Цели урока:
- систематизировать знания учащихся в области проектирования;
- оценить и закрепить знания, умения и навыки работы над проектами в учебной области «Технология»
Задачи урока:
- Обучающие:
- приобретение навыков публичного выступления,
- умение отстаивать свои идеи и решения,
- доброжелательно вести дискуссию,
- аргументировано отвечать на вопросы,
- умение критически оценивать свою и чужую работу.
- Развивающие:
- развитие умений самооценки и самоанализа,
- развитие умений анализировать, обобщать,
- развитие способностей преодолевать трудности,
- развитие деловых и коммуникативных качеств.
- Воспитательные:
- пробудить у учащихся интерес к профессиональной проектной деятельности,
- повысить уровень культуры,
- воспитание художественного вкуса,
Методы проведения занятия:
- словесные – рассказы, беседы
- наглядные –демонстрация выполненных изделий, схем, образцов, расчетов, описаний.
Методы обучения:
- Методы самостоятельной работы.
- Методы контроля.
Оборудование:
- лучшие проекты учащихся;
- выставка изделий;
- выставка литературы;
- музыкальный центр, диски, компьютер;
- электронные носители;
- банк оформления проекта
Структура урока:
I. Организационная часть.
II. Формулирование целей урока и постановка задач.
III. Актуализация опорных знаний.
IV. Вводный инструктаж к уроку.
V. Защита проектов.
V. Заключительная часть. Самоанализ и самооценка
результатов учащимися.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
В классе выставлены изделия, выполненные учащимися, по своим проектам.
Звучит спокойная музыка.
Приветствую учащихся, стимулируя положительный, эмоциональный настрой на работу. объявляю тему и цель урока, форму проведения.
Учитель (читаю эпиграф):
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех которые появляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисково-исследовательской работе». А. И. Колмогоров.
II. Формулирование целей урока и постановка задач
Учитель: Сегодня у нас необычный урок
«Защита проектов». Сегодня мы с вами раскроем
свои таланты, своё искусство и творчество.
Ученикам представляется свобода выбора
собственных целей урока, для проявления своей
активности и нести ответственность за сделанный
выбор.
Учитель: На занятии предстоит
систематизировать знания в проектной
деятельности, научиться публично выступать и
отстаивать свои идеи, развить умение оценивать
результаты своей работы и работы товарищей.
Направляю учащихся сформулировать главную цель
занятия – формирование опыта в работе над
проектами.
III. Актуализация опорных знаний
Учитель: Предлагаю учащимся самим
сформулировать ряд проблемных вопросов, ответив
на которые, произойдет первичная актуализация
знаний.
Вы начинающий проектант. С чего начать? Какие
объекты выбрать для изучения и изготовления? Как
вы считаете, что нужно сделать сначала – изучить
объект или под изготовленный объект подобрать
материал для исследования? Будет ли ваша
идея–работа–предмет (товар) пользоваться
спросом?
Ученица: Слово «творчество»,
как вы знаете, происходит от слова «творить», то
есть искать, изобретать, создавать.
Творчество – это создание нового и
прекрасного, оно наполняет жизнь радостью,
возбуждает потребность о знаниях, усиливает
работу мысли, вводит человека в атмосферу
вечного поиска, создавая новые духовные и
материальные ценности.
Учитель: Вы завершили выполнение разных по своей форме и содержанию проектов и сегодня выносите их на обсуждение. Вы расскажите о своих трудностях и достижениях. Ответите на вопросы членов жюри, одноклассников, гостей.
IV. Вводный инструктаж к защите проектов. Слайд 7
Учитель: Каждый учащийся получит по три отметки: за пояснительную записку, за изделие и публичное выступление. Это краткое сообщение 5-7 минут, по своим проектам, которое должно содержать:
- название темы проекта, ее обоснование;
- краткую историческую справку (при необходимости);
- практическое назначение;
- дизайн-спецификацию;
- краткую характеристику конструкции изделия – материалов, технологических приемов;
- краткий экономический расчет, примерную стоимость изделия;
- экологическую справку;
- эстетическую справку;
- самоанализ результатов работы.
V. Защита проектов. Слайд 8
Учитель: Я уверена, что вы с удовольствием представите свои проектные работы. Желаю вам успешной защиты. А уважаемому жюри интересной работы.
Жюри:
1. Бланки «Критерии оценки проекта»
2. Оценочный лист защиты проектов 10 класс
Первый раздел «Предпринимательство»
Проект «Бизнес-план». Представим сегодня, что вы решили заняться бизнесом и представляете на суд свой товар, давайте вместе познакомимся с начинающим предпринимателем.. С чего начать? Какие изделия выбрать для изготовления и продажи на рынке? Как вы считаете, что нужно сделать сначала – производить товар или изучить рынок? Будет ли ваш товар пользоваться спросом? Оказывается бизнес-план для предпринимателя то же, что и творческий проект для учащегося, и сегодня юная бизнес-леди Рудых Анна должна обоснованно его отстоять – защитить.
Презентация проекта «Бизнес-план» Слайды 9,10
Рассказывает о выполненной работе по плану, используя компьютер.
Учитель: Желающие могут задать Анне
вопросы.
Молодец, Аня, из тебя в дальнейшем получиться
грамотный, с современными взглядами на проблемы
предприниматель.
Члены жюри выставляют оценки за проект (Приложение 1, Приложение 3)
Учитель: У известного педагога В. М.
Неменского я нашла следующее высказывание:
"Каждый из нас хочет быть счастливым. И
каждый из нас хочет видеть счастливыми своих
детей.
Но можем ли мы их : научить счастью?
Невероятно? Но, если вдуматься глубоко –
возможно.
Ведь у подлинного счастья всегда две стороны:
Первая – счастье человеческого общения,
взаимопонимания
Вторая – счастье творческого труда, в
котором проявляется твоя личность. Результатом
его может стать шаг вперёд в том деле, за которое
ты взялся.
Испытать, дать возможность ребёнку испытать
радость от творческого труда – задача
современного учителя технологии.
Любая Технология есть процесс
взаимодействия четырёх компонентов опыта,
знаний, процесса и воли,
результатом которого становится весь
материальный мир, созданный руками человека (от
бутерброда до компьютера).
Считается, что совершенствовать технологию
можно единственным средством дизайном.
Второй раздел «Дизайн интерьеров» проект «Пламень и лед» Слайды 11,12
Презентация проекта «Пламень и лед»
Автором является молодой перспективный дизайнер Каратаева Анастасия
Рассказывает о выполненной работе по плану, используя компьютер.
Учитель: Желающие могут задать Насте
вопросы.
Спасибо, Настя ты думается будешь
востребованным дизайнером который
точно не останется без интересных заказов, если в
дальнейшем свяжешь свою жизнь с этим
направлением творчества.
Члены жюри выставляют оценки за проект (Приложение 1, Приложение 3)
Учитель: Творческая активность
учащихся на уроке не возникает сама по себе, её
надо стимулировать, создавать творческую
ситуацию. Задание, его содержание, планирование
предстоящей работы выступают, как стимул
творческой активности.
В каждом из разделов школьной программы по
технологии есть место для развития творческих
способностей.
Сегодня это: Развитие природных способностей
ребёнка. Нам с вами вполне понятно утверждение
"Что ни объём знаний, приобретённых в готовом
виде, ни умения, усвоенные по образцу, не могут
обеспечить творческих возможностей человека.
Если ребёнка постоянно приучать усваивать
знания, умения в готовом виде, можно даже
притупить его природные способности к
творчеству. Творческая работа сама заставляет,
наталкивает ребёнка на применение знаний и
умений уже приобретённых в новых ситуациях.
Третий раздел «Рукоделие» проекты «Цветочная поляна», «Сумка-цветок» Слайды 13,14
Презентация проекта «Цветочная поляна»
Презентация проекта «Сумка-цветок»
Ученица:
Кружевницы – девушки
Плетут узоры дивные,
Салфеточки из бисера
И украшения старинные
Учитель: Наши рукодельницы Татьяна и
Инна представят вашему вниманию свои
проекты объектом исследования и
результатом изготовления которых явились очень
интересные и оригинальные вещи
Рассказывают о выполненной работе по плану,
используя компьютер.
Учитель: Желающие могут задать Татьяне и Инне вопросы. Отличная сумки украсят любой гардероб. Девочки увлечены вязанием и стали уже настоящими профессионалами Удачи вам!
Члены жюри выставляют оценки за проект (Приложение 1, Приложение 3)
Учитель: Воспитание творца – воспитание человека, который не равнодушен к окружающему миру, который сопереживает, созерцает, который способен поставить себя на место другого.
Четвертый раздел «Информационные технологии» проект «Вирусная реклама» Слайд 15
Очень интересную работу представляет вашему вниманию молодой с острым взглядом на происходящее на рынке рекламы специалист по изучению ИКТ-технологий Рудых Анжелика
Презентация проекта «Вирусная реклама»
Рассказывает о выполненной работе по плану, используя компьютер.
Учитель: Желающие могут задать Анжелике вопросы. Высококлассный рекламщик будет всегда востребован на рынке труда. Удачи!
Члены жюри выставляют оценки за проект (Приложение 1, Приложение 3)
Учитель: Творчество – это формирование социальной активности, а оно не мыслимо без воспитания у каждого члена общества не только понимания окружающих, но обязательно чувства общности с ними. Это чувство не возникает без развитого и искреннего интереса к другим людям.
Пятый раздел «Салон красоты» проект «Праздничный макияж» Слайды 16, 17
Ученица: Красота спасет мир.
Мастера своего дела Рудых Нина и Харлампьева
Таня предоставляют нашему вниманию свои
оригинальные работы.
Презентация проекта «Праздничный макияж»
Рассказывает о технологии выполнения праздничного макияжа, использует компьютер. Продукт – макияж
Презентация проекта «Прическа для выпускного бала» Слайд 18
Рассказывает о технологии выполнения праздничной прически, использует компьютер. Продукт – прическа
Учитель: Желающие могут задать Нине и Тане вопросы. Умение выглядеть стильно дорогого стоит. Удачи вам!
Члены жюри выставляют оценки за проект (Приложение 1, Приложение 3)
Учитель: Выполняя проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. Он сам (на первых порах при участии учителя) анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок.
Шестой раздел «Кулинария». Представляем проект «Сибирские пельмени»
В мире есть много разных профессий, одна из которых очень важная – это повар. Все мы любим, есть вкусную пищу, но, к сожалению, не каждый сможет приготовить что-то интересное, поэтому Панова Клава взяла за объект исследования славянскую кухню.
Презентация проекта «Сибирские пельмени»
Рассказывает о технологии приготовления блюда, использует компьютер .Слайд19
Учитель: Все желающие могут задать вопросы Клавдии. Клава очень любит готовить, создавая оригинальные блюда и станет настоящей хозяйкой в доме!
Работа жюри по подведению итогов. (Приложение 2)
V. Заключительная часть. Самоанализ и самооценка результатов учащимися
В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:
- коммуникативные, когда обсуждаются творческие задания, организуются консультации с учителем, защищаются в общении со сверстниками самые смелые идеи.
- личностные: самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции.
- социальные: способность к коллективной деятельности. Готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других.
- литературно-лингвистические: описание идеи, разработка рекламного прайс-листа, импровизация в процессе защиты.
- математические: расчёт затрат, сочетание формы, объёма пространства и времени.
- художественные: разработка дизайна изделий.
- манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями
- технологические: наглядно-образная память; абстрактно-образное мышление.
Учитель: Кому мы можем сказать спасибо
за совместную работу, за эмоциональную
поддержку? (Эмоциональные итоги урока)
Можно с уверенностью сказать, что проектное
обучение, направленное на развитие творчески
активной личности, поможет сформировать новых
Менделеевых, Туполевых, Калашниковых, поколение
творцов, умеющих превращать свои мечты в
реальность, приумножая славу государства
Российского. А самое главное поколение умеющих
быть счастливыми.
– Спасибо всем за плодотворную, интересную работу.