Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие «ВОЛГА – КОРМИЛИЦА» является одним из очередных занятий курса «Родное Поволжье», программа которого составлена автором данного занятия. Существенную роль в содержании материала играет статья М. Зайцевой, напечатанная в газете “Заря Каспия”, от 21 июля 2010 г.
Ученики готовят материал о разновидности рыб в волжском бассейне, о летней рыбалке на берегу Волги, о красоте природы Поволжья (собственные фото), правилах поведения у водоемов. На занятие были приглашены родители, увлекающиеся рыбной ловлей. Они приготовили для ребят сюрприз – уху их волжской рыбы, горячую, с дымком. В итоге занятия ученики делают вывод о важности сохранения чистоты волжской воды, сохранения рыбного потенциала (представляют свои небольшие презентации).
Оборудование: презентация «Волга – кормилица», видеофрагмент из фильма «Промышленность Царицына в начале ХХ в.», презентации учеников на тему «Сохраним родную природу»
Цели:
- Расширить и углубить знания учащихся о значении в жизни россиян реки Волги, на берегу которой они живут;
- Воспитывать любовь к родной реке, к Родине, уважение к труду и традициям предков;
- Формировать культуру поведения на берегу водоемов, бережное отношение к воде.
Ход урока
Звучит песня о Волге в исполнении Зыкиной. На экране высвечивается карта «Европейская часть России». Слайд1
Учитель
- Где берет начало Волга? Куда впадает?
Ученики видят, какой огромный путь протекает Волга по территории европейской части России. На экране высвечиваются кадры с видами красавицы – Волги. Слайд 2
- Испокон веков на Руси к Волге относились с большим почтением и любовью. Как вы
думаете, почему?
- Как в народе величали Волгу?
Учитель
- Самое распространенное имя Волги – Матушка. Почему так ласково прозвал народ свою реку?
На экране высвечивается скульптура ВОЛГИ. Слайд 3
Ученик
На перекрёстке путей от Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири (через Каму) к Балтийскому, расположился город Рыбинск. Само название города говорит за себя.
Рыба была главным источником промысла местных жителей. Волгу они воспринимали как живое существо и свое представление о ней воплотили в скульптуре «Волга-мать».
Перед нею путь большой и долгий –
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой –
Матушкой, кормилицей родной…
Ученица
Монумент являет собой образ красивой русской женщины с мудрым и простым лицом. Вокруг головы ее лежат тяжелые косы. Взгляд ее устремлен вдаль. Широким жестом он встречает корабли, которые идут из морских просторов. В левой руке у Волги-матери свиток чертежей, на уровне коленей парит в свободном и стремительном полете чайка.
Ученик
С давних времен река Волга была важнейшим торговым путем, соединявшим Восток и Запад. Слайд 4
По берегам Волги строились поселки, вырастали города. Слайд 5
Благодаря торговле росли и богатели и расцветали прекрасные русские города: Муром, Ярославль, Кострома и Нижний Новгород. Слайд 6
С 16 века появляются новые города, в том числе наш родной город, который тогда назывался Царицын. Слайд 7
Учитель:
Вам будут представлены документальные кадры обработки рыбного улова на верфях Царицына в начале XX века. Подумайте над вопросами:
- Промысел каких рыб осуществлялся в Царицыне?
- Как осуществлялась их обработка?
- О какой рыбе говорили: «знаменитая волжская»?
Демонстрация фрагмента из документального фильма «Промышленность Царицына»
Ученики узнают, что рыбу в Царицыне ловили сетями. Женщины обрабатывали ее на пристани: солили и складывали в бочки. Средством сохранения рыбы была баскунчакская соль. Свыше 12 млн. пудов заготовленной рыбы ежегодно отправлялось из Царицына в другие города России. Зимой ценный груз перевозили по астраханской железной дороге. Знаменитой волжской рыбой считали воблу.
Ученик
Около 70 видов рыб обитает в Волге в самых различных климатических поясах, начиная от окуня, тарашки, воблы, сельди, леща, судака, сазана и заканчивая сомом, щукой, осётром, и стерлядью и т.д. В Волге водилась белуга, удивительной величины, без костей, с огромной головой и пастью; стерлядь, севрюга, осетр – последние три принадлежат к породе осетровых – и белорыбица, то есть белая рыба самого отменного вкуса. Слайд 8
Старожилы рассказывают, что сомы больше ста килограммов, это обыденное явление для весеннего клева, когда хищники и белая рыба начинают активно питаться, а сомы выбираются из своих зимних укрытий. Слайд 9, 10
Учитель
- Кто из вас был на рыбалке? Какие впечатления от нее вам запомнились? . Слайд 11
Рассказы учащихся.
Ученик
Мария Ивановна Зайцева пишет: «Мои прадеды были рыбаками. Говорят, сети их всегда были полны рыбой. Знали места, знали секреты тяжелейшего рыбацкого труда, никогда не брали у реки «лишку» – всегда думали о потомках. Не чурались подставить плечо слабому, всегда делились добычей с больными, сиротами, стариками. Слайд 12
От отца к сыну свято передавали главную семейную ценность – икону святого Николая чудотворца, покровителя всех рыбаков и мореплавателей. Слайд 13
Ученик
Многие семьи спасала в суровые годы река-матушка.После гражданской войны
пришли голодные времена. В Поволжье люди забыли про хлеб, пироги и каши. Из всех привычных блюд на столах сельчан осталась только рыба. Ею питались, ее везли в город на продажу. Слайд14, 15
Ученица
Вспоминает Мария Зайцева, которая в годы Великой Отечественной войны работала на рыбном комбинате: «Самым страшным было видеть глаза голодных детей. Спасал комбинат. Вернее, рыба. Лучшую продукцию отправляли на фронт. Надо было кормить своих защитников. Но повара комбинатовской столовой ухитрялись из отходов такую уху приготовить, что вкус её помнился долго. Столовая кормила не только тех, кто работал на комбинате, но и многих нуждающихся: беженцев, семьи фронтовиков, да мало ли кого спасали женщины-повара от голодной смерти…
Ученик
На комбинате работал сухарный цех. Здесь готовили рыбные сухари. А еще женщины-работницы умудрялись запечь «икряники» и тайком принести их после смены домой голодным детям. У проходной рыбокомбината к концу рабочего дня всегда собиралась ребятня и в голодных глазенках теплилась надежда: сейчас мамка выйдет, отойдет в сторонку, достанет из за пазухи самое лучшее лакомство на свете – икряник. Для детей военной поры он был слаще нынешнего шоколада. Слайд16
Ученица
Зима 1942 года выдалась на редкость студеной. Даже в марте шпарили морозы и лед метровый на реке был незыблем. Запасы рыбы на рыбокомбинате им. Володарского заканчивались, а это значило, что ко всем прочим бедам встанет и столовая. Кормить людей будет нечем. Пришла радиограмма, что на рыбзаводе с. Черный Бугор есть несколько центнеров щуки. На планерке у директора было приято решение – пробиваться в Черный Бугор. Собравшиеся понимали – задача практически невозможная, баркасы лед не пробьют.
Ученик
На помощь мелководному буксировщику выделили два десятка подростков и стариков. Директор Лебедев был немногословен: «Мужики, на вас вся надежда. Будете, в случае необходимости, пробивать пешнями лед». Пробились. Ведь позади были голодные глаза женщин и детей.
На третий день баркас «Тула» с четырнадцатью центнерами рыбы прибыл в «порт приписки». А людям, оказавшимся сильнее техники, выдали награды – по нескольку килограммов костей и «башек», оставшихся после разделки рыбы. И ценнее подарка на свете для них не было. Эти килограммы давали надежду на спасение от голодной смерти.
Ученица
И сколько их было таких суровых и героических трудовых будней, сколько центнеров рыбы было добыто и переработано практически одними женскими руками – не перечесть. Рыба шла на фронт и во многие города России – разоренные, обожженные страшным пламенем войны.
После войны волжские комбинаты выпускали консервы из судака, сома, щуки, леща. Волга щедро делилась с людьми своим богатством. Потом появилась знаменитая «Килька в томате» – подарок седого Каспия. И банки эти стали самой демократичной едой на всем пространстве Советского Союза. Они были в рюкзаках геологов и туристов, в солдатских вещмешках и авоськах домохозяек. Их выпускали миллионами условных банок. Слайд17
Учитель
Испокон веков река Волга кормила населявшие её берега народы, которые выживали порой только благодаря рыболовному промыслу. Она была матерью – кормилицей и благодарные люди должны всегда помнить об этом. Слайд18
- Как вы считаете, что нужно делать для сохранения чистоты водоемов, окружающей среды?
Выступления учеников с презентациями.
Заключение: горячая уха из свежей волжской рыбы, пироги с рыбой. Спасибо, Волга!