Обобщение изученного по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (110 кБ)


Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Причастие».

Задачи урока:

  • образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художественном, научном тексте;
  • развивающие: развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам;
  • воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, уважение к труду писателя.

Оборудование: презентация к уроку, созданная в программе OfficePowerPoint, компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Планируемые результаты:

  • Коммуникативные: управлять поведением партнеров в группе, оценка действия партнёра.
  • Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
  • Познавательная: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе самокоррекции.

Ход урока

Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Галина Викторовна, я учитель русского языка и литературы. Сегодня мне выпала большая честь провести урок в вашей школе в вашем замечательном 6 классе, где учатся, как мне сказали, замечательные ученики.

Приветствуют учителя

Время

1 мин.

Актуализация знаний

Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?

– Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого?

– Вы обладаете такими качествами?

– Тогда мы начинаем наш урок, на котором мы будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким? Угадайте?

Загадка

Мама – Прилагательное,
Папа – сам Глагол,
Их сыночек родненький
В них двоих пошёл.
Мамины вопросики
Сынок всем задаёт.
Признаки по действию
Предметам раздаёт.
Этому ребёнку
С рожденья повезло:
Как мама, он имеет
Род, падеж, число.
Время он имеет,
Как родной отец,
Имя отгадаешь –
Будешь молодец!

О каком имени идет речь?

– Да, ребята, на уроке мы будем говорить о причастии. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с ними?

– А всегда ли вы понимаете, что в тестах, с которым работаете на уроках истории, географии встречаются причастия?

– Давайте назовём причастие из разных предметных областей?

– Сегодня мы откроем секреты использования причастий и причастных оборотов в текстах различных предметных областей, а также повторим орфограммы, изученные по этой теме. Тему урока мы обозначили «Обобщение изученного по теме «Причастие»»

– Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. Чему мы сегодня будем учиться?

– А где вам могут пригодиться полученные на уроках умения?

На уроке вы не должны забыть про заполнение Листов самооценки (Приложение 7)

 

 

– Умение мыслить, анализировать, думать.

– Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Причастие.

– На любых.

– Не всегда.

Если да, то называют причастия

Записывают тему урока, если работать будут в тетрадях

 

– Будем учиться находить причастия в текстах разных жанров и определять их роль, работать с орфограммами.

– На других уроках, на экзамене и просто в жизни

5 мин.

Систематизация и обобщение знаний

Для дальнейшей работы нам необходимо разбиться на группы.

Каким образом мы это сделаем?

Задание для 1 группы: (Приложение 1)

Работа с текстом из учебника биологии.

Задание для 2 группы: (Приложение 2)

Работа с предложениями из учебника истории.

Задание 3 группы: (Приложение 3)

Работа с текстом из учебника по Литературе.

Задание 4 группы: (Приложение 4) из области Литературы

Задание 5 группы из области биологии (Приложение 5)

 

Расходятся по группам 3-4 человека

 

Работа в группах:

Отводят роль каждому учащемуся в группе.

 

 

 

 

 6 мин.

 

Подошло время обмена опытом. Давайте послушаем выступление каждой группы.

– По мере вашего ответа мы составляли таблицу "Стилистические функции причастий и причастных оборотов". (Приложение 6)

Общий вывод по таблице

Выступают представители каждой группы.

  • Называют темы, знания которых обобщались.
  • Указывают стиль текста, с которым работали.
  • Указывают роль причастий в данном тексте
  • Один из учеников заполняет таблицу на доске

4 мин.

Домашнее задание

Проследите за своей речью и речью своих близких на наличие в ней причастий и причастных оборотов. Сделайте вывод по поводу употребления причастий в разговорной речи.

Записывают домашнее задание

1 мин.

Рефлексия

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я научился…
  9. у меня получилось …
  10. меня удивило…

Рефлексируют свою деятельность на уроке

3 мин.

Приложения 1-7.