Класс: 11.
Цель: Создать условия для формирования у учащихся представлений о генетике человека на основе изучения его родословной с использованием СУБД Base.
Задачи:
Образовательные:
- Провести актуализацию знаний учащихся об объектах БД .
- Сформировать представление у учащихся о генеалогическом методе изучения генетики человека.
- Применить умение учащихся использовать возможности СУБД Base для решения поставленной задачи (составление таблицы на основе родословной, создание запросов) и оценить уровень полученных умений.
Развивающие:
- Продолжить формирование навыков работы в СУБД Base при создании таблицы и запросов.
- Развитие умения использовать знания смежных дисциплин: биологии, литературы, истории.
- Развитие логического мышления, наглядно-образного мышления, внимания, памяти.
- Продолжить развитие общеучебных навыков (чтение, письмо, технологии работы с компьютером).
Воспитательные:
- Формирование у учащихся умения работать самостоятельно (при выполнении практических заданий).
- Воспитание аккуратности, дисциплинированности (через соблюдение правил техники безопасности в кабинете информатики).
- Формирование информационного мышления при обращении к данной теме через через рассмотрение роли ИКТ и вычислительной техники в изучении развития общества.
Учебно-методические средства обучения:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Компьютер учителя.
- Мультимедийный проектор.
- Компьютеры учащихся.
- СУБД OpenOffice.org Base.
- Презентация.
- Раздаточный материал.
Тип урока: урок применения знаний.
Приёмы, используемые при проведении различных этапов урока:
- Изложение нового материала в процессе объяснения.
- Показ материалов по истории родословной.
- Использование наглядности (презентация, структурно-логические схемы, документальные и литературные первоисточники ).
- Анализ и методические рекомендации по составлению родословных.
- Ответы с опорой на наглядность.
Этап | Время | Методы обучения | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | 1 | Приветствие, проверка присутствующих | Ответная реакция | ||
2.Подготовительный: а) мотивационный; б) актуализация | 3 | Словесные | Коллективная работа | Постановка проблемы урока | Формулируют тему урока |
3. Изучение нового материала (Презентация) | 7 | Обяснительно-иллюстративный | Фронтальная работа | Объясняет классификацию родословных. | Слушают объяснение учителя |
4. Практическое применение знаний | 5 | Частично-поисковый | Самостоятельная работа | Дает методические рекомендации по составлению родословной | Выполняют задание в тетрадях |
5. Оздоровительный момент | 1 | Физические упражнения | Коллективная работа | «Физ/минутка» | Выполняют упражнения для снятия зрительного и позостатического утомления |
6. Практическая часть | 20 | Практический | Самостоятельная работа | Консультирует отдельных учащихся. | Создают БД «Родословная Л.Н. Толстого» |
7. Подведение итогов | 4 | Словесные | Фронтальная работа | Проверяет и оценивает результаты выполнения учащимися практической работы | Показывают результаты работы в виде запросов в программе Base на компьютере |
8. Рефлексия | 3 | Словесные | Фронтальная работа | Проводит рефлексию | Отвечают письменно на вопросы рефлексии (анкета). |
9. Д/З | 1 | Словесные | Коллективная | Задаёт Д/З | Записывают Д/З |
Ход урока
Каждый человек, независимо от возраста, стремится знать, кем были его предки. Получив эти знания от родителей, из семейных архивов или из других источников информации, люди старались передать из поколения в поколение семейные ценности, родственные связи.
Для изучения родственных связей, истории семей, сословий, поколений занимается наука генеалогия. (См. Презентация)
Генеало́гия или родосло́вие (др.-греч. γενεαλογία — родословная, от γενεά (genea) — «семья» и λόγος (logos) — «слово, знание») — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов[1]; в более широком смысле — наука о родственных связях вообще.
Генеалогия является вспомогательной исторической дисциплиной (прикладной исторической дисциплиной) и занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами.
Наиболее ярко и понятно представляются родственные взаимосвязи, представленные в виде генеалогического дерева.
Родословное, или генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки — «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными); но зачастую, если она, роспись, не стилизована в виде дерева реального, что было очень распространено в прошлом, схема эта для удобства восприятия и формирования представляет родословное древо в перевёрнутом виде, когда родоначальник располагается в верхней части таблицы. Генеалогическим или родословным древом также называют представление восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще — всем этим занимается генеалогия (родословие), в статье о которой и примеры.
Сегодня мы поговорим о родословной великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Для наиболее полного рассмотрения этого вопроса нам необходимы ваши знания из области истории, литературы, биологии. А помогут нам в этом информационные технологии.
Лев Николаевич Толстой, граф, русский писатель. Какое происхождение имел этот знаменитый человек? (См. Приложение 1).
Происходил из дворянского рода, известного с 1351 года. Его предок по отцовской линии, граф Пётр Андреевич Толстой, известен своей ролью в следствии над царевичем Алексеем Петровичем, за что был поставлен во главе Тайной канцелярии. Черты правнука Петра Андреевича, Ильи Андреевича, даны в «Войне и мире» добродушнейшему, непрактичному старому графу Ростову. Сын Ильи Андреевича, Николай Ильич Толстой (1794—1837), был отцом Льва Николаевича. Некоторыми свойствами характера и фактами биографии он был похож на отца Николеньки в «Детстве» и «Отрочестве» и отчасти на Николая Ростова в «Войне и мире». Однако в реальной жизни Николай Ильич отличался от Николая Ростова не только хорошим образованием, но и убеждениями, которые не позволяли служить при Николае. Участник заграничного похода русской армии против Наполеона, в том числе участвовал в «битве народов» у Лейпцига и побывал в плену у французов, но смог сбежать, после заключения мира вышел в отставку в чине подполковника Павлоградского гусарского полка. Вскоре после отставки вынужден был пойти на чиновничью службу, чтобы не оказаться в долговой тюрьме из-за долгов отца, казанского губернатора, умершего под следствием за служебные злоупотребления. Отрицательный пример отца помог выработать Николаю Ильичу свой жизненный идеал — частная независимая жизнь с семейными радостями. Чтобы привести свои расстроенные дела в порядок, Николай Ильич, как и Николай Ростов, женился на уже не очень молодой княжне из рода Волконских; брак был счастливый. У них было четыре сына: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и дочь Мария.
Дед Толстого по матери, екатерининский генерал, Николай Сергеевич Волконский, имел некоторое сходство с суровым ригористом — старым князем Болконским в «Войне и мире». Мать Льва Николаевича, похожая в некоторых отношениях на изображённую в «Войне и мире» княжну Марью, владела замечательным даром рассказа.
Кроме Волконских, Л. Н. Толстой состоял в близком родстве с некоторыми другими аристократическими родами: князьями Горчаковыми, Трубецкими и другими.
От кого из родственников унаследовал литературные задатки Лев Николаевич?
Кто из родственников писателя стал прототипом литературных персонажей?
Как обращались к человеку высшего сословия – графу, князю?
Кого в роду Толстого больше – князей или графов (по линии отца, по линии матери)?
Основной вопрос: Гений Толстого – это случайность или генеалогическая закономерность?.
Для ответа на эти вопросы следует еще раз обратиться к справочной литературе, представленной в Приложениях 1-6.
Для того, чтобы систематизировать эти сведения, можно воспользоваться средствами информационных технологий, а точнее, СУБД Base.
Задание для практической работы на компьютерах: составить Базу данных «Родословная Л.Н. Толстого».
- Внести данные из Приложений в таблицу со следующими полями:
- Фамилия
- Имя
- Отчество
- Год рождения
- Год смерти
- Родство с писателем
- Линия (матери, отца)
- Сословие
- Литературные способности
- Сходство с литературными героями.
- Предусмотреть использование разных типов данных и полей (текстовый, логический и др.)
- Составить запросы и ответить на вопросы (См. приложение 7).
В результате применения информационных технологий выполнения заданий в СУБД Open Office org. Base, мы должны получить ответы на вопросы.
Таким образом, используя межпредметные связи – история, литература, генетика, информатика, повышается производительность некоторых процессов обработки информации, скорость и качество выполнения заданий и получение качественных результатов.
Итак, рассмотрев генеалогическое дерево Льва Николаевича Толстого, узнав его происхождение, мы ответили на вопрос «Гений Толстого – это случайность или генеалогическая закономерность».
Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты:
- Своей работой на уроке я:
- Доволен
- Не совсем доволен
- Я не доволен, потому что ...
- Материал урока мне был:
- Полезен
- Бесполезен
- Материал урока мне был:
- Легким
- Трудным
- Мое настроение:
- Стало лучше
- Стало хуже
- Не изменилось
- Наиболее трудным для меня оказалось :
- Я хотел бы узнать больше о:
Домашнее задание: Составить схему родословной своей семьи в электронном виде и составить свои запросы.
Список используемых Web-ресурсов:
- www.ln-tolstoi.org/
- tolstoy.ru/life/family/family-tree/
- tolstoys.ru/
- www.levtolstoy.org.ru/