Урок музыки по теме "Добрый праздник среди зимы"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: ознакомить с традициями древнего праздника Святки и Науруз.

Задачи:

  1. Формирование первичных музыкально-слуховых представлений об особенностях мелодии, ритма, приемов драматургического развития и форм в русской песне.
  2. Получение представлений об особенностях праздников, проводимых в России и Башкортостане.
  3. Понимание роли музыкального фольклора в творчестве композиторов.

Оборудование: музыкальный центр, диск, фортепиано, баян, медиапроектор, презентация по теме урока.

Музыкальный материал:

  1. «Пришла коляда» – музыка на вход.
  2. «Сеем, веем снежок» – разучивание.
  3. Русская народная песня «Гаданье» (подблюдная). Исполняет Государственный русский народный хор им. Пятницкого – слушание.
  4. П. И. Чайковский. Декабрь «Святки» из фортепианного цикла «Времена года» – слушание.
  5. «Рождественская песня» П. Синявского – разучивание.

Ход урока

Вход под песню «Пришла коляда».

Музыкальное приветствие.

Я уверена, только что прозвучавшая русская народная песня «Пришла коляда» поможет вам определить тему нашего урока (слайд 1)

– О чем рассказала вам эта песня?

– Когда пели такие песни на Руси? (Слайды 2, 3)

– Что такое коляда? (Старинный рождественский и новогодний обряд, сопровождающийся обходом соседей с обрядовой песни).

Слайд 4

– Что такое колядка? (Старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня)

Коляда, коляда – просмотр видеозаписи

Сейчас прозвучит еще одна колядка «Сеем, веем снежок».

– Сравните колядки и определите, что же характерно для текстов таких песен?

Звучит колядка «Сеем, веем снежок».

– Что же характерно для содержания колядок? (В песнях колядках всегда есть пожелание хозяевам).

Слайд 5

Вот картина художника Константина Трутовского «Колядки в Малороссии».

– Что вы чувствуете, глядя на эту картину, какая, по-вашему, звучит тема в этом произведении?

– Какими красками художник передает настроение праздника?

Вывод. Обычай «кликать коляду» был известен по всей Руси. Ходили девушки, парни, малые дети по дворам, пели песни, желая хозяевам добра в новом году, богатого урожая, здорового приплода скотины в крестьянском хозяйстве.

Давайте ребята, мы тоже разучим песню – колядку, желая всем здоровья, счастья и богатства.

Работа над песней «Сеем, веем снежок».

Сеем, веем снежок
На шелковый положок.
Снежок устилается,
Метель разыграется!
Дай тебе, хозяин,
На Новый год:
На поле – приплод,
На гумне – примолот,
На столе – гущина,
В закромах – спорынья и т. д.

Слайд 6

Как вы понимаете:

На поле – приплод,
На гумне – примолот,
На столе – гущина,
В закромах – спорынья.

Разучивание и исполнение песни «Сеем, веем снежок».

Развитие темы.

У каждого времени года своя красота, свои особенности.

Слайд 7

– Чем нас радует зима? (Дарит нам пышные снега, прозрачный лед, бодрящие морозы).

Слайд 8

– Весна? (Звонкими капелями, ярким солнцем).

Слайд 9

– А лето? (Теплом, ягодами, грибами).

Слайд 10

– Осень? (Всех одарит и накормит щедрая осень).

Издавна смена времен года отмечалась народом особыми праздниками и обрядами.

– Какие русские народные праздники и обряды вы знаете?

– Какие народные праздники популярны в нашей Республике?

– Одним из особо почитаемых и любимых праздников на Руси были Зимние Святки.

– Знаете ли вы, когда отмечали этот праздник?

Начинались Зимние Святки с сочельника, кануна Рождества (24 декабря) и длились две недели до Крещения (6 января).

Время от Рождества Христова до 1 января называли «святыми вечерами».

Святые вечера – это дни празднования Рождества Христова (слайд 11).

– Что означает слово «рождество»? (Рождение).

– Почему «Рождество» стало большим событием? Кто родился в этот день? Имя новорожденного было Иисус, потом его стали называть Христос, что значить Царь, помазанник.

– А почему Царь? Кто знает? (Называют его царем потому, что Иисус Христос открыл нам великие тайны Жизни, Добра и Правды).

– Кто может рассказать об этом празднике? Вспомните художественный американский фильм «Один дома».

Вывод. Рождество – это снег, тихо падающий за окном, это запах свечей и ёлки, это звёздные ночи и рождественские напевы.

Рождество – большой праздник. Когда отмечают Рождество Христово в Европе? (25 декабря вся Европа празднует великий христианский праздник Рождество Христово).

– А в России когда отмечают Рождество? (7 января).

Первые елки зажигались в России именно в честь Рождества.

А накануне Рождества Христова – 24 декабря – начинались Зимние Святки.

– Как же отмечали святки?

Примечательной чертой святок был обычай колядования или славления. Он состоял в том, что группы участников в течение нескольких дней или всей недели ходили от двора ко двору, исполняя под окнами домов колядки, христианские гимны, религиозные песни, духовные стихи, посвященные Рождеству Христову, а также величания хозяину, хозяйке и их детям. Хозяева одаривали юных певцов пирогами, маслом, яйцом, квасом, пряниками, а бывало, и деньгами. Отказать колядовщикам считалось навлечь на себя неурожай, разорение. И чем больше колядовщиков побывает в доме, тем удачнее сложится год. Люди готовились к приходу весёлых гостей, оценивали их выступление.

Обычай этот был распространен повсеместно, но в разных местах имел свои особенности. Вот как праздновали «Святки» на Руси.

«Святки» на Руси – просмотр видеозаписи.

Что вы увидели кроме колядования? (Игры, гадание, танцы, хороводы).

Для того, чтобы определить самые любимые развлечения молодежи на вечёрках и посиделках мы обратимся к произведениям ИЗО, литературы и музыки.

Слайды 12-14

«В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдные».

– Назовите любимое развлечение молодежи? (Гадание).

Звучит русская народная песня «Гаданье» в исполнении Государственного академического русского народного хора им. Пятницкого.

– В чьем исполнении прозвучала русская народная песня? (Смешанный хор и солист).

– В чем особенность исполнения этой песни? (Песня прерывается репликами солистки).

– О чем спрашивает солистка в конце каждого куплета?

Вывод. На протяжении всей песни, после каждого куплета, из-под «блюда» доставали наугад чьё-нибудь кольцо и содержание куплета определяло судьбу девушки или парня, хозяина этого кольца.

Прозвучала подблюдная песня (слайд 15) в исполнении Государственного академического русского народного хора им. Митрофана Ефимовича Пятницкого. – Кто же такой М. Е. Пятницкий?

М. Е. Пятницкий – стал родоначальником и организатором первого в России Государственного русского народного хора (слайд 16).М. Е. Пятницкий знаменитый «собиратель» русских песен. Он ездил по деревням и селам центральной России, слушал народных певцов и записывал. М. Е. Пятницкий собрал более 400 песен. Он был настолько покорен народными исполнителями, что у него появилась мечта показать на концертной эстраде русскую песню в её подлинном виде, так, как она звучала веками.

Сегодня Государственным академическим русским народным хором им. Пятницкого руководит Пермякова Александра Андреевна.

Только что в исполнении хора вы услышали русскую народную песню святочных гаданий, которая так и называется «Гаданье».

Вы увидели, как отмечают Святки русский народ. А есть ли подобный праздник у башкирского народа?

– Как называется этот праздник? (Нардуган).

– Когда начинался праздник? (Зимний Нардуган начинался приблизительно 25 декабря и продолжался около одной недели).

– Кто является главным героем праздника и открывает его? (Аксакал)

– Кто такой аксакал?

Аксакал (букв: седая борода). Человек, признанный своими заслугами в какой-либо области (слайд 17).

– Кто сообщал о месте сбора? (Дети).

– С какими гостинцами приходили? (Приносили всё, кто что может: мясо, масло, лапша, пшено и т. д.).

– Сопровождался ли праздник музыкой? (Пели песни, танцевали).

Что еще делали на празднике? (Играли в разные игры, гадали по звездам, проводились соревнования между представителями разных родов).

– Какая игра была особенно популярной? (Перстенёк).

Организация игры «Перстенёк».

Сначала дети выбирают ведущего игры. После этого участники игры садятся (или стоят) сложив руки ладошками друг к другу. Ведущий делает вид, что каждому дает колечко. Обойдя всех, ведущий обращается к Лене. «Лена, скажи, у кого перстень?» Если она угадает, то она продолжает игру. Но если она не угадает, то её наказывают – требуя спеть, сплясать, рассказать сказку и т. д., после чего она садится со всеми, а ведущий опять продолжает игру.

Молодцы ребята, я вижу, что игра вам понравилась, можете играть эту игру со своими друзьями и в другом месте.

– Есть ли сходство между праздниками «Зимние святки» и «Нардуган»?

– В чём?

– А можно ли рассказать о празднике средствами инструментальной музыки?

В этом вы убедитесь, слушая музыку великого русского композитора (слайд 18).

П. И. Чайковского из его фортепианного цикла «Времена года» (слайд 19).

«Времена года» – это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. В цикле «Времена года» П. И. Чайковского 12 фортепианных пьес.

– А почему 12 пьес? (12 месяцев)

– Как вы думаете, какому месяцу П. И. Чайковский посвящает последнюю пьесу? (Декабрь).

Последняя фортепианная пьеса цикла «Времена года» называется Декабрь «Святки». Сейчас прозвучит последняя пьеса фортепианного цикла «Времена года» великого русского композитора. А вы подумайте, почему П. И. Чайковский последнюю пьесу назвал «Святки»?

Декабрь «Святки» – слушание и просмотр видеозаписи.

– Какие мысли и чувства вызывает у вас эта музыка?

– К какой сфере музыки ближе всего?

Вывод. И это не случайно, когда жил П. И. Чайковский вальс был самым популярным танцем, символом семейных праздников. Музыка последней пьесы фортепианного цикла П. И. Чайковского, – пожалуй, не рассказывает нам именно о святках, это просто вальс. Красивый, задумчивый, зимний вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Таким образом, завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл, безмятежным вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.

Слайд 20

На экране проецируется слайд со словами припева песни «Рождественская песня».

Возле ёлки снова, возле ёлки снова
Торжество, торжество.
Рождество Христово, Рождество Христово,
Рождество, Рождество.

Разучивание и исполнение песни Петра Синявского «Рождественская песня».

Урок завершается «Рождественской песней».

Слайд 21

Рождественская песенка

  1. Во владеньях инея и снега
    Расцвели хрустальные сады.
    К нам в окошко с праздничного неба
    Льется свет Рождественской Звезды.
    Расцвели хрустальные сады,
    Льется свет Рождественской Звезды.

    Припев:
    Возле елки снова,
    Возле елки снова
    Торжество, торжество –
    Рождество Христово,
    Рождество Христово,
    Рождество, Рождество.
    Слайд 22

  2. В каждый терем, в каждую светёлку
    Златокрылый ангел прилетел,
    Он зажег рождественскую елку
    И на нас с улыбкой поглядел.
    Златокрылый ангел прилетел
    И на нас с улыбкой поглядел.
    Слайд 23

  3. Снится нам в рождественский сочельник
    Вереница праздничных чудес.
    Сам Господь в чудесных облаченьях
    К нам с тобой спускается с небес.
    Вереница праздничных чудес
    К нам с тобой спускается с небес.

Приложение