Урок истории по теме "Политическое развитие России в XVII веке"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока. Проследить общее направление политического развития России в XVII в.; показать учащимся причины усиления самодержавного характера власти и его последствия.

Основное содержание урока. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Приказная система. Местное управление. Законы. Соборное уложение 1649г.

Образовательная среда . Учебник, рабочая тетрадь, отрывки сочинения Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича» (constitutions.ru/archives/5069 О СИДЕНИИ ЦАРЯ С БОЯРАМИ (ГРИГОРИЙ КОТОШИХИН), отрывки из Соборного Уложения 1649 года, карта «Территориальный рост России в XVII веке», презентация, рабочий лист учащегося.

Внутрипредметные связи: новая история – сословно-представительная монархия во Франции, Англии, складывание абсолютизма во Франции в XVIIв.; внутренняя политика Ивана Грозного, Смутное время.

Характеристика основных видов деятельности ученика: объяснять значение понятий: сословно-представительная монархия, Земский собор, абсолютизм, самодержавие, волость, стан, крепостничество; анализировать отрывки из исторических источников (сочинение Г. Котошихина, некоторые статьи Соборного Уложения); характеризовать политическое устройство России в XVIIв.; разъяснять функции органов власти, существовавших в России; характеризовать личности и деятельность первых Романовых.

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Обратная связь Основная форма работы
1 Организационный момент Мотивация учащихся, разъяснение целей и задач урока Погружение в учебную ситуацию    
2 Опережающее задание   Презентация
  1. Михаил Федорович Романов
  2. Алексей Михайлович Романов
Вопросы учащихся к выступившим, уточнение полученной информации  
3 Выполнение заданий   Анализ предложенного учителем титула царя. Начинают составлять в тетради схему «Управление Российским государством в XVII веке» Ответы Фронтальная индивидуальная
Рассказ учителя о Земских соборах с актуализацией знаний Ответы на вопросы, уточнение моментов, вызвавших затруднения фронтальная
Рассказ учителя о Боярской думе с последующей формулировкой задания по картине и историческому источнику Выполнение задания по картине и историческому документу; анализ документа.Продолжение заполнения схемы. Вопросы к учителю, уточняющие текст источника; вопросы к ученикам, уточняющие их точку зрения Фронтальная, индивидуальная
Рассказ учителя о приказах с последующей формулировкой задания Выполнение задания по картине и историческому документу; анализ документа.Продолжение заполнения схемы. Вопросы к учителю, уточняющие текст источника; вопросы к ученикам, уточняющие их точку зрения Фронтальная, индивидуальная
Рассказ учителя о местном управлении Слушают, продолжают заполнять схему   Фронтальная
Рассказ учителя о создании Соборного Уложения 1649 г.с последующей формулировкой задания Анализируют исторический источник (статьи Соборного Уложения) Вопросы к учителю, уточняющие текст источника; вопросы к ученикам, уточняющие их точку зрения Фронтальная, индивидуальная
4 Подведение итогов урока Формулирование выводов по уроку совместно с учащимися. Ученики задают вопросы, на которые ещё не получили ответ.  
5 Закрепление изученного материала Инструктаж по выполнению Выполнение заданий из контрольного листа Письменный ответ на тестовые задания индивидуальная

Ход урока

I. Представление опережающего задания.

II. Царь.

Слайд 4,5

Титул царя Михаила Федоровича Романова звучал следующим образом:
Божиею милостию, Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович, всея Руси Самодержец Владимирский, Московский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Лифляндский, Удорский, Обдорский, Кондийский, и всея Сибирския земли и Северныя страны Повелитель и Государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей и иных многих государств Государь и Обладатель.

Вопросы для учащихся.

  1. Назовите из титула термин, которым обозначались правители Руси той поры.
  2. Когда появился этот титул и кто был первым русским царем? Вспомните происхождение данного слова?
  3. Какой термин свидетельствует о характере власти русских царей?

III. Земские соборы.

Слайд 4,6 Выбранный волей земского собора, Михаил Федорович собирал собор 10 раз с 1613 по 1645 гг. Часто соборы решали текущие дела, которые ранее разбирала Боярская дума: об отражении неприятеля, о сборе налогов, о принятии «под руку Москвы городов». Видную роль на Соборах играли представители служилых людей, городов и сельских общин. Активная деятельность Земских соборов 1613-1645 гг. корнями уходила в особенности политической жизни Смутного времени, когда центральная власть заметно ослабла. Царь из новой династии вырабатывал решения, советуясь со «всей землей», дабы с ней же разделить ответственность за их последствия. Особенностью сословно-представительной монархии в России было то, что инициатива созыва земских соборов шла «сверху». Вспомните, чем отличалась сословно-представительная монархия в западных странах. В дальнейшем, по мере упрочения центральной власти роль Земских соборов начала падать. Сын Михаила Алексей созывал соборы все реже. Последний Земский собор был созван в 1653 году. С тех пор власть опиралась не на представителей сословий, а на бюрократию и армию, поэтому власть окончательно стала самодержавной.

IV. Боярская дума.

Слайд 4, 7, 9. С XV в. Московские монархи управляли страной с помощью Боярской думы.

Картина А. П. Рябушкина. Боярская дума при Михаиле Романове (слайд 7). Рассмотрите внимательно картину и прочитайте описание работы Боярской думы подъячего Посольского приказа Григория Котошихина, бежавшего в Швецию в 1664 году.

Вопросы для учащихся.

  1. Какие исторические реалии, описанные дьяком, отразил художник?
  2. Назовите четыре думных чина?
  3. замените фразу «по породе своей, а не по службе» термином;
  4. какие вопросы решаются на сидении; подберите современный аналог слову сидение;
  5. на какие части делится дума при Алексее Михайловиче?
  6. как проходит процедура принятия решения?
  7. как называется решение Боярской думы и царя, принятое в ходе сидения?

О СИДЕНИИ ЦАРЯ С БОЯРАМИ (ГРИГОРИЙ КОТОШИХИН).

И как царю лучится сидети с теми бояры и думными людьми в думе о иноземских и о своих государственных делах, и в то время бояре и околничие и думные дворяне садятца чином, от царя поодаль, на лавках: бояре по боярами, кто кого породою ниже, а не тем, кто выше и преж в чину; околничие под боярами против того ж; под окольничими думные дворяне потомуж, по породе своей, а не по службе; а думные дьяки стоят, а иным временем царь велит им сидеть; и о чем лучитца, мыслити, мыслят с царе, яко обычай и инде в государствах. А лутчица царю мысль свою о чем объявити, и он им объявя, приказывает, чтоб они, бояре и думные люди, помысля, к тому делу дали способ: и кто из тех бояр поболши и поразумнее, или кто и из меньших, и они мысль свою к способу объявливают; а иные бояре брады свои уставя, ничего не отвещают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой породе, и многие из них грамоте не учены и не студерованные, однако сыщется и окроме их кому быти на ответы разумному из больших и из меньших статей бояр. А на чем которое дело быти приговорят, приказывает царь и бояре думным дьяком пометить, и тот приговор записать. А лучится писати о чем грамоты во окрестные государства, и те грамоты прикажут готовить посолскому думному дьяку, а думной дьяк приказывает подьячему, а сам не готовит, а только чернит и прибавляет что надобно и не надобно. А как изготовят, и тех грамот слушают наперед бояре, и потом они же, бояре, слушают в-другоряд с царем все вместе; также и иные дела, написав, внесут слушать всем же боярам; и слушав бояре учнут слушать в-другоряд с царем же. А на всяких делах закрепляют и помечают думные дьяки, а царь и бояре ни к каким делам, кроме того, что послы прикладывают руки к договорным записям, руки своей не прикладывают, для того устроены они, думные дьяки; а к меньшим ко всяким делам прикладывают руки простые дьяки, и приписывают подьячие свои имена.

А как царю лучится о чем мыслити тайно, и в думе бывают те бояре и окольничие, ближние, которые пожалованы из спальников, или которым приказано бывает приходити; а иные бояре, и окольничие, и думные люди, в ту палату, в думу, и ни для каких нибуди дел не ходят, развее царь укажет.

V. Приказы.

Слайд 4, 8, 10. В XVII в приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной, хозяйственной жизни число центральных ведомств быстро росло. Существовало до 80 приказов, но постоянных – до 40. Между приказами отсутствовало четкое разделение функций. Одни ведали какой-либо отраслью управления в масштабе всей страны. Другие могли заниматься теми же делами на определенной территории. В своем труде, который назывался, « О России в царствование Алексея Михайловича» , Григорий Котошихин описывает некоторые приказы. Дополните схему управления государством названиями приказов со стр.51 в учебнике. Определите по названию в схеме и по описанию, что это за приказ.

  1. Приказ ______; а в нем сидит диак, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские, тайные и явные; и в тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того Приказу подьячие с послами в государства, и на посолские съезды, и в войну с воеводами, для того что послы, в своих посолствах много чинят не к чести своему государю, в проезде и в розговорных речах, как о том писано выше сего в посолской статье, А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнилися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали.
  2. _______ Приказ; а в нем сидит думной дьяк, да два дьяка, подьячих 14 человек. А ведомы в том Приказе дела всех окрестных государств, и послов чюжеземских принимают и отпуск им бывает; такъже и Руских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство прилучится, отпуск им бывает ис того ж Приказу; да для переводу и толмачества переводчиков Латинского, Свейского, Немецкого, Греческого, Полского, Татарского, и иных языков, с 50 человек, толмачей с 70 человек.
  3. __________ Приказ; а в нем сидит боярин, да два дьяка. А 74 в том Приказе ведомы стрелецкие приказы, Московские и городовые; и собирают тем стрелцом жалованье со всего Московского государства…

VI. Законы. Соборное уложение 1649 г.

Слайд 11. После Смуты активизировалась законодательная деятельность. События начала века подорвали все учреждения и установления. Многое нужно было восстанавливать, переделывать или делать заново. Применялись законы раннего времени, законы принятые во второй половине 16 века, и законы, принятые с воцарением Михаила Федоровича. Необходимо было свести их в единый документ – свод законов. Слайд . Возглавил комиссию по разработке свода князь Одоевский. Работал в комиссии и царь Алексей Михайлович.

Прочитайте текст Соборного уложения и ответьте на вопросы к каждой части. Слайд 12.

1. В лето 7156 го(да), государь царь и великии князь Алексеи Михайлович, всея Русии самодержец, говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми, которые статьи написаны в правилех Святых Апостол, и Святых Отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны те статьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей росийских, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, указы и боярские приговоры на всякие государьственные и на земские дела собрать, и те государьские указы и боярские приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по тому же написати и изложити по его государеву указу общим советом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, от болшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна.

Вопросы для учащихся.

А) назовите источники Соборного уложения;

Б) какой принцип должен был быть положен в основу свода законов.

2. ГЛАВА II. О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ . Слайд 13.

1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.

2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнити смертию

Вопросы для учащихся.

А) Какие поступки Соборное Уложение рассматривало как государственное преступление?
Б) Какие наказания назначались за эти поступки?
В) К каким недавним историческим событиям отсылает документ?
Г) Как изменилось отношение к роли царя в жизни страны?

3. ГЛАВА XI . СУД О КРЕСТЬЯНEX . Слайд 14.

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной в и(ы)ные приказы после московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

Вопросы для учащихся.

А) Какое важное изменение произошло в положении крестьян? Под каким названием оно осталось в истории?

Русское законодательство XVII века выражало волю феодалов, защищало феодальную собственность, «законность» крепостного права. Большую роль в окончательном законодательном оформлении крепостного права сыграли дворянские челобитные. Они формулировали волю набиравшего силу сословия, к которому прислушивался царь.

VII. Формулирование выводов по теме урока совместно с учащимися.

Слайд 15.

Царская власть за период правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича усилилась.

Усилилось крепостное право. Крестьян прикрепили к земле.

Окрепла опора царской самодержавной власти – дворянство.