"Конверсия чисел из одной системы счисления в другую". 10-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс: 10.

Тип: формирование и применение компетенций.

Продолжительность: 45 минут.

Ключевые трансверсальные компетенции:

  • СТ1. Компетенции обучения/научиться учиться.
  • СТ7. Межличностные, гражданские и нравственные компетенции.
  • СТ8. Компетенции самопознания и самореализации.

Специфические компетенции:

  • CS1. Формирование научного восприятия компонентов информатизации современного общества.
  • CS2. Знание процессов, принципов и методов кодирования и декодирования информации в целях реализации межличностных коммуникации, а также коммуникационной модели человек - информатическая система.
  • CS5. Применение методов алгоритмизации, формализации, анализа, синтеза и программирования для решения задач, связанных с автоматизированной обработкой информации.

Субкомпетенции:

  • Идентификация пределов представления чисел в компьютере.
  • Приложения компьютерной арифметики для решения задач обработки информации.

Операциональные цели урока:

Ученик в конце урока должен уметь:

  • ОЦ1 – описать правила перевода чисел методом разностей;
  • ОЦ2 – описать правила перевода методом деления числа на основание;
  • ОЦ3 – описать правило перевода чисел дробных чисел в разные системы счисления;
  • ОЦ4 – – описать правила перевода целых чисел в десятичную систему счисления;
  • ОЦ5 – описать правила перевода дробных чисел в десятичную систему счисления;
  • ОЦ6 – выполнять перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Методы и приёмы учения:

  1. Компьютерное тестирование.
  2. Устный порос, эвристическая беседа.
  3. Прблематизация.
  4. Объяснение, конспект.
  5. Алгоритмизация.
  6. Запись на доске.
  7. Демонстрация.
  8. Работа с учебником.
  9. Работа в парах, в группах.

Техническое оснащение:

  1. Компьютерный класс.
  2. Windows -2003 г.: MyTestX, Power Point, Калькулятор.
  3. Видеопроектор.
  4. Интерактивная доска: Smart Notebook.

Методологическое оснащение:

  1. Куррикулум по информатике для X -XII классов.
  2. Гид для учителя информатики. А. Гремалски.
  3. Учебник информатики для 10 класса. А. Гремалски.
  4. Презентация: «Конверсия чисел».
  5. Дидактический материал: карточки с индивидуальными и групповыми заданиями.
  6. www.videourki.net, www.um-razum.ru.

Ход урока 

Опер. цели. Деятельность учителя Ресурсы, формы деятельности Деятельность ученика Формы оцен. 
I . Организационный момент.

 

1. Приветствие учеников, проверка наличия на уроке по журналу.

2. Проверка готовности к уроку.

1-2 мин.

Беседа.

Организуют рабочие места.

 

II. Введение в тему.

 

 

Объявление темы урока и целей урока.

5-8 мин.

Слайды 1-3

Записывают тему урока в тетрадях.

текущее

III. Актуализация знаний (проверка опорных знаний).

 

 

 

 

 

Для начала повторим материал прошлого урока.

Выполним небольшое тестирование на компьютерах ( напоминаю правила ТБ) – слайд 4

Остальные выполняют задания по карточкам: (см. Приложение 1).

 

 

Прочитайте шуточное стихотворение «Необыкновенная девочка». Почему именно так поэт описывает девочку?

5-8 мин.

Компьютерное тестирование.

Работа по карточкам.

Слайды 1-10.

Проблематизация.

Слайд 15

Выполняют тестирование на компьютере, выполняют задания по карточками демонстрируют решения на интерактивной доске.

Текущее

IV. Осмысление.

 

1. Объявление темы урока.

2. Для перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую можно воспользоваться двумя правилами:

а. Правило разностей: 10→Х2

10-8=2

2-2=0

10=8+2=23+21=10102

1-2 мин.

Слайд 16

Слайд 17.

Читают стихотворение.

 

ОЦ1

 

 

 

 

ОЦ2 

 

b. Правило деления числа на основание:

c. Правило перевода дробного числа: 9,5625 сначала переводим целую часть (любым способом), а затем переводим дробную часть путем умножения дробной части на основание до тех пор пока дробная часть не станет равной 0 и записываем только целую часть.

Демонстрация (слайды 17)

Конспект.

 

 

 

Слайд 18

Записывают правило в тетради.

 

 

 

 

 

Анализируют методы решений.

 

ОЦ3

Например: 9=10012

0,5625*2=1,125

0,125*2=0,2500

0,2500*2=0,500

0,5000*2=1,000

9,5625=1001,10012

Решение упражнений.

 

Записывают решение в тетради.

 

ОЦ4

 

 

ОЦ5

Для перевода из любой системы счисления в десятичную воспользуемся следующей формулой: Nb=cnbn+cn-1bn-1+…+c1b1+….+c-mb-m

1001(2)=1*23+0*22+1*21+0*2=8+0+2+0=10

Для дробных чисел выполним следующие преобразования: дробное число представим в виде дроби: 1001,1001=(10011001)/24 и получаем: 153/16=9,5625

Демонстрация (слайды 19)

Конспект.

Решение упражнений.

Слайд 20

Анализируют методы решений.

 

Записывают решения в тетради.

 

V. Расширение.

ОЦ6

1. Выполните задания на смекалку.

2. Вернемся к стихотворению: выпишите из него все упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.

Решение упражнений.

Слайд 21-22

Слайд 23

Ученики выходят к доске и выполняют преобразование чисел.

Текущее

VI. Закрепление, обобщение.

ОЦ6

1. Упр. 2 (а-с). На стр. 72.

2. Упр. 4 (а-с) стр. 72.

3. Веселая викторина.

4. Задания на смекалку.

Работа с учебником.

Слайд 24

Практическая работа в парах.

Слайд 25

Анализируют задания и выполняют вычисления в тетрадях.

Текущее

VII. Домашнее задание.

 

1. Подведем итоги урока.

2. §3.2, учить конспект. Упр. 2, 4 (2-й столбик).

3. Открыть интерактивный задачник «Системы счисления» и выполнить задания. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fc77f535-0c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/9_115.swf

1-2 мин.

Слайд 26.

Домашнее задание (слайд 27)

Записывают домашнее задание.

 

VIII. Рефлексия.

 

На карточках зеленого цвета запишите свое мнение о сегодняшнем уроке.

2-3 мин.

Анкетирование.

Слайд 28

Заполняют карточки-анкеты

 

IX. Оценивание.

 

1. Подведение итогов урока слайд №24

2. Оценивание по итогам урока с комментарием.

2-3 мин.

Оценивание.

Слушают анализ урока.

 

Самоанализ урока – Приложение 2, Фотоальбом – Приложение 3.