Класс: 5.
УМК:
Программа | Учебник | Учебно-методическая литература для учителя |
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А Горяева, А.С. Питерских. - М.: Просвещение, 2011. | Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. | Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.- сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2012. |
УУД формируемые на уроке:
Предметные УУД
- Знать: историю городецкой росписи.
- Уметь: выполнять фрагменты по мотивам городецкой росписи.
Личностные УУД
- Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.
- Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.
- Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
- Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
- Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала.
- Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные УУД
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы в тексте.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно, работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками группы;
в) уметь выполнять различные роли в группе.
Ход урока
Этап урока | Время, баллы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент
Определение темы и целей урока |
3 мин. |
Здравствуйте дети! Рада вас видеть на уроке! Сегодня мы продолжаем работать над нашим большим разделом. Кто напомнит название раздела? Спасибо. А что подразумевается под этой темой, изучение чего? Спасибо. Тему сегодняшнего урока вы можете определить из выполненной домашней работы. Кто ее назовет? Спасибо. Кто назовет цели урока? (две) |
Связь времен в народном искусстве.
Декоративно-прикладного искусства.
Городецкая роспись. Слайд 1.
Ознакомиться с городецкой росписью. Освоить приемы городецкой росписи. Слайд 2. |
Мотивация учебной деятельности учащихся |
2 мин. |
Приступаем к основной работе. Вы дома изучили материал текста и заполнили таблицу. Проверку д/з и закрепление материала начнем с работы в группах. (класс из 23 учащихся разделен на 5 групп по желанию детей) (в группе выбираются учащиеся: ответственный за заполнение листа – контроля, ответственный отмечающий активность учащихся группы (по желанию)) 1 группа работает с 2-5 столбцами таблицы. 2 группа работает над особенностями росписи. 3 группа разбирает суждения и выбирает одно. 4 группа работает над вопросом-суждением и ответом к нему. 5 группа работает над сравнениями. Выбирает одно сравнение на сходство и одно на различие. Не забываем себя оценить по критериям на оценку. (Учащиеся заполняющий лист – контроля проверяет д/з у учащихся группы) (критерии и заявка на оценку оформлены на доске) |
Д/з (индивидуальный труд) Приложение 1
См. таблицу «Городецкая роспись»
|
Обобщение и систематизация знаний |
5 мин. |
|
Работа в группах См. таблицу «Городецкая роспись» |
|
10 мин. 0,25 б
0,25 б
0,25 б
0,25 б
1 б
1 б
2 б + 2 б
2 б + 2 б |
А теперь будем защищать вашу работу. Выступает активист с 1 группы.
Есть дополнения или возражения? Выступает активист с 2 группы.
Есть дополнения или возражения? Выступает активист с 3 группы. Есть дополнения или возражения? Выступает активист с 4 группы.
Есть дополнения или возражения? Выступает активист с 5 группы.
Есть дополнения или возражения? Молодцы. |
Место рождения Слайд 3,4. г. Городец, а также деревни расположенные по реке Узол: Курцево, Косково, Хлебаиха. Предметы, на которые наносилась роспись Слайд 5. Коромысла, прялки, донца, лубочные короба, игрушки, посуда, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. Основные цвета Слайд 6. Голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного, зеленый, черный, синий, белый. Основной орнамент Слайд 7. Самые распространенные сюжеты; дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы, кони - все эти сюжеты дополняют изображения бутонов цветов, розаны, купавы. Особенности росписи Слайд 8-11. В 18 веке деревянную поверхность украшала еще и резьба. Неглубокие, но выразительные прорези, определявшие контуры рисунка. С годами трудоемкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Мастера придерживаются определенных правил; если фон цветка розовый, красный то серединку выполняют темно - красным, бордовым, а если фон голубой, то лепестки прописывают темно-синим или фиолетовым. Выполнив основные этапы росписи, мастер переходит к оживке произведения, т.е. дополняет роспись, различными элементами которые помогают связать все части росписи в единое целое, сделать композицию законченной. Суждения Городецкая роспись является декоративно-прикладным искусством. Вопрос – суждение + ответ – суждение Как доказать, что роспись нанесенная на донце является городецкой росписью? Городецкая роспись имеет основные цвета: голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного, зеленый, черный, синий, белый. Городецкая роспись имеет основной орнамент: дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы, кони, бутоны цветов, розаны, купавы. Сравнения: сходство Так же, как и в гжели в городецкой росписи используют растительный орнамент. различие В отличие от дымковской росписи, которая наносится на глиняные игрушки, городецкая роспись наносится на деревянные игрушки. |
Первичное усвоение новых знаний |
5 мин. |
Далее рассмотрим изображения изделий с городецкой росписью. Рассмотрим варианты композиций. Разберем схему изображения основных элементов
(изображения изделий с городецкой росписью, варианты композиций, схема изображения основных элементов расположены на доске) |
|
Применение знаний и умений в новой ситуации |
18 мин. |
Теперь, когда мы с вами ознакомились с особенностями и орнаментом росписи приступаем к выполнению композиции росписи на силуэтах раздаточных досок, подготовленных вами заранее. |
Практическая работа. |
Рефлексия |
2 мин.
1 б 1 б 1 б |
Урок подходит к концу и что бы ваши работы высохли, заканчиваем работать с краской и подведем итог урока. Каждый сверяет полученные баллы с учеником ответственным за заполнение листа – контроля. С листа – активности самому активному ставим 1 балл. Оцените свои практические работы и работы товарищей и поставьте баллы. Кто сегодня получил оценку «5»? Отлично. Кто получил «4»? Молодцы. Есть в классе учащиеся получившие «3»? Посмотрите где у вас не доработки. А есть ли в классе учащиеся, которым сегодня не удалось хорошо сработать. Можно будет подойти и разобраться в ваших недоработках, если сами не поняли свои недочеты. Спасибо всем за работу на уроке. Вы сегодня молодцы. |
Рисунок Выполнение работы Сложность узора Аккуратность выполнения
|
Д/з |
|
Не забываем о выполнении д/з на следующий урок. (Д/з записано на доске) Так как выполнение д/з учащимся понятно, оно не требует инструктажа по выполнению. (Учитель раздаем текст со следующей росписью во время выполнения учащимися групповой работы или практической работы) |
|