Урок-игра по математике на тему "Путешествие в страну натуральных чисел". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Девиз урока: «Числа правят миром»

Тип урока: Урок обобщения, закрепления и систематизации знаний и умений учащихся.

Оборудование: Презентация «Путешествие в страну натуральных чисел»; мультимедийный проектор, компьютер; раздаточный материал (листы сопровождения – у каждого учащегося по 4 листа с заданиями, тестами и домашним заданием); карточки с дополнительными заданиями повышенной трудности; конверты с заданиями; плакат с девизом урока; жетоны для оценки знаний.

Цели урока:

  • Образовательная: Повторить, систематизировать знания учащихся по всей теме «Натуральные числа» и проверить степень их усвоения; закрепить практические навыки вычислений с применением изученных свойств и правил; обеспечить творческое применение полученных знаний при решении задач; провести тестирование.
  • Развивающая: Развивать умения обобщать, систематизировать, анализировать, сравнивать, делать вывод; развивать логическое мышление и математическую речь, тренировать память; способствовать развитию познавательного интереса к изучаемому предмету; активизировать работу учащихся через разнообразные виды самостоятельной работы и за счет вовлечения их в игру.
  • Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес и любознательность; воспитывать внимательность, ответственное отношение к учебному труду; воспитывать настойчивость, самостоятельность и активность, умение преодолевать трудности.

Ход урока

Сегодня у нас необычный урок. Вы любите сказки? Я тоже очень люблю сказки и поэтому приглашаю вас совершить сказочное путешествие в страну натуральных чисел. Вчера я получила необычное письмо, которое принес этот голубь из страны натуральных чисел (слайд № 3: анимированный гиф летящего голубя). В этом письме призыв о помощи.

Вот что там случилось. Как-то, не так давно, добрая фея цветов подарила стране натуральных чисел волшебный цветик – семицветик, который стал исполнять все самые заветные мечты и добрые пожелания жителей этой страны и ее гостей (слайд № 4: анимированный гиф феи цветов). Вместе с цветком фея подарила еще и эльфа, который жил на этом цветке, заботился о нем, оберегал и следил, чтобы желания были только добрые (слайд № 5: анимированный гиф эльфа). Но однажды злая фея ночи узнала об этом цветке и решила завладеть им (слайд № 6: анимированный гиф феи ночи). Только эльф помешал ей, и тогда она заколдовала цветик-семицветик, причем так, что ни один житель страны натуральных чисел, ни сама добрая фея цветов никогда не смогут его расколдовать. Вот и решили они обратиться за помощью к нам. Поможем жителям страны натуральных чисел? Тогда в путь! (слайд № 7: сказочные ворота с большим замком и конверт). А вот и первая преграда! Замок. Как же нам его открыть? Да, не так-то легко попасть в эту волшебную страну. Давайте посмотрим, что же в этом конверте?

Вопросы:

  • 1) Какие числа называются натуральными?
  • 2) Какое натуральное число самое маленькое?
  • 3) А 0?
  • 4) Назовите самое большое натуральное число.

(Учащиеся дают ответы на все эти вопросы). Молодцы! (слайд № 8: ворота без замков).

Заходим. А вот и заколдованный бесцветный цветик-семицветик (слайд № 9: цветок и 7 конвертов на его лепестках). Нам предстоит расколдовать каждый лепесток и тогда цветик вернется к жизни. Посмотрим, что же в этих конвертах.

В руках Конверт 1. (слайд № 10) Задание №1. Выполнить устный счет на ЛИСТЕ № 1. ( ЛИСТ № 1 прилагается)

В руках Конверт 2. (слайд № 11) Задание №2. Вычислите наиболее простым способом или упростите выражение на ЛИСТЕ № 1.

В руках Конверт 3. (слайд № 12) После выполнения задания №2 ответьте на вопрос:

«Какие свойства были использованы при выполнении этого задания?» (учащиеся перечисляют свойства).

Затем ученица рассказывает стишок о свойствах:

«Раз, два, три, четыре, пять – будем быстро мы считать,
Кто со свойствами подружит, сам себе навек удружит,
Свойство сочетательное – очень увлекательное,
А переместительное и распределительное – просто удивительное!
Будем свойства применять, чтоб быстрее сосчитать!»
[автор Фарух Н. Е.]

В руках Конверт 4. (слайд № 13) Решите задачу № 3 на ЛИСТЕ № 1.

В руках Конверт №5.(слайд № 14) Задание. Найдите 10 пропавших натуральных чисел, которые закодированы в ТЕСТАХ на ЛИСТЕ № 2 ( ЛИСТ № 2 прилагается).

Учащиеся решают тесты, затем меняются ими и проверяют ответы своего соседа по парте, сверяясь с ответами на экране (слайде № 15), и ставят друг другу оценки ( «5» - за 5 правильных ответов, «4» - за 4 и «3» - за 3 правильных ответа). На экране появляются 10 пропавших чисел (слайд № 16). Это как раз и есть ответы на задания в обоих вариантах.

А теперь чтобы узнать, как мы преодолели это препятствие, поднимите руки у кого «5», затем у кого «4». Молодцы! Готовы к следующему испытанию? Посмотрите, осталось всего 2 конверта (слайд № 17). Что же в следующем 6-ом конверте?

В руках Конверт № 6. (слайд № 18) Задание № 4 на ЛИСТЕ № 1. Решите уравнения.

На доске двое учащихся решают уравнения. Отдельным учащимся на местах предлагается выполнить индивидуальное задание с более сложным уравнением по карточке.

И вот остался последний конверт. Какое же испытание ждет нас теперь?

В руках Конверт № 7. (слайд № 19)

Чтобы окончательно расколдовать цветик-семицветик и вернуть его к жизни, надо угадать цвета его лепестков. А для этого надо справиться с последним, самым ответственным задание на ЛИСТЕ № 3 (ЛИСТ № 3 прилагается). [Задания для обучения и развития учащихся. 5 класс» Беленкова Е. Ю., Лебединцева Е. А. – М.: Интеллект – Центр, 2007г.]

После того, как учащиеся справятся и с этим заданием, на экране появится разукрашенный кораблик (слайд № 20). Это же 7 цветов радуги!

Вспоминаем считалочки, помогающие запомнить порядок цветов радуги.

  1. Как Однажды Жак -Звонарь Городской Сломал Фонарь.
  2. Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

На экране появляется красочный расколдованный цветик-семицветик

(слайд № 21: анимированный гиф цветка).

Итоги урока.

Молодцы! Мы помогли жителям страны натуральных чисел расколдовать цветик-семицветик. Какие трудности пришлось преодолеть и что вы приобрели, преодолевая трудности? ( прошли много препятствий, проявили смекалку, рассуждали, отвечали на вопросы, применяли свои знания на практике).

Рефлексия, оценивание.

Добились ли мы поставленных в начале урока целей? Почему? Что нужно сделать, чтобы в следующий раз эти трудности было легче преодолеть?

У кого красные жетоны? Вы получаете «5» за каждый жетон.

У кого синие жетоны? Вы получаете «4» за каждый жетон.

Домашнее задание.

В благодарность за расколдованный цветок страна натуральных чисел дарит ученикам новые знания, которые закодированы в задании на ЛИСТЕ № 4. Выполните это задание.

(ЛИСТ № 4 прилагается). [«Задания для обучения и развития учащихся. 5 класс» Беленкова Е. Ю., Лебединцева Е. А. – М.: Интеллект – Центр, 2007г.]

Приложения