Цель урока. Проследить общее направление политического развития России в XVII в.; показать учащимся причины усиления самодержавного характера власти и его последствия.
Основное содержание урока. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Приказная система. Местное управление. Законы. Соборное уложение 1649г.
Образовательная среда . Учебник, рабочая тетрадь, отрывки сочинения Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича» (constitutions.ru/archives/5069 О СИДЕНИИ ЦАРЯ С БОЯРАМИ (ГРИГОРИЙ КОТОШИХИН), отрывки из Соборного Уложения 1649 года, карта «Территориальный рост России в XVII веке», презентация, рабочий лист учащегося.
Внутрипредметные связи: новая история – сословно-представительная монархия во Франции, Англии, складывание абсолютизма во Франции в XVIIв.; внутренняя политика Ивана Грозного, Смутное время.
Характеристика основных видов деятельности ученика: объяснять значение понятий: сословно-представительная монархия, Земский собор, абсолютизм, самодержавие, волость, стан, крепостничество; анализировать отрывки из исторических источников (сочинение Г. Котошихина, некоторые статьи Соборного Уложения); характеризовать политическое устройство России в XVIIв.; разъяснять функции органов власти, существовавших в России; характеризовать личности и деятельность первых Романовых.
№ | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Обратная связь | Основная форма работы |
1 | Организационный момент | Мотивация учащихся, разъяснение целей и задач урока | Погружение в учебную ситуацию | ||
2 | Опережающее задание | Презентация
|
Вопросы учащихся к выступившим, уточнение полученной информации | ||
3 | Выполнение заданий | Анализ предложенного учителем титула царя. Начинают составлять в тетради схему «Управление Российским государством в XVII веке» | Ответы | Фронтальная индивидуальная | |
Рассказ учителя о Земских соборах с актуализацией знаний | Ответы на вопросы, уточнение моментов, вызвавших затруднения | фронтальная | |||
Рассказ учителя о Боярской думе с последующей формулировкой задания по картине и историческому источнику | Выполнение задания по картине и историческому документу; анализ документа.Продолжение заполнения схемы. | Вопросы к учителю, уточняющие текст источника; вопросы к ученикам, уточняющие их точку зрения | Фронтальная, индивидуальная | ||
Рассказ учителя о приказах с последующей формулировкой задания | Выполнение задания по картине и историческому документу; анализ документа.Продолжение заполнения схемы. | Вопросы к учителю, уточняющие текст источника; вопросы к ученикам, уточняющие их точку зрения | Фронтальная, индивидуальная | ||
Рассказ учителя о местном управлении | Слушают, продолжают заполнять схему | Фронтальная | |||
Рассказ учителя о создании Соборного Уложения 1649 г.с последующей формулировкой задания | Анализируют исторический источник (статьи Соборного Уложения) | Вопросы к учителю, уточняющие текст источника; вопросы к ученикам, уточняющие их точку зрения | Фронтальная, индивидуальная | ||
4 | Подведение итогов урока | Формулирование выводов по уроку совместно с учащимися. Ученики задают вопросы, на которые ещё не получили ответ. | |||
5 | Закрепление изученного материала | Инструктаж по выполнению | Выполнение заданий из контрольного листа | Письменный ответ на тестовые задания | индивидуальная |
Ход урока
I. Представление опережающего задания.
II. Царь.
Слайд 4,5
Титул царя Михаила Федоровича Романова звучал следующим образом:
Божиею милостию, Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович, всея Руси Самодержец Владимирский, Московский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Лифляндский, Удорский, Обдорский, Кондийский, и всея Сибирския земли и Северныя страны Повелитель и Государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей и иных многих государств Государь и Обладатель.
Вопросы для учащихся.
- Назовите из титула термин, которым обозначались правители Руси той поры.
- Когда появился этот титул и кто был первым русским царем? Вспомните происхождение данного слова?
- Какой термин свидетельствует о характере власти русских царей?
III. Земские соборы.
Слайд 4,6 Выбранный волей земского собора, Михаил Федорович собирал собор 10 раз с 1613 по 1645 гг. Часто соборы решали текущие дела, которые ранее разбирала Боярская дума: об отражении неприятеля, о сборе налогов, о принятии «под руку Москвы городов». Видную роль на Соборах играли представители служилых людей, городов и сельских общин. Активная деятельность Земских соборов 1613-1645 гг. корнями уходила в особенности политической жизни Смутного времени, когда центральная власть заметно ослабла. Царь из новой династии вырабатывал решения, советуясь со «всей землей», дабы с ней же разделить ответственность за их последствия. Особенностью сословно-представительной монархии в России было то, что инициатива созыва земских соборов шла «сверху». Вспомните, чем отличалась сословно-представительная монархия в западных странах. В дальнейшем, по мере упрочения центральной власти роль Земских соборов начала падать. Сын Михаила Алексей созывал соборы все реже. Последний Земский собор был созван в 1653 году. С тех пор власть опиралась не на представителей сословий, а на бюрократию и армию, поэтому власть окончательно стала самодержавной.
IV. Боярская дума.
Слайд 4, 7, 9. С XV в. Московские монархи управляли страной с помощью Боярской думы.
Картина А. П. Рябушкина. Боярская дума при Михаиле Романове (слайд 7). Рассмотрите внимательно картину и прочитайте описание работы Боярской думы подъячего Посольского приказа Григория Котошихина, бежавшего в Швецию в 1664 году.
Вопросы для учащихся.
- Какие исторические реалии, описанные дьяком, отразил художник?
- Назовите четыре думных чина?
- замените фразу «по породе своей, а не по службе» термином;
- какие вопросы решаются на сидении; подберите современный аналог слову сидение;
- на какие части делится дума при Алексее Михайловиче?
- как проходит процедура принятия решения?
- как называется решение Боярской думы и царя, принятое в ходе сидения?
О СИДЕНИИ ЦАРЯ С БОЯРАМИ (ГРИГОРИЙ КОТОШИХИН).
И как царю лучится сидети с теми бояры и думными людьми в думе о иноземских и о своих государственных делах, и в то время бояре и околничие и думные дворяне садятца чином, от царя поодаль, на лавках: бояре по боярами, кто кого породою ниже, а не тем, кто выше и преж в чину; околничие под боярами против того ж; под окольничими думные дворяне потомуж, по породе своей, а не по службе; а думные дьяки стоят, а иным временем царь велит им сидеть; и о чем лучитца, мыслити, мыслят с царе, яко обычай и инде в государствах. А лутчица царю мысль свою о чем объявити, и он им объявя, приказывает, чтоб они, бояре и думные люди, помысля, к тому делу дали способ: и кто из тех бояр поболши и поразумнее, или кто и из меньших, и они мысль свою к способу объявливают; а иные бояре брады свои уставя, ничего не отвещают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой породе, и многие из них грамоте не учены и не студерованные, однако сыщется и окроме их кому быти на ответы разумному из больших и из меньших статей бояр. А на чем которое дело быти приговорят, приказывает царь и бояре думным дьяком пометить, и тот приговор записать. А лучится писати о чем грамоты во окрестные государства, и те грамоты прикажут готовить посолскому думному дьяку, а думной дьяк приказывает подьячему, а сам не готовит, а только чернит и прибавляет что надобно и не надобно. А как изготовят, и тех грамот слушают наперед бояре, и потом они же, бояре, слушают в-другоряд с царем все вместе; также и иные дела, написав, внесут слушать всем же боярам; и слушав бояре учнут слушать в-другоряд с царем же. А на всяких делах закрепляют и помечают думные дьяки, а царь и бояре ни к каким делам, кроме того, что послы прикладывают руки к договорным записям, руки своей не прикладывают, для того устроены они, думные дьяки; а к меньшим ко всяким делам прикладывают руки простые дьяки, и приписывают подьячие свои имена.
А как царю лучится о чем мыслити тайно, и в думе бывают те бояре и окольничие, ближние, которые пожалованы из спальников, или которым приказано бывает приходити; а иные бояре, и окольничие, и думные люди, в ту палату, в думу, и ни для каких нибуди дел не ходят, развее царь укажет.
V. Приказы.
Слайд 4, 8, 10. В XVII в приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной, хозяйственной жизни число центральных ведомств быстро росло. Существовало до 80 приказов, но постоянных – до 40. Между приказами отсутствовало четкое разделение функций. Одни ведали какой-либо отраслью управления в масштабе всей страны. Другие могли заниматься теми же делами на определенной территории. В своем труде, который назывался, « О России в царствование Алексея Михайловича» , Григорий Котошихин описывает некоторые приказы. Дополните схему управления государством названиями приказов со стр.51 в учебнике. Определите по названию в схеме и по описанию, что это за приказ.
- Приказ ______; а в нем сидит диак, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские, тайные и явные; и в тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того Приказу подьячие с послами в государства, и на посолские съезды, и в войну с воеводами, для того что послы, в своих посолствах много чинят не к чести своему государю, в проезде и в розговорных речах, как о том писано выше сего в посолской статье, А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнилися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали.
- _______ Приказ; а в нем сидит думной дьяк, да два дьяка, подьячих 14 человек. А ведомы в том Приказе дела всех окрестных государств, и послов чюжеземских принимают и отпуск им бывает; такъже и Руских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство прилучится, отпуск им бывает ис того ж Приказу; да для переводу и толмачества переводчиков Латинского, Свейского, Немецкого, Греческого, Полского, Татарского, и иных языков, с 50 человек, толмачей с 70 человек.
- __________ Приказ; а в нем сидит боярин, да два дьяка. А 74 в том Приказе ведомы стрелецкие приказы, Московские и городовые; и собирают тем стрелцом жалованье со всего Московского государства…
VI. Законы. Соборное уложение 1649 г.
Слайд 11. После Смуты активизировалась законодательная деятельность. События начала века подорвали все учреждения и установления. Многое нужно было восстанавливать, переделывать или делать заново. Применялись законы раннего времени, законы принятые во второй половине 16 века, и законы, принятые с воцарением Михаила Федоровича. Необходимо было свести их в единый документ – свод законов. Слайд . Возглавил комиссию по разработке свода князь Одоевский. Работал в комиссии и царь Алексей Михайлович.
Прочитайте текст Соборного уложения и ответьте на вопросы к каждой части. Слайд 12.
1. В лето 7156 го(да), государь царь и великии князь Алексеи Михайлович, всея Русии самодержец, говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми, которые статьи написаны в правилех Святых Апостол, и Святых Отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны те статьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей росийских, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, указы и боярские приговоры на всякие государьственные и на земские дела собрать, и те государьские указы и боярские приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по тому же написати и изложити по его государеву указу общим советом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, от болшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна.
Вопросы для учащихся.
А) назовите источники Соборного уложения;
Б) какой принцип должен был быть положен в основу свода законов.
2. ГЛАВА II. О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ . Слайд 13.
1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.
2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнити смертию
Вопросы для учащихся.
А) Какие поступки Соборное Уложение рассматривало как государственное преступление?
Б) Какие наказания назначались за эти поступки?
В) К каким недавним историческим событиям отсылает документ?
Г) Как изменилось отношение к роли царя в жизни страны?
3. ГЛАВА XI . СУД О КРЕСТЬЯНEX . Слайд 14.
1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной в и(ы)ные приказы после московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.
Вопросы для учащихся.
А) Какое важное изменение произошло в положении крестьян? Под каким названием оно осталось в истории?
Русское законодательство XVII века выражало волю феодалов, защищало феодальную собственность, «законность» крепостного права. Большую роль в окончательном законодательном оформлении крепостного права сыграли дворянские челобитные. Они формулировали волю набиравшего силу сословия, к которому прислушивался царь.
VII. Формулирование выводов по теме урока совместно с учащимися.
Слайд 15.
Царская власть за период правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича усилилась.
Усилилось крепостное право. Крестьян прикрепили к земле.
Окрепла опора царской самодержавной власти – дворянство.