Урок литературного чтения "Первые шаги". Постигаем творчество М.Ю. Лермонтова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

  • Создать условия для формирования: коммуникативно – речевых умений и навыков;овладения логическими действиями.
  • Совершенствовать умение излагать свое мнение и аргументировать его.
  • Развивать воображение, дикцию, эмоции и чувства обучающихся.
  • Воспитать любовь к русской поэзии посредством прослушивания стихотворений М.Ю. Лермонтова, прививать любовь к Родине, развивать нравственно-эстетические чувства обучающихся.

Оборудование: выставка книг М.Ю. Лермонтова; энциклопедия М.Ю. Лермонтов; рисунки обучающихся к произведениям; интерактивная доска; музыка Варламова «Горные вершины», Гречанинова «Казачья колыбельная песня», Бетховен 6 симфония «Гроза», Вальс А. Хачатуряна; презентация; конверты с раздаточным материалом; фишки.

Оформление класса: парты стоят полукругом, в центре журнальный столик, подсвечник, свечи, кресло.

Ход урока

На экране название урока, портрет, эпиграф.

Когда стихи сияют совершенством,
Они дарят читателя блаженством.

Актуализация знаний

Пользуясь кодом, напишите слова, совместив цифры с буквами (у каждого на столе конверт с заданием).

Прочтем, что получилось? (Тарханы, Пятигорск)

Услышав названия этих мест, какие у вас возникают ассоциации? С чьим именем связаны эти места? (М.Ю. Лермонтовым). Конкретнее…(В Тарханах жил в детстве и похоронен. В Пятигорске лечился, погиб на дуэли).

Постановка целей

  • Давайте обратимся к теме нашего урока. О чем будем говорить?
  • Что вы видите на рисунках?
  • Какие главные темы этих произведений? (ответы обучающихся)

В ближайшие два года вся литературная общественность страны, мира будет изучать, говорить, вспоминать о М.Ю. Лермонтове в связи с его 200-летним юбилеем со дня рождения.

Итак, дорогие гости, ребята, сегодня мы отправляемся в удивительный мир, мир поэзии М.Ю. Лермонтова. Им нписано около 400 стихотворений, около 25 поэм, 5 драм и 7 повестей. И это за неполных 27 лет (Скажите, пожалуйста, а сколько лет вашим родителям, ответы обучающихся. Оказывается М.Ю. Лермонтов моложе ваших родителей).

На страницах лирики Лермонтова каждый может найти собственные находки. «Перелистаем страницы» его жизни и творчества.

На слайде открытая книга Лермонтова.

Страница 1.

Родился поэт 15 октября 1814 года в г. Москве в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери. Когда Мише было всего три года, мальчик остался на воспитании бабушки (слайд).

Воспитывался Мишель в пензенском имении Арсеневых в Тарханах. Там прошли его годы, там он дружил с деревенскими ребятами, слушал народные предания и песни, богатую и чистую русскую речь. Вспоминая песни, которые напевала ему матушка, он написал «Казачью колыбельную песню», в 1889 г. А. Гречанинов написал мелодию (звучит песня – кадры детства, мама).

Уже в детские годы у Лермонтова появилась такая его черта, как мечтательность, склонность к фантазии. Он внимательно наблюдал за природой. В образах природы будущий поэт ищет сходство со своими душевными переживаниями.

Перелистнем страницу (Страница 2.)

Отгадайте строки стихотворений (написано на листах).

Горные вершины, спят во тьме ночной. Когда волнуется желтеющая нива.

Послушаем стихотворение «Горные вершины» (читает ученик).

Какое настроение возникает у вас при чтении этого стихотворения (становится хорошо, спокойно). Что представляли? (горные вершины, успокоение).

Сейчас я вам открою тайну. Это стихотворение написал немецкий поэт Гете, называется оно «Ночная песнь странника».

Как вы думаете зачем переводят произведения с одного языка на другой? (ответы детей). Поэт – переводчик испытывает похожие чувства, такие, как и автор и хочет поделиться им. Литературный перевод стихотворения М.Ю. Лермонтова очень музыкален. Давайте послушаем романс Варламова «Горные вершины».

Перелистнем страницу (Страница 3.)

М.Ю. Лермонтов открывает нам живительный мир природы. Он показывает радость пребывания в родных среднерусских местах (слайд – природа).

Собери стихотворение (слайд – на листах или возле доски).

Ночевала тучка золотая
На груди утеса великана
Лишь в бору поникли ели
Зелень мрачную хранят.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит

Ученики читают наизусть стихи «Осень», «Сосна» (на севере диком…)

Перелистнем страницу (Страница 4)

О чем еще хочется напомнить тому, кто открывает сочинения М.Ю. Лермонтова? Может быть о том, что он был гениальным человеком, поэт – гений. Мы с вами знаем поэт с детства говорил на трех языках. Каких? (немецком, французском, русском). Играл на фортепиано, скрипке. Прекрасно рисовал. За 12 лет Лермонтов написал 13 картин маслом, 44 акварели, около 300 рисунков. Некоторые работы вы уже видели (слайды: рисунки, картины).

Физкультминутка.

Дорожка Бейтса.

Перелистнем страницу (Страница 5)

Подойдите, пожалуйста, к стенду. Ни одно поколение читает его произведения. Подтверждение тому эта выставка книг, рисунков, которую вы подготовили. Сколько разных изданий? (просмотреть)

Лермонтов – гордость нашей русской литературы. Его стихи стали достоянием мировой поэзии. Много еще произведений создал бы М.Ю. Лермонтов, если бы пистолетный выстрел не прервал бы так рано его жизнь.

Прожив короткую, но очень яркую жизнь М.Ю. Лермонтов оставил огромное художественное наследие, знакомство с которым мы с вами начинаем, находясь в самом начале длинного захватывающего пути.

Перелистнем страницу (Страница 6)

История распорядилась так, что день памяти Лермонтова, совпал с датой основания музея. 100 лет тому назад в июле 1912 года в Пятигорске был образован музей его имени, который долгое время носил скромное, но очень всеми любимое название «Домик Лермонтова». Это был один из первых литературных музеев России, возникший в отдаленной провинции.

Возьмите, пожалуйста, конверты, соберите пазлы (звучит музыка Хачатуряна – Вальс). Что видите перед собой? (ответы детей). Домик, комнаты, значок (слайды).

Да, верно, дорогие ребята, перед вами Музей «Домик Лермонтова», единственный памятник в стране, связанный с именем поэта, сохранившийся в первозданном виде.

К юбилею государственного музея – заповедника М.Ю. Лермонтова, были выпущены памятные медали, значки.

Рефлексия.

У каждого на столе остались еще предметы, которыми мы не работали? Да. Это карточки: красного, желтого, зеленого цвета. Я объясню вам: красный цвет – урок понравился, был полезен, желтый цвет – был интересен, зеленая – мне было не очень интересно, не понял о чем урок.

Вот и подошел к концу наш урок… Было ли вам интересно? Сумели ли вы получить новые знания? Вы были активны на уроке? Сумели показать свои знания?

Итак, подведем с вами урок. (Слайд. Музыка Бетховена. Портрет Лермонтова).

Короткую жизнь прожил Лермонтов. Но его творчеством восхищаются многие годы.

Замечательно, что сегодня мы вместе слушали и читали стихи великого поэта. Мы повторяли, нет, пели вслед за поэтом волшебные строки. Они так тонко передают настроение. Они так дороги нам. «Все что он сделал – результат… свойственной гению способности творить новое».

Поэзия, созданная им будет бесконечно нести нас в прекрасную страну новых открытий, которые сделают вашу жизнь интересней и содержательней.