Занятие разработано на основе технологии педагогической мастерской ценностных ориентаций.
Цели занятия:
- Развитие познавательных универсальных компетенций;
- Формирование базовых духовных национальных ценностей.
Задачи занятия: создать условия для
- формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся через работу с документально-методическим комплексом (ДМК);
- развития ценностно-смысловой компетенции обучающихся через осмысление и осознание жизненного пути, по которому мальчик Варфоломей поднялся до преподобия Сергия Радонежского;
- проявления и развития творческих и креативных способностей обучающихся (эмпатии, абстрактного и ассоциативного мышления, воссоздающего и творческого воображения);
- самоопределения и самовоспитания обучающихся через готовность осознанно принять в свою жизнь уроки жизни Сергия Радонежского и задуматься над собственной системой ценностей;
- развития коммуникативной компетенции обучающихся через общение и взаимодействие в группе, через афиширование проделанной работы.
Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение занятия:
- Документально-методический комплекс (4 пакета);
- Интерактивный комплекс (доска, проектор, компьютер);
- Мультимедийная презентация;
- Бумага, маркеры, фломастеры, ручки.
Подготовительная работа:
- Просмотр учебного фильма о Сергии Радонежском youtu.be/gf8bijPYqh0
- Создание творческих групп:
1 группа – обучающиеся 8-х классов (4 человека)
2 группа – обучающиеся 9 класса «а» (4 человека)
3 группа – обучающиеся 9 класса «б» (4 человека)
4 группа – учителя-предметники
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя-мастера.
Сонастройка участников мастерской. Взаимная настройка участников друг на друга и на изучаемую тему.
Мы живем в непростом обществе, каждый из нас является частью государства. Какой станет наша жизнь в эти сложные времена, зависит только от нас. Как жить, на что надеяться, что станет опорой для всех и для каждого?
Много вопросов возникает, когда думаешь о жизни. Так было всегда, это вечные вопросы. Каждое поколение в свой черёд ищет на них ответы. Давайте сегодня попробуем обратиться за советом к одному из самых уважаемых и чтимых святых нашего народа преподобному Сергию Радонежскому. В этом году исполняется 700 лет со дня его рождения. В чём видел цель и смысл человеческой жизни Преподобный? Какие уроки жизни оставил нам Сергий Радонежский своим примером? Этому и будет посвящена работа нашей мастерской.
II. Создание образно-эмоциональной ситуации.
Индуктивный этап работы мастерской. Актуализация части внутреннего мира участников, пробуждение личностного интереса, создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого участника.
Начало просмотра мультимедийной презентации.
Слайд 2.
– Какие чувства или мысли появляются у вас, когда смотрите на изображения Сергия Радонежского?
(добрый, светлый, несёт свет и теплоту, любит людей, над головой солнечный свет, святой человек, Троице-Сергиева лавра, мир…)
Выслушав ответы, мастер просит одного или двух учеников сделать небольшое обобщение:
– Что объединяет все возникшие ассоциации? Выделите из названных слов одно, самое подходящее к образу Сергия Радонежского.
– Святой.
Спокойная, чистая и святая жизнь Преподобного Сергия наполнила собой почти столетие. Предлагаю продолжить просмотр презентации и по ходу просмотра выполнять предложенные задания.
III. Просмотр презентации «Уроки жизни Сергия Радонежского». Первый этап работы педагогической мастерской ценностных ориентаций.
Индуктор мастерской – средство для включения процесса индукции: образы, фразы, мелодия, текст – всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
Слайды 3-5; 7-10; 12; 14-16; 18-19; 21-23; 25; 27; 29-30; 32-33.
Продолжается погружение участников мастерской в образно-эмоциональное пространство темы и создаются условия для эффективного восприятия незнакомой или малознакомой для большинства участников информации, встроенной в презентацию.
IV. Инфографика.
Введение хронологических знаний и жизнеописание преподобного Сергия Радонежского в схематических образах, чтобы участники мастерской могли наглядно представить логику и последовательность предложенного для изучения материала.
Слайд 6.
V. Социоконструкция и промежуточная социализация.
Этапы мастерской, когда создаётся продукт в группе. Предъявление созданного интеллектуального продукта другим участниками занятия (в группе, между группами), всему коллективу.
Слайды 11, 13, 17, 20, 24, 26, 28,31.
Слайд 11:
– Какое качество помогло мальчику Варфоломею научиться читать,
освоить грамоту? Какой урок жизни показал нам Варфоломей своим примером?
Обидно было терпеть упрёки от учителей, непонимание родителей, насмешки товарищей, когда при всём старании не давалась грамота. Урок смирения – это понимание того, что если такое простое дело, как чтение, невозможно без помощи Божией, то что говорить о более серьёзных и важных делах. Поэтому каждое дело Варфоломей начинал и заканчивал молитвой к Богу.
Слайд 13:
– Какое качество помогло юноше Варфоломею, имея ясную жизненную цель – монашество – смирить себя ради отца и матери, оставшись ухаживать за ними?
Какой урок жизни показал нам Варфоломей этим поступком?
Урок послушания – это урок сыновней любви к родителям. Пример юноши Варфоломея побуждает нас не отказываться от ежедневных обязанностей в семье, как бы важны и велики ни были наши дальнейшие планы.
Слайд 17:
– Какие качества помогли Варфоломею, ставшему затем монахом Сергием, преодолеть все трудности одинокой жизни в глухом лесу?
Какой урок жизни в период своего отшельничества показал нам Сергий Радонежский?
Урок терпения и верности выбранному пути мы видим в преодолении всех тяжких и порой невыносимых для простого человека условий жизни вдали от людей во имя желания послужить Богу.
Слайд 20:
– Какие качества помогли монаху, а затем игумену Сергию Радонежскому создать и обустроить монастырь, который должен был стать образцом новых порядков в монашеской жизни? Какой урок жизни показал нам Сергий Радонежский, добывая хлеб трудом собственных рук?
Урок трудолюбия. Троицкий игумен высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому личным примером учитель мог убедить учеников в том, что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени.
Слайд 24:
– Какие качества проявил игумен Сергий Радонежский, всеми силами избегая славы, чинов и любой власти над людьми? Какой урок жизни показал нам преподобный Сергий, избегая человеческой славы, но оставаясь приветливым и готовым прийти на помощь каждому человеку?
Урок великой любви к людям. Преподобный Сергий сумел подчинить всю свою жизнь заповедям любви и единомыслия. Избегал судить и поучать людей. Своим образом жизни, своим отношением к окружающим подавал пример: «Кто хочет быть первым между вами, да будет всем слугой». Это слова Бога. Преподобный понимал их буквально и шёл этим путём, несмотря на то, что идти по нему настолько трудно, что почти невозможно.
Слайд 26:
– Какие качества проявил Сергий-чудотворец, никогда не отказывая людям в помощи и никому о такой помощи не рассказывая? Какой урок жизни показал нам этим примером преподобный Сергий Радонежский?
Урок скромности. Преподобный Сергий, будучи игуменом, внешне никак не выделялся среди братии: был одет в ветхие одежды, никогда не повышал голоса, всегда терпелив и немногословен. Творя чудеса, он просил молчать о любых случаях чудесной помощи, которые происходили после его молитв.
Слайд 28:
– Какие качества проявил преподобный Сергий, заботясь об утверждении мира и братолюбия между соотечественниками? Какой урок жизни показал нам своим примером преподобный Сергий Радонежский?
Урок миротворчества даёт он нам, когда своей любовью и терпением смиряет гордость непримиримо восстающих друг на друга князей, несёт мир и покой в разные уголки земли Русской.
Слайд 31:
– Какие качества проявил преподобный Сергий, спасая молитвами Русскую землю не от внешних врагов, а поднимая дух народа, объединяя его для защиты Отечества? Какой урок жизни показал нам этим примером преподобный Сергий Радонежский?
Урок любви к Родине – преподобный Сергий стал невидимым полководцем русского войска в жестоком сражении.После победы в Куликовской битве домой возвращались не брянские, не суздальские, не серпуховские люди. Возвращался с Куликова поля ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ НАРОД.
VI. Организация творческой работы участников мастерской. Второй этап работы мастерской ценностных ориентаций.
Обращение к новой информации, её обработке (составлению схем, проектов, рассмотрению и созданию рисунков), к корректировке творческого продукта.
Групповая социализация. Работа с пакетами ДМК в группах. (Приложение 1.)
Слайд 34
Задания группам.
1. Раскройте смысл понятий
Первая группа – «СМИРЕНИЕ»,
Вторая группа – «ПОСЛУШАНИЕ»,
Третья группа – «ВЕРНОСТЬ»,
Четвёртая группа – «СКРОМНОСТЬ»
с помощью близких по смыслу слов и словосочетаний.
Используйте, если необходимо, список-помощник. (Приложение 2.)
Слайд 35
2. Составьте «лестницу» жизненных уроков, по которой мальчик Варфоломей поднялся до преподобия Сергия Радонежского.
Какой из его уроков стал самым важным для вас?
Почему?
ЧТО лежит в основе уроков жизни, которые своим примером показал Сергий Радонежский?
Глубокая вера и любовь к Богу, служение людям.
Слайд 36
3. Используя маркер, выделите в тексте мысль, которая понравилась, поразила или удивила вас. Обсудите в группе и расскажите, почему.
Слайд 37
4. Что же оставил нам святой Сергий Радонежский?
Какую мысль, какой пример уносите с собой?
СВЯТОЙ – это невидимая ниточка, протянутая от обычного человека к Богу, который создал нас добрыми, правдивыми, честными и любящими.
Святой напоминает нам о том, какими мы должны быть.
Слайд 38
Разрыв между старым и новым пониманием, представлением, выдвижение новых вопросов – кульминационный момент мастерской ценностных ориентаций.
VII. Афиширование участниками своих открытий, позиций, вопросов.
Самый трепетный и ожидаемый мастером этап мастерской. Участники должны связать прошлое с настоящим и выбрать ценности для своего будущего через отношение к опыту и примеру жизни преподобного Сергия Радонежского. Взглянуть на нашу жизнь и опыт таким способом, чтобы подтвердить, изменить или расширить систему ценностей нравственных, духовных, общечеловеческих.
Слайд 39
5. О чём спросите или попросите преподобного Сергия Радонежского, если бы сейчас состоялась чудесная с ним встреча?
Обсудите вопрос или просьбу в группе.
Преподобный жил в трудный период для Святой Руси – во-первых, собирание страны вокруг Москвы, во-вторых, борьба за власть – не только княжескую, но и духовную. И в этих моментах Сергий Радонежский показывает образец верности Богу. Он был вне всех событий – и в то же время их активным участником. Можно быть просто внешним свидетелем любой борьбы, не участвовать в ней – а можно мудростью от Бога ситуацию выправить. Этим для нас пример преподобного Сергия и дорог. Особенно в наше непростое время.
Преподобный наш Отче Сергий!
Молись за Россию! Помоги нам спасти Россию от бед! – такую горячую просьбу от всей души обратили участники мастерской к Преподобному.
VIII. Рефлексия.
– Что важного, нужного для себя вы открыли сегодня в другом человеке – мальчике Варфоломее, а кто-то в преподобном Сергии Радонежском?
– Какая работа в мастерской особенно увлекла?
– Что оказалось в занятии самым ценным?
Список использованной литературы:
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Москва, 1998. – 240с.
- Нестандартные уроки в школе.- Волгоград: Учитель, 2000.-78с.
- Педагогические технологии: Учебное пособие.- Москва: МарТ, 2004.-334с.
- Педагогические мастерские Франция – Россия .- Москва: Новая школа,1997.- 126с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Москва: Народное образование, 1998. – 394с.
- Розина О. В. Нравственные уроки преподобного Сергия Радонежского в современном воспитании www.stsl.ru/articles/all/nravstvennye-uroki-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-v-sovremennom-vospitanii
- Артем ЕРМАКОВ. Живой свет. Преподобный Сергий Радонежский и его значение для русской культуры и просвещения. Рецензии. moloko.ruspole.info/node/31