Цели урока:
- обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные на уроках математики;
- совершенствовать умение детей выполнять действия с многозначными числами;
- отрабатывать навыки решения задач изученных видов, повторить преобразование величин;
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение);
- формирование математической компетентности.
Познавательные УУД:
- овладение приемами анализа и синтеза объекта и его свойств;
- общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- логические – выдвижение гипотезы и ее обоснование; умение устанавливать аналогии; Регулятивные УУД:
- овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
- работа с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности по усвоению математических понятию;
Коммуникативные УУД:
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности);
- умение выражать свои мысли.
Оборудование: ноутбуки на каждую группу, мультимедиа техника.
Ход урока
I. ВВЕДЕНИЕ В УРОК.
1. Оргмомент: Эмоциональный настрой.
– Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень. (Слайд)
– Как вы думаете, подходит такой девиз к нашему уроку? Значит, все плохое оставим позади и с хорошим настроением начнем наш урок! Улыбнулись друг другу и мне!
II. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
1. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.
Сегодня у нас необычный урок. Урок – игра «Математическая регата». Каждая команда состоит из четырех участников. На каждом этапе игры команде будут предложены четыре задания. Ваша задача распределить задания между участниками, выполнить их, помочь друг другу (если необходимо), проверить, так как у команды засчитывается только одно решение задания. В конце урока мы подведем итоги и решим, какая команда победила в «Математической регате».
Я всем желаю сегодня работать с радостью, с удовольствием, тогда и результат вашей работы будет оценен высоким баллом.
Сначала мы с вами узнаем тему и сформулируем цели нашего урока. Для этого посмотрите все на доску. (слайд)
Найдите лишнее слово. (сравнение) Почему?
Как одним понятием мы можем назвать слова? (арифметические действия)
– А теперь попробуйте назвать тему нашего урока. Что мы будем повторять?
2. Игра «Математическая регата»
1) I этап игры «Решение примеров» (слайд)
Посмотрите на доску (карточку). Какое первое задание в «Математической регате» вы получили? Распределите задания, выполните его. Поиск решения. Проверьте решения в группе. Правильно ли вы рассуждали?
128· 32 + 59002
438500: 500 + 4174
723· 7 – 35893
63887- 348·20
2) II этап игры «Уравнения» (слайд)
Возьмите задание второго этапа. Определите сложность уравнения. Объясните своей команде решение каждого уравнения? Какой компонент уравнения необходимо найти? Какие правила необходимо вспомнить? (нахождение компонентов сложения, вычитания, умножения, деления)
650 – а· 5= 600
(34+ х) : 5 = 20
990 : (25 – у) = 99
3 · (23+ с) = 180
3) III этап игры « Решение задачи» (слайд)
Разгадайте ребус. Назовите слово. (задача) Посмотрите на карточки. Прочитайте. Определите вид задачи. Сформулируйте правила нахождения скорости, расстояния, времени. Распределите задачи в команде, решите их, проверьте в группе.
Вариант 1. Из двух городов, расстояние между которыми 5200 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 40 часов. Один поезд шёл со средней скоростью 60 км/ч. С какой средней скоростью шел другой поезд?
- 60 · 40 = 2400 (км) прошел до встречи первый поезд
- 5200 – 2400 = 2800 (км) прошел до встречи второй поезд
- 2800 : 40 = 70 (км/ч) скорость второго поезда
Вариант 2. Из двух городов, расстояние между которыми 5200 км, одновременно вышли навстречу друг другу два поезда. Один поезд шёл со средней скоростью 60 км/ч, а другой – 70 км/ч. Через сколько часов поезда встретились?
- 60 + 70 = 130 (км/ч) скорость сближения поездов
- 5200 : 130 = 40 (ч.) время до встречи
Вариант 3. Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 40 часов. Один поезд шёл со средней скоростью 60 км/ч, а другой – 70 км/ч. Найди расстояние между городами.
- 60 + 70 = 130 (км/ч) скорость сближения поездов
- 130 · 40 = 5200 (км) расстояние между городами
Вариант 4. Из двух городов, расстояние между которыми 5200 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 40 часов. Один поезд шёл со средней скоростью 70 км/ч. С какой средней скоростью шел другой поезд?
- 70 · 40 = 2800 (км) прошел до встречи первый поезд
- 5200 – 2800 = 2400 (км) прошел до встречи второй поезд
- 2400 : 40 = 60 (км/ч) скорость второго поезда
4) IV этап игры « Римская система счисления» (слайд)
Рассмотрите карточки. В какой системе записаны многозначные числа? (римской). Что необходимо сделать, чтобы выполнить сложение чисел ? (перевод чисел в десятичную систему). Распределите задание и выполните его.
Найти сумму чисел:
MMDCCXLVIII
MMMCDLXXXIV
MDCCCXXII
MMMDCCCIX
5) V этап игры «Графы» (слайд)
– Кто из вас любит путешествовать? Постараемся не отклоняться от намеченного маршрута. А как нужно себя вести в пути? (Быть внимательными, помогать друг другу.) Рассмотрите карточки с графами. Вспомните правила. Найдите количество вариантов передвижения из начального пункта в конечный пункт. Распределите задания по уровню сложности. Выполните, проверьте решения друг у друга.
6) Физкультминутка (слайд)
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб очки тебе не носить,
Эти лёгкие движения
Предлагаю повторить!
7) VI этап игры « Геометрия вокруг нас»
– Разгадайте ребус на доске. Какое слово загадано? (отрезок). Объясните это понятие. Следующий этап игры вы будете выполнять, используя тестовую программу на компьютере. Приготовьтесь. Вспомните правила работы. Ответьте на вопросы теста «Геометрия вокруг нас» (Тестовая оболочка)
Вопросы теста:
А) Найди площадь кубрика, если ширина равна 30 дм, а длина в 2 раза больше.
Б) Если периметр площадки прямоугольной формы 200 м, то чему равна площадь прямоугольника?
В) Как найти площадь и периметр прямоугольника со сторонами 30 и 80 см?
Г) Чему равна ¼ километра?
Д) Расположи в порядке возрастания: 5 м, 40 см, 18 км, 2630 мм
8) VII этап игры
– Мы продолжаем Математическую регату. Разгадайте ребус. Исследуйте данные на карточке и составьте задачи. Сформулируйте задачи своим друзьям и решите их. (Всем учащимся предлагается составить задачи, но задания продуманы таким образом, что создана возможность проявить творчество всем учащимся в меру своих способностей)
Анализ задачи проводится детьми в группе (Что известно в этой задаче? Что нам надо найти? Как решим эту задачу?). Составление плана решения. Поиск решения задач.
III. ИТОГИ УРОКА.
1. Рефлексия.
– Молодцы! Я довольна вашей работой.
Вот закончена игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился?
Кто в регате отличился?
Давайте подведем итоги игры «Математическая регата». (объявление итогов игры) Оцените кружками (синий, желтый, зеленый, красный) свою работу. (слайд)
- Синий – Урок полезен, всё понятно.
- Желтый – Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
- Зеленый – Ещё придётся потрудиться.
- Красный – Да, трудно всё-таки учиться!
Что мы взяли в нашу корзину знаний на уроке? Что вы сегодня узнали? Чему учились? А что еще хотелось бы узнать?
2. Домашнее задание.
Я хочу Вам предложить продолжить «Математическую регату» дома и, выполнив арифметические действия, раскрасить картинку.(слайд)