Учащиеся, с ранних лет ориентированные на получение творческих профессий и высшего образования в гуманитарной области, имеют достаточно низкую мотивацию к изучению точных и естественнонаучных дисциплин. С целью ее повышения в московской школе №1113 с углубленным изучением музыки, хореографии и предметов эстетического цикла на протяжении ряда лет разрабатываются приемы интеграции различных дисциплин на основе углубленно изучаемой в школе истории искусства. Предлагаемый урок – один из подобных уроков, объединенных в обширный цикл «Искусство с точки зрения науки».
На уроке рассматривается архитектурные сооружения разных стран и народов с точки зрения геометрии. На этой основе осуществляется повторение тем «Геометрические тела», «Тела вращения» и «Объем тел» и отрабатываются навыки решения задач на эти темы. Одновременно актуализируются знания учащихся об архитектуре различных народов и эпох.
В качестве методической основы урока принят системно-деятельностный подход, требующий от учащихся активной самостоятельной и творческой работы, и способствующий формированию у них системного научного представления о мире. Урок построен таким образом, что в его подготовке и проведении главная роль отводится учащимся, учителя выступают в качестве наблюдателей, координаторов и комментаторов, направляющих и тактично корректирующих деятельность учеников в поисках решения поставленной задачи.
Ход урока подробно изложен в прилагаемой анимированной презентации и информационной карте урока.
Тип урока: интегрированный урок Математика – История искусства (МХК), обобщающий урок, основанный на системно-деятельностном подходе
Целеполагание для ученика:
- Осознание целостности мира, взаимозависимости искусства и науки.
- Умение сформулировать эмоционально-ценностную позицию и умение высказывать свою точку зрения особственных представлениях о взаимосвязи науки и искусства.
- Мобилизация своих знаний в области математики и МХК.
- Совершенствование навыков поиска информации в печатных источниках и Интернете, подготовки кратких текстов.
- Развитие навыков публичного выступления
Целеполагание для учителя
- Предметные цели
- активизировать знания в области МХК и математики;
- отработать навыки решения задач по геометрии по теме «Объем тел».
- Цели, отражающие развитие УУД
- создать условия для формирования умения использовать знания в области математики для познания явлений культуры.
- Цели, развивающие личностную мотивацию,
социализирующие цели
- формировать у учащихся научное мировоззрение;
- формировать у учащихся представление о неразрывной взаимосвязи искусства и науки как важнейших областей культуры;
- создать условия для возникновения у учащихся гуманитарного склада интереса к точным наукам;
- способствовать формированию творческого мышления;
- активизировать настрой на социализацию творческих инициатив (социально- культурная адаптация школьников);
- способствовать развитию познавательного интереса.
Домашнее задание:
- Всем учащимся повторить темы:
- «Геометрические тела»,
- «Тела вращения»,
- «Объем тел»
- Креативной группе (8 человек)
подготовить:
- презентацию для повторения указанных тем,
- задачи на основе архитектурных построек с их решением в форме презентации, содержащих также информацию о сооружениях.
Структура урока |
||
Этапы урока | Деятельность обучающихся | Дидактическое обеспечение |
1. Организационный момент (2 мин.) | Определение целей и задач урока. Определение состава групп учащихся (3 группы). | |
2. Повторение (10 мин.) | Повторение тем «Геометрические тела», «Тела вращения», «Объем геометрических тел», представление подготовленных учащимися материалов. | |
3. Практическая часть (25 мин.) | Решение задач, подготовленных
креативной группой (работы в группах, авторы задач выступают в роли консультантов). Представление авторами задач презентаций с их решениями и информацией об архитектурных сооружениях. |
Компьютерная презентация (КП). |
4. Домашнее задание(3 мин.) | Представление учителем домашнего задания, комментарии, формулирование задач. | Компьютерная презентация (КП), раздаточный материал с заданиями |
5. Подведение итогов урока(5 мин.) | Формулировка выводов. Самооценка учащихся и совместная с учителями оценка результативности урока. |
Компьютерная презентация (КП). |
ХОД УРОКА
Файлы презентации |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Дидактическое обеспечение |
Слайды 1-3 | Класс разделяется на 3 группы по желанию учащихся |
Учитель математики сообщает тему урока,
комментирует его форму. Учитель МХК напоминает о неразрывной связи математики и архитектуры. |
|
Слайды 4-23 | Повторение тем «Геометрические тала», «Тела вращение», «Объем тел» | По мере необходимости учителя просит уточнить некоторые понятия, которые необходимы для успешного решения задач урока, но опущены учащимися | КП, презентации, подготовленные учащимися самостоятельно |
Слайды 24- 30 | Преставление креативной группы подготовленных задач, включающее рассказ об архитектурном сооружении и формулировку задания | Презентации, подготовленные учащимися |
|
Работа в группах, решение предложенных
задач, авторы которых выступают в роли
консультантов. Для успешного решения задач учащимся необходимо построить математические модели архитектурных объектов |
По мере необходимости учитель математики может проконсультировать учащихся | Презентация, раздаточный материал с заданиями |
|
Слайды 31-39 | Представители групп представляют решения задач, используя подготовленные их авторами презентации |
По мере необходимости учитель просит уточнить некоторые понятия, важные для решения, важные для закрепления навыков решения задач на вычисление объемов тел | Презентации, подготовленные учащимися |
Слайды 40-41 | Учителя математики и МХК представляют
подготовленное ими домашнее задание. Проверка его выполнения, включенная в данную презентацию, осуществляется на следующем уроке |
Презентация, раздаточный материал с заданием |
|
Слайды 42-45 * | Учащиеся представляют свои решения задачи на вычисление объема основной части крестово-купольного храма и информацию о нем |
По мере необходимости учитель просит уточнить некоторые понятия, важные для решения, важные для закрепления навыков решения задач на вычисление объемов тел | Презентации, подготовленные учащимися |
Слайд 46 | Оценивают свою работу и работу одноклассников |
Учителя объявляют оценки. Учитель МХК предлагает придумать и решить задачи, основанные на архитектурных сооружениях, имеющих более сложную композиционную структуру | Презентация |
* Включенные в данную презентацию слайды, представляющие решение домашнего задания, должны быть использованы на следующем уроке.
Литература:
- Волошинов А. В. Математика и искусство. Москва, 2000.
- Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М.: Изобразительное искусство, 1983.
- Кузнецов М.А. Снежные хижины "иглу". Издательство Главсевморпути, Москва, 1949: http://skitalets.ru/books/iglu_kuznetsov
- О Пантеоне в Риме: http://www.arhitekto.ru/txt/2razv36.shtml \
- Померанцева Н.А. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока, Малая история искусств. — Москва, 1976, С. 199-344.