Урок № 19/11
Тема: Царство Животные. Простейшие.
Компетенции:
1. Предметные – Знать основные признаки животных, знать существенные признаки строения и жизнедеятельности простейших, различать изученные объекты на таблицах; объяснять роль простейших в жизни человека;
2. Метапредметные:
- Коммуникативные – Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Регулятивные – Принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку учителя.
- Познавательные – Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение устанавливать причинно-следственные связи; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, уметь готовить устное сообщение на 2-3 минуты.
3. Личностные – Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Оборудование: Тексты, мультимедийная презентация.
Формы контроля: Тренировочные задания в рабочей тетради
Основные понятия: Простейшие. Амёба, инфузория, малярийный плазмодий.
Ход урока
УДД | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |||||||||||||||||||||
Организационный этап | |||||||||||||||||||||||
-Здравствуйте, ребята! – Начинаем урок биологии. |
Слушают учителя | ||||||||||||||||||||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | |||||||||||||||||||||||
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу. Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
– Разгадайте загадки: 1. Вёрст не считали, По дорогам не езжали, А за морем бывали. (Птица) 2. Сидит Матрёна намокрёна, Не говорит – ещё терпима, А как речь начнёт, Так досада возьмет. (Лягушка) 3. Маленький, легонький, а за хвост не подымешь. (Ящерица) 4. У маленькой скотинки сто серебряных монеток на спинке. (Рыба) – Что объединяет эти слова? – А что вы знаете о животных? |
– Это животные. – Животные подвижны, некоторые питаются растениями, некоторые – хищные… В их клетках нет хлоропластов. |
|||||||||||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | |||||||||||||||||||||||
Познавательные – умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и позицию. Личностные – формирования границ собственного знания и «незнания». |
– Известно около 2 млн. видов животных. Почему же их больше, чем, например, растений, которых насчитывают примерно 350 тыс. видов? – Но и растения встречаются повсеместно. |
– Благодаря своему активному образу жизни они обитают в различных условиях. – Приходят к выводу, что знаний о животных ещё недостаточно. |
|||||||||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения | |||||||||||||||||||||||
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные – умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Личностные – формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
– А по каким признакам вы объединили эти существа в группу животных? – Какие же признаки можно взять для сравнения? – Сравним растения и животных. На доске – Послушайте текст (или посмотрите видео) – О ком идет речь? – Какие есть гипотезы? Предположения? – Почему вы так считаете? |
Отвечают на вопросы. Питание, движение, рост, строение. Сравнивают, заполняют таблицу.
??? – Это животные? – Они обладают признаками животного организма. |
|||||||||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). | |||||||||||||||||||||||
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и позицию. Личностные – развитие ознавательных интересов, учебных мотивов. |
– Это простейшие. – А что вы знаете об этих животных? – А что бы хотели узнать? – Какова будет тема нашего урока? – А какова цель урока? – А какие задачи нам предстоит решить, чтобы достичь этой цели? |
??? Отвечают на вопросы. – Царство Животные. Простейшие. Изучить особенности строения и жизнедеятельности простейших 1. Выявить основные признаки животных. 2. Узнать, какие животные относятся к простейшим. Изучить особенности их строения. Запись темы в тетрадь. |
|||||||||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта. | |||||||||||||||||||||||
Регулятивные – выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Познавательные – уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение устанавливать причинно-следственные связи; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; уметь готовить устное сообщение на 2-3 минуты. Коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы. Личностные – формирования мотивов достижения и социального признания. |
– Познакомимся с простейшими поближе. Учитель сообщает названия представителей простейших. (слайд №13) – Кто же такие простейшие? (слайд 14,15) – Предлагаю вашему вниманию таблицу (на доске, используется прием "Верные и не верные высказывания"). – Заполним её вместе, а когда познакомимся с простейшими поближе, проверим, верны ли были наши предположения. Учащиеся делятся на пары, знакомятся с предложенным текстом (см. Тексты) (индивидуально, выделяя непонятные слова), затем меняются в паре заданиями и проверяют их, выставляя оценки друг другу (взаимопроверка в группах). – Составим совместный кластер на доске. (Из каждой пары участники дополняют кластер материалом) |
Один из учащихся сообщает историю открытия простейших (сообщение)
|
|||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | |||||||||||||||||||||||
Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные – развитие ознавательных интересов, учебных мотивов. |
Сформулируем вывод по данному кластеру.. Возврат к "Верным и неверным высказываниям". – Так кто же такие простейшие? – Оправдано ли такое название – «Простейшие»? |
Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы. Эксперт выставляет оценки учащимся в группе. Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно или неверно данное высказывание. – Это – одноклеточные организмы, клетка которых выполняет все функции, присущие целому организму. |
|||||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | |||||||||||||||||||||||
Познавательные – умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
– С помощью учебника выполните задание 134 на стр. 58 в Р.Т. – Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу по образцу |
Выполняют задание. Проверяют и выставляют оценки (взаимопроверка). |
|||||||||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение. | |||||||||||||||||||||||
Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение строить доказательство; Коммуникативные – уметь задавать вопросы. |
– Назовите основные признаки животных? – Перечислите основные особенности строения простейших. – Докажите, что клетка простейшего – это целый организм. |
Делают выводы, отвечают на вопросы. |
|||||||||||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности. | |||||||||||||||||||||||
Регулятивные – адекватно воспринимать оценку учителя. Личностные – формирования границ собственного знания и «незнания». Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
– Итак, подведем итог урока. Каковы были задачи урока? – Что нового вы узнали на уроке? – Что вас удивило? – О чем ещё вы бы хотели узнать? – Поставьте себе оценку за урок. Д/З задание: Учебник: стр. 91-93; Р.Т.: задания 133, 136, 139 на стр.58-60 Творческое задание: сделать из пластилина макет простейшего или задание 138 в Р.Т. |
Отвечают на вопросы. В листе оценок выставляют себе оценку за урок из трех составляющих (оценка в паре, взаимопроверка, самооценка) Записывают Д/З |