Урок физики по теме "Единицы работы электрического тока, применяемые на практике"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель урока: Научить применять знания о работе и мощности тока к объяснению и анализу явлений окружающего мира, применять знания о работе и мощности тока к объяснению работы бытовых приборов.

Задачи урока:

Общеобразовательные:

  • обосновать связь между работой и мощностью электрического тока и внесистемной единицей работы (кВтч);
  • познакомить учащихся с методами измерения работы и мощности тока; с приемами применения полученных знаний при работе с электрическими приборами;
  • создать научное представление о работе и мощности тока как о физической величине,показать связь с жизнью;
  • проконтролировать уровень усвоения основных формул и показать, что они вытекают из теории и подтверждаются экспериментально.
  • формировать навыки самоконтроля.

Воспитывающие:

  • воспитывать познавательную потребность и интерес к предмету, к учебе, воспитывать инициативу, творческое отношение, воспитывать добросовестное отношение к учебе, умение слушать и быть услышанными.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач;
  • развивать физическое мышление учащихся, их творческие способности, умение самостоятельно формулировать выводы;
  • развивать речевые навыки.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока: Приобретут знания о внесистемной единице измерения работы электрического тока, усвоят формулы, позволяющие определить эти величины на уровне понимания о практическом их применении в быту, технике. Научатся применять знания о работе и мощности тока к объяснению и анализу явлений окружающего мира и объяснению работы бытовых приборов. Приобретут умения проводить расчёты стоимости электроэнергии потребляемой в домашних условиях и способах её экономии.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация к уроку, индивидуальные карточки с заданиями, карточки для групповой работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучать величайшую науку — физику. Подходить к этому процессу надо серьёзно. Надеюсь, что вы поможете мне сегодня дать ответы на некоторые вопросы.

II. Подведение к теме урока.

В начале урока давайте вспомним с вами, что такое международная система единиц или просто СИ - система интернациональная?

Назовите семь основных единиц физических величин килограмм, метр, секунда, ампер, кельвин, моль и кандела

Почему здесь нет единиц измерения площади, объёма, силы, работы?

Потому что это - Производные единицы, их получаются из основных с помощью алгебраических действий, таких как умножение и деление.

Приведите примеры

  • площадь — м2=м·м
  • сила — Н=кг·м/c2
  • работа — Дж=Н·м=кг·м2/c2

У вас на столах лежат некоторые квитанции, которые вы сейчас внимательно посмотрите и постарайтесь найти нечто, имеющее отношение к физике.

Приложение 1

Да. действительно, это единицы измерения мощности и времени. Странно видеть их на нашем извещении. Что они определяют?

Это единица измерения работы. Но так как её нет среди единиц СИ, то называют её...

...верно Внесисистемная единица измерения работы, применяемая на практике. Это и буде тема нашего урока.

Слайд 1.

Сегодня мы с вами узнаем о внесистемной единице измерения работы электрического тока, научимся применять её на практике.

Слайд 2.

III. «Корзина знаний».

Повторим некоторые основные формулы, котрые помогут вам разобраться в новом материале.

  • Закон Ома
  • Мощность электрического тока
  • Работа электрического тока
  • Единица измерения работы

Слайд 3.

IV. Взаимоконтроль.

Возьмите, пожалуйста, тестовые задания. На их выполнение у вас 5 минут.

Приложение 2

Обменяйтесь карточками с соседом по парте и проведите проверку. Ответы и критерии оценивания на доске. Сдайте работы мне, я проверю вашу объективность при выставлении оценок.

Слайд 4.

V. Изучение нового материала.

А теперь приступаем непосредственно к выяснению, какая есть ещё единица измерения работы электрического тока и почему ей удобно пользоваться на практике.

Слайд 5.

Работа находится по формуле А=Рt, Запишем единицы измерения каждой физической величины. Мы видим, что 1Дж=1Вт·1с. Однако эту единицу работы неудобно использовать на практике, так как в потребителях электроэнергии ток производит работу в течение длительного времени, например в бытовых приборах – в течение нескольких часов, в электропоездах – даже в течение нескольких суток. Поэтому на практике, вычисляя работу тока, удобнее время выражать в часах, а работу не в джоулях, а в других единицах: ватт ∙ час (Вт ∙ ч) и кратных им единицах.

1 Вт · ч = 3 600Дж

1 к Вт · ч = 1 000 Вт · ч = 3 600 000 Дж

В каждой квартире для учета израсходованной электроэнергии устанавливаются специальные приборы-счетчики электроэнергии, которые показывают работу электрического тока, совершенную за какой-то отрезок времени при включении различных бытовых электроприборов. Эти счетчики показывают работу электрического тока ( расход электроэнергии) в "кВт.ч".

Слайд 6.

Посмотрим небольшой видеоролик о работе счётчика электрической энергии. (гиперссылка)

Как же рассчитать, какую работу производит электрический ток в наших квартирах?

Слайд 7.

Практически на всех электроприборах, используемых в быту и технике, в техническом паспорте указывается мощность тока, на которую они рассчитаны. Зная мощность, легко можно определить работу тока за заданный промежуток времени.

Рассмотрим работу пылесоса. Мощность его написана прямо на корпусе — 1500 Вт, если мы пользуемся пылесосом в течении 30 минут, то по формуле А=Рt рассчитаем, какую работу производит электрический ток. Переведём сразу Вт в кВт, а минуты в часы. Получаем А= 1,5кВт·0,5ч=2,25кВт·ч.

Ток выполняет работу, благодаря которой мы может использовать электрические приборы, а за работу, как известно, надо платить. Для этого необходимо знать существующий тариф, то есть цену 1кВт·ч. На сегодняшний день она составляет 2,8 рубля. Умножаем работу на тариф 2,25кВт·ч·2,8р=6,3 рубля.

Предлагаю вам решить ещё одну задачу самостоятельно.

VI. Закрепление изученного.

Слайд 8.

Сначала на доске только условие, через 2-3 минуты открываем решение.

Вы отлично справились!

Вернёмся к нашим квитанциям, которые мы рассматривали в начале урока.

Слайд 9.

Такие или очень похожие ваши родители ежемесячно несут в банк, чтобы оплатить работу электрического тока. Обратите внимание, что здесь записываются показания счётчика в начале месяца и в конце, находится их разность — это и есть расход электроэнергии за месяц. Затем это число умножается на тариф — мы нашли стоимость работы электрического тока.

Слайд 10.

Поиогите разобраться, какую лампочку мне стоит купить для освещения маленькой комнаты в ночное время? Давайте внимательно рассмотрим представленные лампы — для каких целей они предназначены. Как можно сэкономить деньги и электрическую энергию? Надо применять лампы меньшей мощности там, где это возможно.

VII. Работа в группах.

Предлагаются папки с распечатанным текстом и вопросами по ним. Каждая группа обсуждает, ищет ответ, выступает перед классом.

Группа 1. «Экономический всеобуч»

Приложение 3

Группа 2. «Энергосберегающие лампы»»

Приложение 4

Группа 3. «Зачем экономить электричество?»

Приложение 5

Учащиеся работают в группах в течении 5-7 минут. После чего делают сообщения классу.

Слайд 11 (для группы №1)

Слайд 12 (для группы №2)

Слайд 13 (для группы №3)

Спасибо всем за хорошую плодотворную работу.

VIII. Задание на дом.

Слайд 14.

Посчитайте, сколько электроэнергии потребляет ваша семья в будний день, а сколько в выходной. Подумайте, где бы вы могли сэкономить потребление энергии. Какая сумма может получиться за месяц? За год?

IX. Рефлексия. Итог урока.

Слайд 15.

Сегодня наш урок очень насыщен материалом, который вам обязательно пригодится в жизни. Оцените, пожалуйста, как вы разобрались в новой теме? Кому были понятно и интересно? Кто пытался понять, но было трудно? Кто задаст мне вопросы после урока?

По вашим ответам я вижу, что урок получился! Спасибо вам всем за работу!

Урок окончен. До свидания!