Класс: 10.
Тип: формирование и применение компетенций.
Продолжительность: 45 минут.
Ключевые трансверсальные компетенции:
- СТ1. Компетенции обучения/научиться учиться.
- СТ7. Межличностные, гражданские и нравственные компетенции.
- СТ8. Компетенции самопознания и самореализации.
Специфические компетенции:
- CS1. Формирование научного восприятия компонентов информатизации современного общества.
- CS2. Знание процессов, принципов и методов кодирования и декодирования информации в целях реализации межличностных коммуникации, а также коммуникационной модели человек - информатическая система.
- CS5. Применение методов алгоритмизации, формализации, анализа, синтеза и программирования для решения задач, связанных с автоматизированной обработкой информации.
Субкомпетенции:
- Идентификация пределов представления чисел в компьютере.
- Приложения компьютерной арифметики для решения задач обработки информации.
Операциональные цели урока:
Ученик в конце урока должен уметь:
- ОЦ1 – описать правила перевода чисел методом разностей;
- ОЦ2 – описать правила перевода методом деления числа на основание;
- ОЦ3 – описать правило перевода чисел дробных чисел в разные системы счисления;
- ОЦ4 – – описать правила перевода целых чисел в десятичную систему счисления;
- ОЦ5 – описать правила перевода дробных чисел в десятичную систему счисления;
- ОЦ6 – выполнять перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Методы и приёмы учения:
- Компьютерное тестирование.
- Устный порос, эвристическая беседа.
- Прблематизация.
- Объяснение, конспект.
- Алгоритмизация.
- Запись на доске.
- Демонстрация.
- Работа с учебником.
- Работа в парах, в группах.
Техническое оснащение:
- Компьютерный класс.
- Windows -2003 г.: MyTestX, Power Point, Калькулятор.
- Видеопроектор.
- Интерактивная доска: Smart Notebook.
Методологическое оснащение:
- Куррикулум по информатике для X -XII классов.
- Гид для учителя информатики. А. Гремалски.
- Учебник информатики для 10 класса. А. Гремалски.
- Презентация: «Конверсия чисел».
- Дидактический материал: карточки с индивидуальными и групповыми заданиями.
- www.videourki.net, www.um-razum.ru.
Ход урока
Опер. цели. | Деятельность учителя | Ресурсы, формы деятельности | Деятельность ученика | Формы оцен. |
I . Организационный момент. | ||||
|
1. Приветствие учеников, проверка наличия на уроке по журналу. 2. Проверка готовности к уроку. |
1-2 мин. Беседа. |
Организуют рабочие места. |
|
II. Введение в тему. | ||||
|
Объявление темы урока и целей урока. |
5-8 мин. Слайды 1-3 |
Записывают тему урока в тетрадях. |
текущее |
III. Актуализация знаний (проверка опорных знаний). | ||||
|
Для начала повторим материал прошлого урока. Выполним небольшое тестирование на компьютерах ( напоминаю правила ТБ) – слайд 4 Остальные выполняют задания по карточкам: (см. Приложение 1).
Прочитайте шуточное стихотворение «Необыкновенная девочка». Почему именно так поэт описывает девочку? |
5-8 мин. Компьютерное тестирование. Работа по карточкам. Слайды 1-10. Проблематизация. Слайд 15 |
Выполняют тестирование на компьютере, выполняют задания по карточками демонстрируют решения на интерактивной доске. |
Текущее |
IV. Осмысление. | ||||
|
1. Объявление темы урока. 2. Для перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую можно воспользоваться двумя правилами: а. Правило разностей: 10→Х2 10-8=2 2-2=0 10=8+2=23+21=10102 |
1-2 мин. Слайд 16 Слайд 17. |
Читают стихотворение. |
|
ОЦ1
ОЦ2
|
b. Правило деления числа на основание: c. Правило перевода дробного числа: 9,5625 сначала переводим целую часть (любым способом), а затем переводим дробную часть путем умножения дробной части на основание до тех пор пока дробная часть не станет равной 0 и записываем только целую часть. |
Демонстрация (слайды 17) Конспект.
Слайд 18 |
Записывают правило в тетради.
Анализируют методы решений. |
|
ОЦ3 |
Например: 9=10012 0,5625*2=1,125 0,125*2=0,2500 0,2500*2=0,500 0,5000*2=1,000 9,5625=1001,10012 |
Решение упражнений.
|
Записывают решение в тетради. |
|
ОЦ4
ОЦ5 |
Для перевода из любой системы счисления в десятичную воспользуемся следующей формулой: Nb=cnbn+cn-1bn-1+…+c1b1+….+c-mb-m 1001(2)=1*23+0*22+1*21+0*2=8+0+2+0=10 Для дробных чисел выполним следующие преобразования: дробное число представим в виде дроби: 1001,1001=(10011001)/24 и получаем: 153/16=9,5625 |
Демонстрация (слайды 19) Конспект. Решение упражнений. Слайд 20 |
Анализируют методы решений.
Записывают решения в тетради. |
|
V. Расширение. | ||||
ОЦ6 |
1. Выполните задания на смекалку. 2. Вернемся к стихотворению: выпишите из него все упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления. |
Решение упражнений. Слайд 21-22 Слайд 23 |
Ученики выходят к доске и выполняют преобразование чисел. |
Текущее |
VI. Закрепление, обобщение. | ||||
ОЦ6 |
1. Упр. 2 (а-с). На стр. 72. 2. Упр. 4 (а-с) стр. 72. 3. Веселая викторина. 4. Задания на смекалку. |
Работа с учебником. Слайд 24 Практическая работа в парах. Слайд 25 |
Анализируют задания и выполняют вычисления в тетрадях. |
Текущее |
VII. Домашнее задание. | ||||
|
1. Подведем итоги урока. 2. §3.2, учить конспект. Упр. 2, 4 (2-й столбик). 3. Открыть интерактивный задачник «Системы счисления» и выполнить задания. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fc77f535-0c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/9_115.swf |
1-2 мин. Слайд 26. Домашнее задание (слайд 27) |
Записывают домашнее задание. |
|
VIII. Рефлексия. | ||||
|
На карточках зеленого цвета запишите свое мнение о сегодняшнем уроке. |
2-3 мин. Анкетирование. Слайд 28 |
Заполняют карточки-анкеты |
|
IX. Оценивание. | ||||
|
1. Подведение итогов урока слайд №24 2. Оценивание по итогам урока с комментарием. |
2-3 мин. Оценивание. |
Слушают анализ урока. |
|
Самоанализ урока – Приложение 2, Фотоальбом – Приложение 3.