УМК «Школа России» по учебному курсу «Литературное чтение» (период обучения грамоте).
Авторы: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. «Азбука» для 1 класса (часть №2).
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
образовательные:
- выделить из речи новый звук, дать характеристику нового звука, обозначить звук [ж] буквами Ж, ж;
- установить, что глухой звук ш может обозначаться разными буквами – ж и ш (пронаблюдать за изменением слова);
- установить способ определения буквы на месте глухого согласного звука (изменение слова).
развивающие:
- развитие логического мышления (учить анализировать, сравнивать, выделять главное);
- развитие внимания;
- развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса; овладение выразительными средствами языка; развитие сенсорной сферы – развитие точности и тонкости различения звуков [ж ] и [ш], оттенков речи.
воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому языку, желание развивать свой ум, смекалку и находчивость;
- чувство патриотизма, гордости за свою Родину; интерес к мировым событиям;
- стремление к здоровому образу жизни, интерес к различным видам зимнего спорта.
Образовательные ресурсы:
- ИКТ (презентация);
- учебник «Азбука», подставка для учебника;
- картинки для доски: снежинка, ворота с хоккеистом, лыжник (спуск с горы), пять картинок Олимпийских колец с подписями материков (отдельно – синее (Европа), чёрное (Африка), красное (Америка), жёлтое (Азия), зелёное (Австралия));
- веер с цифрами (для определения количества слогов в словах);
- три геометрические фигуры (круги) жёлтого, зелёного и красного цвета (для рефлексии).
Ход урока
Этапы урока | Ход урока | Слайд |
1. Организационный момент. |
Проверяется готовность учащихся к уроку. |
|
2. Актуализация знаний. |
Вступление. – Какое грандиозное событие ожидается во всём мире? (Ответы детей: Олимпиада). – Это мировое событие для нашей страны особенно важное, XXII зимние Олимпийские игры будут проходить в нашей стране в городе Сочи! |
Слайд 1 |
– Мы будем встречать гостей, спортсменов всей планеты. Символом Олимпийских игр является белый флаг – символ мира и дружбы, на котором изображены пять разноцветных колец. |
Слайд 2 |
|
– (стихотворение читает наизусть заранее подготовленный ученик)
|
Слайд 3 |
|
Пять материков: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия (учитель показывает материки). |
Слайд 4 |
|
На карте «Земля и её обитатели» вы видите людей разных национальностей. А ещё вы видите многообразие животного мира на нашей планете. |
Слайд 5 |
|
– На удачу люди придумывают талисманы для Олимпийских игр. Обычно, это животные или выдуманные существа. Впервые три талисмана были выбраны всенародным голосованием, голосовали все жители России. В тройку победителей вошли – Леопард, Белый медведь и Зайка. Наши талисманы торопятся в город Сочи, но по пути решили зайти к нам в школу на наш урок. |
Слайд 6 |
|
Вспомните девиз Олимпиады. (Ответы детей: «Быстрее, выше, сильнее»! |
Слайд 7 |
|
– Как вы думаете, чтобы стать чемпионом мира, каким должен быть человек? (Ответы детей: …) Необходимо обладать и силой ума, быть развитым человеком, грамотным, чтобы с честью представлять свою страну! Именно в школе на всех уроках мы можем развивать в себе все эти качества! Надеяться на удачу талисманов мало! Чтобы прийти к успеху, надо самим потрудиться на славу! И сегодня мы с вами внесём свой «маленький вклад в БОЛЬШОЙ СПОРТ»! |
|
|
3. Сообщение о новой теме. |
– Сегодня мы сделаем небольшое открытие – откроем новый звук в своей речи и дадим характеристику новому звуку. А в конце урока талисманы Леопард, Белый медведь и Зайка познакомят нас с обозначением цвета колец, мы узнаем – какое кольцо по цвету к какому материку относится… |
Слайд 8 |
4. Повторение изученного материала. |
– Вспомним, на какие две группы делятся звуки. (Ответы детей: «…гласные и согласные».) |
Слайд 9 |
– Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Ответы детей: «…гласные не встречают преграду при произнесении, а согласные встречают; гласные могут образовывать слог, а согласные – нет».) |
Слайд 10 |
|
5. Физическая минутка №1. |
– Попробуем отгадать, какой звук гласный, а какой согласный. Как только вы услышите гласный звук, то вы подпрыгиваете и хлопаете в ладоши, а, когда услышите согласный звук, то приседаете… (Учитель произносит несколько изученных звуков: [а], [о], [п], [ы], [ш], [у], [з], [й’э], [й’а] (при этих звуках учащиеся сначала приседают, а затем подпрыгивают) |
Слайд 11 |
– Молодцы!!! |
Слайд 12 |
|
6. Изучение нового материала. |
Талисманы пришли к нам в гости с подарком. Что изображено на картинке? (Ответы детей: «Снежинка».) – В слове «снежинка» скрывается наш новый звук, попробуйте услышать его. Посоветуйтесь друг с другом (работа в паре). |
Слайд 13 |
– Какой новый звук мы будем сегодня изучать? (Ответы детей: «… звук [ж]».) Совершим открытие – узнаем всё о новом звуке [ж]. – Произнесём звук [ж] несколько раз, подумаем, встречает ли этот звук преграду при произнесении… (Ответы детей: «… звук [ж] встречает преграду при произнесении».) – Сделайте вывод:гласный звук [ж] или согласный. (Ответы детей: «… звук [ж] встречает преграду при произнесении и поэтому он согласный звук».) – Произнесите ещё раз звук ж, как он звучит, твёрдо или мягко? (Ответы детей: «… звук [ж] звучит твёрдо.) – Произнесите звук [ж] и подумайте, имеет ли он пару по мягкости? (Ответы детей: «… звук [ж] звучит твёрдо и не имеет пару по мягкости.) – Произнесите несколько раз звук [ж], закрыв ушки ладошками. Определите, какой звук – звонкий или глухой… (Ответы детей: «… звук [ж] звонкий.) – Подумайте, имеет ли он пару по глухости, если – да, то назовите этот звук… (Ответы детей: «… звук [ж] имеет пару по глухости – звук [ш].) |
Слайд 14 |
|
(проверка характеристики нового звука) |
– Проверим, сравнив со схемой, верны ли наши открытия о новом звуке [ж]. |
Слайд 15 |
7. Физическая минутка №2. |
– Встречаем наш новый звук [ж]! Подпрыгиваем и хлопаем в ладоши, если услышим в слове звук [ж], приседаем, если в слове нет нового звука! (Учитель называет слова: лужа, Луша, жар, шар, стужа). |
|
8. Работа со схемой. |
– Выложите на доске схему к слову «снежинка». Сначала определите количество слогов в этом слове (похлопайте в ладоши, можете поставить кулачок под подбородок, кому какой способ нравится…). – Покажите на веере количество слогов в слове (показывают на веере: 3). (К доске приглашаются два ученика, они работают в паре.) |
Слайд 16 |
(Развитие внимания). |
В нашей снежинке, подарке от талисманов, спряталась буква для обозначения нового звука [ж]. Отгадайте, что это за буква… (Ответы детей: «…в снежинке спряталась буква «ж» для обозначения звука [ж].) |
Слайд 17 |
– Сравните ваш ответ со слайдом… |
Слайд 18 |
|
– Отгадайте, какие буквы спрятались в букве «ж»? (Ответы детей: «…в букве «ж» спрятались буквы «к», «х»).) |
|
|
9. Работа с лентой букв (плакат на доске).
|
– Найдите для буквы «ж» место на «ленте букв». Посоветуйтесь друг с другом (работа в паре). |
|
10. Работа с алфавитом (плакат на доске). |
– Найдите в алфавите место буквы «ж». – Между какими буквами расположена буква «ж»? (Ответы детей: «…между буквами ё, з.) |
|
11. Работа с учебником «Азбука». |
– Откройте учебник на странице. – Прежде чем читать слоги с буквой «ж», подумайте, смогут ли буквы е, и, я обозначить мягкость согласного звука [ж]? Почему? (Ответы детей: «…звук [ж] твёрдый, не имеет пару по мягкости.) (Читают слоги). |
|
12. Работа с текстом. |
– Ум, смекалку и находчивость детей развивается и в подвижных играх. – Прочитайте заголовок текста. (Читают: «Жмурки».) – Кто из вас знает, что это за игра? (Предполагаемые ответы детей...) – Прочитаем текст и узнаем об этой игре… – Объясните, что это за игра. – Что вы можете сказать об этих детях? – Можно ли их назвать настоящими друзьями? Почему? (Предполагаемые ответы детей...) – Я надеюсь, что вы в любой игре, в любой жизненной ситуации придёте на помощь друг другу. И я, как ваш учитель, буду вами гордиться! |
|
13. Эстафета «Спуск с горы». |
– Попробуем мысленно отправиться на зимние Олимпийские игры, побыть спортсменами и преодолеть эстафету «Спуск с горы». – Кто желает поучаствовать в этой эстафете? (Учитель вызывает по желанию одного из учеников-участника эстафеты, ученик вставляет пропущенную букву в слове, затем сам вызывает следующего участника эстафеты). На доске картинка «Спуск с горы. Лыжник». Под картинкой записаны слова в столбик: каранда . ё . кни . ка мы . ка Дети вставляют буквы ж или ш (заранее приготовленные из магнитной азбуки) на место пропуска. (Эстафета сопровождается песней группы «Непоседы» – «Гимн Олимпийских игр». По окончанию игры идёт проверка, дети доказывают правильность написания слов – подбирают проверочные слова. |
Слайд 19 |
14. Игра «Хоккей». |
– А теперь поиграем в хоккей, забьём шайбу в ворота. (Учитель вызывает по желанию одного из учеников – игрока-хоккеиста, ученик вставляет пропущенную букву в слове, затем сам вызывает следующего игрока). На доске картинка «Ворота с вратарём». Под картинкой записаны слова в столбик: ка . а . уба . ук лу . а (Игра сопровождается песней детского хора – «Хоккеисты».) По окончанию игры идёт проверка – дети читают слова. |
Слайд 20 |
15. Работа в группе - игра в трёх командах (работа со словами, обозначающими несколько значений, повторение. |
– А сейчас мы проведём игру, разделившись на три команды: 1 команда под названием «Леопард», 2 – «Белый медведь», 3 – «Зайка». Каждая команда выбирает капитана команды. Первое задание командам. – Вспомните, все изученные слова, обозначающие несколько значений, запишите эти слова на листе бумаги. Второе задание. – Среди этих слов найдите слово, которое можно отнести к зимним Олимпийским играм, подчеркните это слово. (После выполнения заданий капитаны зачитывают слова, зачитывают слово, которое подчеркнули…) (Ответы детей: «…каток.) Вопрос ко всем командам. – Слово «каток» к каким зимним Олимпийским играм можно отнести? (Ответы детей: «…хоккей и фигурное катание.) |
Слайды 21-23 |
16. Проверка слов с помощью презентации. |
– С помощью слайдов объясните, пожалуйста, значение слов. |
Слайды 24-34 |
17. Итог урока. (Рефлексия.) |
– Сегодня на уроке мы постарались внести свой «маленький вклад в большой спорт»! И в первую очередь нам помогала дружба, поддержка друг друга, ум и смекалка! – Какие открытия мы совершили на уроке? – Что особенно понравилось на уроке? – Какими знаниями, приобретёнными сегодня, вам бы хотелось поделиться с друзьями, с родственниками? – Какое задание вам бы хотелось выполнить ещё раз? – Оцените свою работу: А. 1. покажите жёлтый круг, если вам на уроке всё было понятно; 2. покажите зелёный круг, если вам необходима помощь одноклассников, учителя (в чём конкретно вам потребовалась помощь – … при необходимости даются объяснения (лучше – учениками, в крайнем случае – учителем); 3. покажите красный круг, если вы ничего не поняли на уроке и вам потребуется помощь после урока… Б. 1. покажите жёлтый круг, если вы считаете, что потрудились «на славу»; 2. покажите зелёный круг, если вы считаете, что не достаточно потрудились на этом уроке; 3. покажите красный круг, если считаете, что совсем не трудились на уроке может быть в силу болезни, может быть поленились… |
Слайд 35 |
– Пришла пора прощаться с нашими друзьями-талисманами – Леопардом, Белым медведем и Зайкой! |
Слайд 36 |
|
– На прощание наши талисманы Леопард, Белый медведь и Зайка дарят нам пять Олимпийских колец (каждое кольцо подписано, какой материк оно обозначает: синее – Европа чёрное – Африка красное – Америка жёлтое – Азия зелёное – Австралия) – Пожелаем спортсменам России удачи на XXII зимних Олимпийских играх! Звучит Гимн Олимпиады! |
Слайд 37 |
|
18. |
Благодарим за внимание! |
Слайд 38 |
19. Интернет-ресурсы |
Дополнительный материал для учителя. |
Слайды 39-40 |