мировой культуре;
- формирование эстетической потребности в искусстве;
- осознание своей национальной идентификации.
Оборудование урока
- компьютер и мультимедийный проектор: презентация;
- портрет А.К. Саврасова с краткими биографическими сведениями, книги.
На доске записана дата, тема урока, оставлено место для плана сочинения.
ХОД УРОКА
Подготовка к восприятию
1. Вступительное слово учителя
Учитель читает стихотворение А. Жемчужникова «Грачи» под музыкальное сопровождение П.И. Чайковского «Времена года. Март».
Лесок дремал. Приход ничей
Его покуда не тревожил.
Но я пришел, и сонм грачей
Взлетел, крича, и весь он ожил.
Они, к полудню прилетев
С прогулок утренних по нивам,
Качались на верхах дерев
В расположении сонливом.
Я помешал; я их спугнул.
Над рощей долго в шумной свалке
Стоял грачей басистый гул,
И звонко вторили им галки.
Иным грачей несносен крик;
А я его люблю, напротив.
Я с детских лет к грачам привык,
Себя их слушать приохотив.
Друзья родной земли моей,
Они, как я, здесь летом – дома.
Непостижима без грачей
Страна дубов и чернозема. (Слайд 2)
Учитель сообщает тему урока, записанную на доске: «Сегодня мы будем писать сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели». А потом обо всем увиденном, прочувствованном напишем в сочинении ярко, выразительно, образно».
А.К.Саврасов – один из самых глубоких русских пейзажистов. С его именем появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к родной земле. Художник не писал о своей любви к России, не провозглашал её публично, но щедро излил это святое чувство. Саврасов – певец русского пейзажа.
2. Небольшой рассказ учителя о художнике. (Слайды 3, 4)
Алексей Кондратьевич
Саврасов (1830-1897) Русский
художник-пейзажист, один из членов-учредителей
Товарищества передвижников, автор
хрестоматийного пейзажа |
Смотрим картину Саврасова (Слайд 5).
3. Подготовленный дома рассказ ученика об истории написания картины
В 1871 году художник создает одну из лучших своих
работ «Грачи прилетели». Когда смотришь на
картину, кажется, что она написана с натуры. Но
это не так, картина явилась результатом долгой
работы художника над эскизом.
Рассказ ученика об истории написания картины.
В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов
с городом. И вот он на Волге, в Костроме. Всегда
ему был по душе этот старинный русский город. В
центре – высокая каланча да каменные ряды для
всякой торговли. А за ними по пригоркам, по
оврагам лепится серая от времени, деревянная
Кострома. Тихо здесь после Москвы, и так легко,
так свободно дышится.
Глубокий снег еще лежал на всех улицах, толстым
слоем ровнял овраги, когда художник приехал в
город. Разыскав на базаре знакомого мужичка, он
поудобнее примостился на санках-розвальнях,
подложил под голову ящик с красками и холстами,
запахнулся в тяжелую овчинную шубу и поехал в
деревню – навстречу весне, природе.
Художник снял комнатку в мезонине большого
деревенского дома. Но первые дни, даже недели,
работа никак не клеилась. Саврасов подолгу
стоял у окошка, смотрел на убогие, занесенные
снегом избы, на ветхую каменную церковку, на
хмурое небо и узловатые голые березы с черными
грачиными гнездами, и ничто не трогало в этом
пейзаже сердца художника. Он надевал сапоги,
долго ходил по побуревшей от навоза дороге,
присматривался, прислушивался, но весну не
чувствовал.
Но весна пришла, как приходит всегда,–
неожиданно, сразу. Однажды утром разбудили
художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в
окошко и рассмеялся: за окном голубело небо.
Саврасов настежь распахнул створки окна. Резкий
холод ворвался в комнату, но художник не замечал
ничего. Вот оно! Началось!.. Робкий луч солнца
проложил по снегам голубые тени, снег стал
рыхлым, пористым, словно вата, маленькими
зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное
– птицы! С ликующим пронзительным криком,
стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном
весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили:
вокруг них хлопотали прилетевшие из-за моря
долгожданные гости. Схватив палитру, так и не
захлопнув окна, художник стал пристраиваться на
подоконнике со своей работой.
– Грачи прилетели! Грачи прилетели! – напевал он,
набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы,
маленькую церквушку. Вчера еще все кругом было
печальным и хмурым, а теперь…Пришла весна!
Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й
передвижной выставке, и она была встречена с
восторгом. В ней, простой и внешне безыскусной, с
такой пронзительной силой воплощено
свойственное народу лирическое чувство, что ее
чуть ли не сразу восприняли как олицетворение
русской природы, деревенской России: пруд и
березы, деревянные дома, церковь и потемневшие
весенние поля – все обжито, согрето сердечным
теплом. Перед тем как покинуть выставку, многие
зрители снова и снова подходили к картине
Саврасова. От нее словно веяло пробуждением
природы. Павел Третьяков сразу же приобрел
полотно художника для своей галереи, и это было
свидетельством признания значения его в
национальном искусстве.
Крамской объяснил, почему картина оказалась
лучше всех других: у других художников тоже есть
деревья, вода и даже воздух, но не более, «а душа
есть только в «Грачах». А Левитан продолжил:
«Какая простота! Но за этой простотой вы
чувствуете мягкую, хорошую душу художника,
которому все это дорого и близко!»
В 1872 году Саврасову было впервые заказано
повторение картины «Грачи прилетели». Позже А.
Саврасовым было сделано ещё несколько реплик
(Слайд 6, 7, 8) Картины.
4. Сравнительный анализ (Слайды 9, 10)
– Сравните следующие две реплики картины А.К.
Саврасова «Грачи прилетели».
– Какие изменения в деталях, форме, рисунке,
цвете вы заметили?
5. Работа по картине
– Рассмотрите картину, проникнитесь ее
настроением, обратите внимание на все детали
ближнего и дальнего планов (Слайд 11).
– Какое настроение вызывает у вас картина:
грустное, печальное или радостное? (Несмотря на
серое небо, тёмный снег, картина проникнута
настроением ожидания, пробуждения. Радостно,
светло, немного грустно. Снег, небо, деревья,
начало весны – всё проникнуто большим и сильным
чувством).
– Что изобразил художник на картине? (Скромную
русскую природу)
– как в искусстве называют картины, на которых
изображена природа (пейзаж) (Слайд 12).
– Это лирический русский пейзаж. Саврасов был
родоначальником именно такого пейзажа (Слайд
13).
– Давайте попробуем пояснить, что значит
лирический пейзаж. Посмотрите на доску и
выберите то значение слова, которое помогает
определить, понять выражение «лирический
пейзаж».
Запись на доске:
Лирический – род поэзии;
лирический – поэтический, взволнованный,
задушевный;
лирический – мягко-певучий, нежный тембр голоса.
– На своей картине Саврасов мастерски
передает состояние природы. Это своего рода
рассказ о том, что происходит в природе с
приходом весны. Образ весенней природы,
созданный художником, – это лирическое
переживание увиденного, несколько грустное,
трогательное, волнующее зрителя.
– Какой образ главный на картине? Что видим на переднем
плане? (Весенняя природа, грачиные гнезда,
деревья с грачами, грачи, весна.) (Слайды
14, 15)
– Что вы видите на заднем плане? (Деревню,
бескрайние дали, просторы, широту русской земли.)
6. Работа в группах
Группы описывают:
- Первая группа: пейзаж, цвет, звук, ощущения.
- Вторая группа: передний план (грачи, берёзы, снег, домики)
- Третья группа: задний план (небо, церквушка, пруд)
– Можно ли назвать этот пейзаж
красивым? (Пейзаж очень простой, скромный,
незамысловатый, непритязательный, но очень
задушевный, навевающий легкую грусть. Все очень
обыденно, но показано с каким-то волнующим
чувством.)
– Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий
ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее
солнышко, свежесть весеннего воздуха.)
– Какие звуки можно услышать? (Птичьи
крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание воды,
стекающей в пруд.)
– Какие краски преобладают на
картине? (Желто– голубые, серовато-коричневые,
желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)
– Художник строит общий светлый колорит
картины на скромных, приглушенных
сопоставлениях чуть холодноватых оттенков
голубовато-серого неба, воды, снега с
серо-коричневыми тонами оттаявшей земли, веток и
стволов деревьев, забора. И вот такие переходы
придают картине жизненность и правдивость.
– Что сразу задерживает взгляд зрителя на переднем
плане? (Деревья с густой сеткой ветвей, с
многочисленными грачиными гнездами.)
– Саврасов стремился прежде всего показать
то, что окружает человека в обыденной жизни и что
заставляет поверить в реальность изображения. Он
любил писать верхушки деревьев, как бы плывущие
по небу вместе с облаками, тенистые купы у
прозрачной воды, тихие реки, спокойные леса,
ровный свет солнца. Обратите внимание на то, как
художник тщательно прописал каждую веточку не
только на дереве, но и на снегу, на земле, с какой
любовью показал на ближнем плане грача на снегу с
веточкой в клюве. И все это жизненно и правдиво,
не оставляет зрителя равнодушным.
– И деревню, и поля на заднем плане
художник выписывает не очень подробно. Почему?
(Он хочет, чтобы наше внимание ничто не отвлекало
от грачей, они ведь самое главное на картине.)
7. Опорные слова (Слайды 16, 17)
Снег. Снег весенний голубоватый, в рыжих и серых
пятнах снег. Вокруг кривых берёзовых стволов
тёмные проталины. Маленький прудик освободился
от снега, и берёзы окунули в воду свои стволы,
отразившись в ней молодо и радостно
Берёзы. Молодые ещё, но неказистые, некрасивые,
искривлённые, голые, стоят в снегу, отбрасывая на
него узкие тени, и в лужах, заполненных снежным
крошевом. Они у низенького забора, за которым на
церковном участке видны какие-то строения, дома и
сараи, и над ними возвышается церковь и
колокольня.
Облака. Облака на небе размыты блёклой
голубизной. Холодные промоины между облаками.
– Что, на ваш взгляд, было дорого самому
художнику на этой картине? (Грачи. Они обрадовали
художника своим прилётом, художник ощутил
радость от прилёта птиц, вернувшихся ни родину.
Здесь изображен не очень броский уголок России,
но для грачей он самый дорогой. Здесь их родина, и
выводить свое потомство они будут только здесь.)
– Да, и все здесь устремлено кверху. Используя
такой композиционный прием, художник как бы дает
нам возможность лучше увидеть прилет грачей, их
появление в родных местах. Нам кажется, что
художник где-то рядом. Где он может быть, откуда
он наблюдает за грачами?
Грачи. Обживая гнёзда, хлопочут на деревьях
чёрные птицы. Они суетятся над своими
разлапистыми гнёздами, кружат в небе, радуясь
возвращению на родину и началу новой жизни.
– Удалось ли художнику передать ту красоту,
которая его однажды поразил? (Пейзаж скромен по
сюжету, сдержан по краскам. Всё просто, ясно,
знакомо. Художник хочет пробудить в зрителях
любовь к простому и знакомому – к родной земле, к
родной природе).
– Художник открыл нам красоту и поэзию в,
казалось бы, скромной и привычной картине родной
природы. Лиризм пронизывает каждую её деталь. Нам
радостно от вида колоколенки, открывшегося
простора, высокого неба…
– Сколько ни гляди на полотно, не ослабевает его
притягательная сила, остается до конца не
открытой тайна его очарования.
8. Составление плана сочинения (вместе с учащимися) (Слайд 18)
– Для того чтобы красиво, последовательно
написать сочинение, нужен план.
– Из скольких частей он состоит? (Вступление,
основная часть, заключение).
– О чем вы будете писать во вступлении?
О художнике Саврасове как о родоначальнике
русского лирического пейзажа.
– Как перейти от вступления к основной
части – описанию картины? «В композиции
картины выделяется…».
– о чём напишем дальше? (подробнее опишем пейзаж,
передний и задний вид картины, затем перейдём к
описанию грачей).
– что мы напишем в заключении? –
Чем закончим сочинение? Напишем о
своем впечатлении от картины, о том, какие
чувства она у нас вызвала.
Составление плана сочинения.
Алексей Кондратьевич Саврасов – основоположник
лирического русского пейзажа. Его картина «Грачи
прилетели».
Описание картины А.К. Саврасова «Грачи
прилетели»:
– пробуждение весны;
– грачи – главные герои картины;
– изобразительные средства картины: цвет,
ощущения, запах.
3. Чувства, которые вызвала у меня эта картина.
9. Работа с текстом (Слайд 19)
Чтение отрывка из рассказа Г. А. Скребицкого «Грачи прилетели»
Вот и грачи прилетели. Как они хороши! Все
черные, только вокруг клюва широкое белое пятно.
За это грачей и зовут белоносыми. В нашем саду
грачи на всех березах гнезда построили. Из одного
гнезда черный хвост торчит, из другого тоже.
Чуть-чуть друг друга хвостами не задевают. И
ничего, сидят, не ссорятся. А вечером гвалт
поднимут. Михайлыч слушает и похваливает:
– Отлично поют! Милые птицы, первые весной
прилетают. Послушав грачей, Михайлыч
возвращается домой, идет в кабинет. Там, на стене,
напротив письменного стола висит его любимая
картина «Грачи прилетели». Я тоже очень люблю
смотреть на эту картину, особенно под вечер. Лучи
заходящего солнца розоватым светом разливаются
по стене. Вот они осветили картину, и вмиг ожила
березовая роща, и старая колокольня за ней, и
уходящие вдаль весенние поля. Мне кажется, что я
вижу это не на картине, а просто гляжу через окно
на двор, на березы, на поля за рекой. Михайлыч тоже
смотрит на эту картину и улыбается. И лицо у него
такое доброе, счастливое и немножко грустное.
Анализ текста (Слайды 20, 21)
– Какова тема текста?
– Какова основная мысль текста?
– Каков тип речи текста?
– Назовите стиль текста.
– Найдите в тексте эпитеты, с помощью которых
автор описывает грачей.
– Скажите значение слова «гвалт».
– Объясните написание подчёркнутых орфограмм:
белоносые, ссорятся, чуть-чуть, письменный (стол),
счастливый, грустный.
– Объясните знаки препинания в данном случае.
Михайлыч слушает и похваливает:
– Отлично поют!
– Начертите схему данного предложения и
объясните знаки препинания.
Послушав грачей, Михайлыч возвращается домой,
идет в кабинет.
10. Пример сочинения (Слайд 22)